• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Понятие и принципы избирательного права

Предмет:Право
Тип:Курсовая
Объем, листов:23
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:российской, федерации, выборов, права, выборы, право, органов, власти, избирательное, избирательного, выборах, избирательных, государственной, местного, граждан
Процент оригинальности:
65 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Введение 3

I. Понятие избирательного права и его нормативно-правовое закрепление 4

II. Принципы субъективного избирательного права 10

III. Принципы объективного избирательного права 14

Список использованных источников 20

Вступление:

Данная тема является актуальной, так как имеет непосредственное отношение к каждому гражданину Российской Федерации. Принципы проведения выборов в РФ должны составлять основу знания населения об избирательном праве.

Однако низкий уровень правовой культуры в обществе, а также низкий уровень информированности граждан в сфере избирательного права являются, несомненно, проблемами, от решения которых зависит успешность проведения выборов и достижение непосредственной их цели – формирования легитимной власти в государстве.

В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание этой проблеме. По инициативе избирательной комиссии РФ ежегодно проводятся различные конкурсы среди учащихся общеобразовательных и высших учебных заведений на лучшую работу по избирательному праву. Также разрабатываются интернет-ресурсы, ориентированные на избирателя, в том числе молодежь, подготавливаются информационно-справочные и методические материалы по вопросам избирательного права и избирательного процесса для учителей и преподавателей, учащихся образовательных учреждений.

Уже сейчас все эти мероприятия имеют результаты: усиливаются позитивные представления избирателей о выборах, как одном из главных демократических институтов, обеспечивающих реализацию народного волеизъявления. Повышение доверия населения институту выборов обеспечивает высокую явку на выборах, что в свою очередь является условием образования легитимного правительства.

Заключение:

Объективно избирательное право — это раздел конституционного права (отдельные нормы, регулирующие избирательное право, относятся также к уголовному праву — наказания за преступления, связанные с выборами, и к административному праву — некоторые вопросы материального и технического обеспечения избирательных комиссий, административные наказания за проступки, связанные с выборами, и т. д. ). Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований. Такие нормы могут содержаться в декретах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в инструкциях центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение .

1) Принцип свободы выборов

Значение этого принципа организации и проведения избирательных кампаний является универсальным. Поэтому Конституция Российской Федерации (ст. 3) прямо закрепляет данный принцип на уровне Основного закона. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.

Реализация принципа свободы выборов устанавливает, что при определении их результатов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал. Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись. Реализация принципа свободы выборов и определению результатов голосования закреплена в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. Так, в Хабаровском крае, в Ленинградской и Волгоградской областях предусматривается, что выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших в них участие.

2) Обязательность выборов

Этот принцип характеризуется тем, что выборы являются обязательным и единственным законным (легитимным) способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Любые иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Основному закону и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.

Обязательность выборов означает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их и проведении в установленные законодательством сроки, отменять назначенные выборы или переносить их.

Практика показывает, что обязательность назначения выборов не всегда надежно была подкреплена соответствующими юридическими гарантиями, и в особенности на уровне ряда субъектов Российской Федерации. Это нередко приводило к тому, что уклонение от назначения выборов в установленные сроки стало нередким явлением в отдельных регионах. Так, из-за несовершенства регионального избирательного законодательства в вопросах назначения выборов по состоянию на январь 1997 года в 42 субъектах Российской Федерации не были в установленные сроки проведены выборы законодательных (представительных) органов государственной власти .

Для оптимального решения этого существенного вопроса был определен в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" механизм назначения региональных выборов. Согласно ему выборы в обязательном порядке проводятся в сроки, установленные Конституцией России, федеральными законами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации и являющиеся обязательными на всей их территории (ст. 9).

В случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, установленные уставами и законами субъектов Российской Федерации, они назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий выборного органа (ст. 10).

В случае, если выборы не будут назначены соответствующей избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, тогда выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора должны назначаться соответствующим судом общей юрисдикции, а проведение их возлагается на избирательную комиссию, формируемую Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Кроме того, законодатель счел важным дополнить принцип обязательности выборов рядом гарантий. Так, положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" было закреплено, что "органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантии периодического проведения указанных выборов.

Предусмотренные федеральным законодательством судебные гарантии обязательности назначения выборов исключают любые возможности для уклонения от решения вопроса о дате их проведения.

3) Периодичность проведения

Данный принцип непосредственно связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц.

Принцип периодичности проведения выборов является одним из необходимых и обязательных условий их демократичности и законности. В нормах международного права закреплено, что проводимые через различные промежутки времени свободные выборы относятся к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей.

Периодичность выборов является одновременно и важной гарантией, препятствующей нелегитимному продлению срока обладания властными полномочиями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Поэтому в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 8) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышать пяти лет. Эта норма совместно с указанием законодательства на фиксированные сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового обеспечения периодичности выборов .

4) Альтернативность

Этот принцип закреплен в ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с этой статьей в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.

Вместе с тем, в порядке исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления (ст. 32), а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах (ст. 59).

Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах.

Введение в современную модель российской избирательной системы принципа альтернативности (состязательности) способствовало нарастанию демократических процессов, отвечало зарождению действительного гражданского общества, послужило катализатором развития российского парламентаризма. Благодаря состязательности альтернативных кандидатов и партийных списков волеизъявление избирателей - граждан России - приобретает наиболее объективное выражение, учитывающее реальный

характер соотношения различных сил в общественно-политической жизни страны .

5) Гласность

Главная задача – обеспечить подлинность и не фальсифицированность выборов. Это достигается путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей. В этих целях деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется, открыто и гласно. Основные избирательные действия осуществляются под особым общественным контролем в лице наблюдателей, представителей общественных объединений, средств массовой информации. Обязательно опубликование в установленные законом сроки информации об основных избирательных действиях, а также о размерах избирательных фондов кандидатов в средствах массовой информации .

Список литературы:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 №6-ФКЗ и от 30. 12. 2008 №7-ФКЗ)// Российская газета, №7, 21. 01. 2009

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 20. 03. 2011 N-67) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 24. - 2002. - 17 июня.

3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ (в ред. от 08. 10. 2010. N-228) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Российская газета", N 6. - 2003. - 16 января.

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ ( в ред. от 25. 03. 2011 N-63) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" // "Российская газета", N132. - 2009. - 21 июля.

5. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ (в ред. от 23. 02. 2011 N-51) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Российская газета", N 241. - 2002. - 25 декабря.

Книги

6. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебник. / С. А. Авакьян. В 2 т. Т. 2. - М. : 2007. – 266с.

7. Воробьев, Н. И. , Никулин, В. В. Избирательное право и

Избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник. / Н. И. Воробьев, В. В. Никулин. – М. : 2005. – 104 с.

8. Головин, А. Г. Избирательное право России. Учебник. / А. Г. Головин. - М. : 2007. – 360с.

9. Дмитриев, Ю. А. Исраелян, В. Б. Избирательное право. Учебник. / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. - М. : 2008. – 133с.

10. Зиновьев, А. В. , Поляшова, И. С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. Учебник. А. В. Зиновьев, И. С Поляшова,- М. : 2003. – 412с.

11. Козлова, Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - М. : Юристъ, 2003. — 585 с.

12. Пылин, В. В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. Учебник. В. В. Пылин - М. : 2003. – 430с.

13. Прудников, А. В. , Гасанов, К. М Избирательное право. Учебник. / А. В. Прудников. , К. М. Гасанов - М. : 2007. – 650с.

14. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. / Б. А. Страшун. -М. :БЕК, 2000. - 784с.

15. Лучин, В. О. , Белоновский, В. Н. Избирательное право России. / В. О. Лучин. , В. Н. Белоновский. - М. : 2008. – 510с.

16. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. / В. Е. Чиркин. –М. : Юристъ, 1997. — 568 с.

Статьи

17. Князев С. Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. // Владивосток - 2000. - 213 с.

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: