• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Деятельность системы органов государственной безопасности

Предмет:Право
Тип:Курсовая
Объем, листов:34
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:ссср, органов, нквд, милиции, отдел, годы, страны, органы, союза, дел, огпу, суд, функции, сср, всех
Процент оригинальности:
89 %
Цена:400 руб.
Содержание:

Введение 2

1. СССР в 1930-1940-е годы 5

1. 1. Индустриализация страны 5

1. 2. Общественно-политическая жизнь в годы первых пятилеток 9

2. Общая характеристика правоохранительных органов 12

2. 1. Правоохранительные органы в период НЭПа 14

2. 2. Развитие правоохранительных органов СССР в 1930-е годы 15

3. Система правоохранительных органов СССР в 1930-1940-е годы 18

3. 1. Создание и деятельность прокуратуры 19

3. 2. Учреждение и развитие НКВД СССР в 1934-1938 г. г. 22

3. 3. Функции органов милиции после 1934 года 25

Заключение 29

Список использованной литературы 33

Вступление:

Деятельность системы органов государственной безопасности до недавнего времени представлялась в несколько облегчённом, канонизированном и во многом идеализированном варианте как постоянный процесс совершенствования форм и методов работы, как цепь побед над врагами. Сложный и неоднозначный процесс становления чекистских служб, ошибки, неудачи в оперативной деятельности, прямые преступления, неверные политические ориентиры, неправильное понимание своего места в государственной структуре и неверные политические ориентиры, всё рассматривалось как абсолютно закрытая зона. Об этом не говорилось открыто, зато народу говорили о победах над его врагами.

Под дулом пистолета людей заставляли делать то, что в корне противоречило их природе. Но для того, чтобы стать тотальной, то есть всеобщей, охватывающей общество, бюрократия должна была осуществлять сплошную перековку народа и делать каждого бюрократом, чиновником, пусть даже мелким, мельчайшим, но все-таки находящимся у нее на службе. В отличие от авторитарной бюрократии, опирающейся на традиционные структуры общественной жизни, в отличие от рациональной буржуазной бюрократии, пекущейся об обеспечении эффективности производства, тоталитарная бюрократия фактически определяет свою высшую роль как самоукрепление, самовозвышение, абсолютное подчинение Вождю, волей которого власть бюрократии получает свое развитие и углубление. Однако такая власть может быть осуществлена лишь при условии, что все, с чем она имеет дело, превращено в аморфный, совершенно пластичный материал. Возвращение общества в аморфное, бесструктурное состояние - принципиальное условие самоутверждения и саморазвития тоталитарной бюрократии. И поэтому все, что обеспечивает самостоятельность человека, не говоря уже о той или иной общественной группе, подлежит беспощадному искоренению. Так было, в частности, во времена насильственной коллективизации, разрушения сельских общественных структур. Так было во времена всех последующих больших и малых «чисток», целью которых, в конечном счете, всегда оказывалось искоренение стихийно возникавших структур общества. Единственной формой структурирования общества, допускаемой в условиях тоталитаризма, могли быть лишь организации, насаждаемые сверху, а потому с самого начала имеющие бюрократический характер. Все естественные способы социального структурирования оказывались на подозрении, так как тоталитарная бюрократия склонна рассматривать любой личный и общественный, то есть самостоятельный, негосударственный интерес как антигосударственный. А посему такой интерес должен быть наказан устрашающей статьей закона, лучше всего статьей о контрреволюционной деятельности.

Созданная после Октябрьской революции система подавления с первых шагов несла в себе быстро развивающийся зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывались революционной целеустремлённостью. Хотя «Всероссийская чрезвычайная комиссия» образовывалась в декабре 1917 года для борьбы против саботажа и бандитизма, то очень скоро её функции распространились на «искоренение контрреволюции», понимаемой в самом широком смысле. Меч, предназначенный для законной защиты революции от заговоров её реальных врагов, оказался занесённым над всем обществом.

Лидеры большевизма, выдвигая на первый план классовую борьбу, абсолютизировали значение государства как орудия власти и отводили в нём особое место карательным инструментам. Сеть органов ВЧК опутала всю структуру гражданских и военных учреждений огромной страны. Осуществляя с санкции партии по своему разумению аресты, ведение следствий, вынесение и приведение приговоров в исполнение, массовые расстрелы «заложников», ВЧК возвела террор и беззаконие в разряд государственной политики. С той поры революционного произвола берёт своё начало специфическая идеология «чекизма», отлакированная и вылизанная последующими поколениями идеологов КПСС и публицистами, паразитирующими на «криминально-патриотической» романтике.

Эта идеология оказалась более живучей, чем структуры её породившие. Мало того, за всё время существования партийных карательных органов - от ВЧК до КГБ, она пользовалась некоторой симпатией и популярностью в массах, в то время как сами органы вызывали у людей, мягко говоря, страх.

Причиной этому, конечно же, наш традиционный двойной стандарт. Сущность совершенно секретной деятельности КГБ до сих пор никому в достаточной степени не известна, но из массового сознания на изъять того, что навечно оставили в нём многосерийные слащаво-мужественные телесериалы «о разведчиках». На самом же деле идеология «чекизма» и чекисты ничего общего с разведчиками не имеют.

Это узурпированное у народа право на его «защиту» его именем от его «врагов» помимо его воли. Врагов определяет не народ, а партия. Враг нужен всегда. Без него станет ясной бессмысленность системы. Поэтому «чекизм» - это постоянный поиск «врагов» по придуманной удобной формуле: «Кто не снами, тот против нас». Это полное слияние идеологии спецслужбы не с законом, а с идеологией правящей партии.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении системы правоохранительных органов СССР 1930-1940 г. г.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:

1. Рассмотреть положение страны в период 1930-1940 г. г.

2. Дать общую характеристику правоохранительных органов;

3. Рассмотреть правоохранительные органы, существовавшие в 1930-1940 г. г.

Объект исследования – правоохранительные органы СССР.

Предметом исследования являются структурные особенности и роль правоохранительных органов СССР.

Заключение:

По Конституции СССР 1924 года разделение функций между СССР и советскими республиками выразилось в разделении наркоматов СНК СССР на общесоюзные (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов) и объединённые (Высший Совет Народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции) [1]. Общесоюзные наркоматы осуществляли власть через «своих уполномоченных», а объединённые — через соответствующие наркоматы союзных республик. Некоторые наркоматы, связанные с национальной спецификой, были оставлены только на уровне союзных республик (наркоматы земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения).

15 октября 1941 вышло распоряжение о переезде правительства в Куйбышев. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года Совет Народных Комиссаров СССР образовывался постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР.

По Конституции СССР 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР образовывался Верховным Советом СССР.

К ведению СНК СССР относилось объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских народных комиссариатов, принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета, по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

Созданная после Октябрьской революции система подавления с первых шагов несла в себе быстро развивающийся зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывались революционной целеустремлённостью. Хотя «Всероссийская чрезвычайная комиссия» образовывалась в декабре 1917 года для борьбы против саботажа и бандитизма, то очень скоро её функции распространились на «искоренение контрреволюции», понимаемой в самом широком смысле. Меч, предназначенный для законной защиты революции от заговоров её реальных врагов, оказался занесённым над всем обществом.

Лидеры большевизма, выдвигая на первый план классовую борьбу, абсолютизировали значение государства как орудия власти и отводили в нём особое место карательным инструментам. Сеть органов ВЧК опутала всю структуру гражданских и военных учреждений огромной страны. Осуществляя с санкции партии по своему разумению аресты, ведение следствий, вынесение и приведение приговоров в исполнение, массовые расстрелы «заложников», ВЧК возвела террор и беззаконие в разряд государственной политики. С той поры революционного произвола берёт своё начало специфическая идеология «чекизма», отлакированная и вылизанная последующими поколениями идеологов КПСС и публицистами, паразитирующими на «криминально-патриотической» романтике.

В 1933 г. была создана Прокуратура СССР. Основной задачей ее было укрепление законности и охрана общественной собственности на всей территории Союза ССР. Надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ Прокурор Союза ССР должен был осуществлять непосредственно (реально этот пункт не действовал, органы госбезопасности были фактически выведены из под надзора прокуратуры). Прокурор Союза ССР имел право законодательной инициативы и право опротестования постановлений Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК.

В августе 1938 г. был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». В течение 1938–1939 гг. была перестроена вся судебная система СССР. Она соответствовала административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный Суд автономной республики — избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения нарсудов.

В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). ОГПУ было преобразовано в Главное управление госбезопасности, которое быстро расширялось (в нем было в 3,5 раз больше сотрудников, чем в милиции). На него были возложены функции внешней разведки, контрразведки и госбезопасности, а также руководство особыми отделами в армии. В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников — тюрьмы.

В 1936 г. была образована ГАИ. Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, "детские комнаты" и ОБХСС, военный учет и МПВО). Рос и численный состав: 87 тыс. сотрудников в 1931 г. , 177 в 1932, 227 в 1941 г.

На НКВД возлагалось обеспечение порядка и госбезопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое и архивное дело. С созданием ГУЛАГа НКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных колоний и лагерей и из «спецпоселенцев» (до 30-х годов места заключения были в ведении республиканских НКВД). НКВД СССР превратился в крупнейшее хозяйственное и строительное ведомство (в 1937 г. он осваивал 6 % всех средств на капитальное строительство). Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия других ведомств. С 1938 г. в системе НКВД создаются даже закрытые НИИ и КБ, в которых работают заключенные ученые и конструкторы.

Были реорганизованы структуры НКВД, выполнявшие судебные функции. В первой половине 30-х годов они свертывались, в 1932 г. «тройкам» ОГПУ было запрещено приговаривать к высшей мере. В 1934 г. Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела по окончании следствия должны были направляться в суд. Однако при наркоме внутренних дел СССР создавалось Особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет и высылку за пределы Союза ССР. Таким образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями, однако более ограниченными, чем ранее Судебная коллегия. В состав ОСО был введен Прокурор СССР или его заместитель. Осенью 1937 г. полномочия ОСО были расширены, оно могло приговаривать к расстрелу, а также проводить разбирательство дел списками.

Чрезмерное расширение функций и структуры НКВД делало его трудноуправляемым. В феврале 1941 г. он был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР.

Целью данной курсовой работы было в рассмотрение системы правоохранительных органов СССР 1930-1940 г. г.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе были решены задачи: рассмотрение положения страны в период 1930-1940 г. г. ; дана общая характеристика правоохранительных органов; рассмотрены правоохранительные органы, существовавшие в 1930-1940 г. г. ; выявлены плюсы и минусы системы правоохранительных органов в СССР в период 1930-1940 г. г.

Список литературы:

1. Конституция СССР 1924 г.

2. Конституция СССР 1936 г.

3. Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР»

4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г.

5. Положение о государственной автомобильной автоинспекции от 3 июля 1936 г.

6. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г.

7. Постановление IX Всероссийского Съезда Советов от 1921 г. «О реорганизации ВЧК»

8. Положение о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г.

9. Алексушин Г. В. «История правоохранительных органов» — Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.

10. Бешанов. В. В. «Танковый погром 1941 года» — Мн. : Харвест, 2001. — Сс. 158—159.

11. Вознесенский. Н. А. «Военная экономика СССР в период отечественной войны» — М. : ОГИЗ, 1948. — Сс. 108—119.

12. Дайнес. В. О. «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» — М. : «Эксмо». 2008. — Сс. 55-57.

13. «Из истории органов госбезопасности НКВД СССР (1934 - 1938): Сборник документов» М. , 1995.

14. «История отечественного государства и права» Под редакцией О. И. Чистякова. М. : Издательство БЕК, 1999г.

15. Кокурин А. И. , Петров Н. В. «ВЧК—КГБ: Структура, функции, кадры (1917—1967)» // Свободная мысль. 1997. № 6—9, 11—12; 1998. № 1—2, 4, 6—8.

16. Колпакиди А. , Север А. «КГБ» — М. : Яуза Эксмо, 2010. — С. 235-341. — 784 с.

17. Кудрявцев В. Н. «Политическая юстиция в СССР» М. : Наука. 2000. С. 166.

18. Лубянка: «ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960: Справочник» / Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров; Под ред. Р. Г. Пихоя. М. , 1997;

19. Малыгин А. Я. «Развитие системы органов внутренних дел в предвоенные годы // Полиция и милиция России: страницы истории» М. , 1995. С. 146.

20. Мартиросян. А. Б. «К решающим битвам» — М. : Вече. 2008. — Сс. 71-73.

21. Рыбников В. В. , Алексушин Г. В. «История правоохранительных органов Отечества» — М. : «Щит-М», 2007.

22. Подвойко П. Р. «Отечественная история», ФИАС, М. : 2008

23. Подвойская А. М. «История России», ЭКСМО, М. : 2006

24. Север. А. «Великая миссия НКВД» — М. : Алгоритм. 2008. — С. 177, 200.

25. Шамбуров. В. Е. «Оккультные корни Октябрьской революции» — М. : Алгоритм. 2006. — С. 11.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: