• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Предупреждение коррупции в сфере образования

Предмет:Право
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:69
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:лиможец, сфера, борьба, ли, взятка, подпонятие, взяткополучатель, временами, стугерон, лицевание, пол-России, междинастический
Процент оригинальности:
70 %
Цена:950 руб.
Содержание:

Введение. . 3

Глава 1. Коррупция в системе образования. 6

§1. Коррупция как социально-правовое явление. 6

1. 1. Понятие признаки и виды коррупции в научной литературе. 6

1. 2. Понятие и признаки коррупции в законодательстве РФ, международном праве. 25

§2. Характерные черты коррупции в системе образования. 39

Глава 2. Основы предупреждения коррупции. 46

§1. Общая характеристика системы предупреждения коррупции. 46

§2. Особенности предупреждения коррупции в системе образования. 51

§3. Меры предупреждения коррупции в системе образования. 61

Заключение. 63

Список использованной литературы. 66

.

Вступление:

Актуальность темы дипломного исследования вряд ли может вызывать сомнения, так как наиболее негативные последствия коррупции можно наблюдать в сфере образования. По законодательству РФ образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями (ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»). Из этого следует, что сфера образования, одна из важнейших сфер, которая влияет на процесс становления личности и формирование ее качественных характеристик (моральный облик, уровень специализации). От того, какого качества новое поколение специалистов получит образование, во многом зависит дальнейшая стабильность государства. Не имея должного уровня образования, новые специалисты, пришедшие на смену старым кадрам, вряд ли смогут предложить что-то полезное. К тому же низкая квалификация будет способствовать утрачиванию достижений в данной области. В этой связи, говорить о развитии, как самого государства, так и отдельных его отраслей не представляется возможным. Таким не сложным примером легко показать значимость образования, в какой-то мере его стратегическое значение.

Над проблемами борьбы с коррупцией работали такие известные ученые как А. А. Аслаханова, А. И. Долгова, А. И. Гурова, А. Н Волобуева, А. С. Никифоров, А. Я. Эстрин, Б. В. Волженкин, Б. П. Орлова, В. В. Колесников, B. C. Овчинского, В. М. Баранов, В. М. Есипова, В. Н. Валуев, В. С. Аванесов, Г. М. Миньковского, С. В Максимов,Д. И. Аминов, Д. К. Нурпеисов, Е. Н. Трикоз, Л. В. Сердюк, Л. З. Мачаладзе, Л. Л. Антонова, М. В. Елеськина, М. Н. Зацепина, Н. А. Катаева, Н. В. Селихов ,Н. В. Щедрин , Ф. Р. Сундурова, Ю. А. Тихомиров, Н. В. Щедрин.

На уровне дошкольного образования коррупция, как правило, имеет место в гораздо меньшей степени, чем на уровне высшего образования.

Пристального внимания заслуживает введение в систему образования единого государственного экзамена (ЕГЭ). Противники ЕГЭ не довольны тем, что качество знаний, их комплексность проверить практически не возможно. Уровень латентности такой коррупции очень велик, ввиду того, что ЕГЭ – явление достаточно новое для системы Российского образования, процедура его проведения пока еще позволяет скрывать возможные коррупционные явления.

Если рассматривать высшее образование то, как мне кажется, именно на этом уровне можно наблюдать наибольшее количество коррупционных проявлений. Причиной тому служит не только трудности во время вступительных испытаний, но и алчность должностных лиц в системе высшего образования.

Отсутствие способностей (навыков) у лица, для того чтобы преодолеть вступительные испытания в высшее учебное заведение, заставляют его искать другие (зачастую незаконные) способы поступления в ВУЗ. Поэтому становится понятно, почему взяточничество при поступлении в ВУЗ уверенно занимает первое место.

Представляется понятным утверждение о наибольшей опасности коррупции именно в высших учебных заведениях. Коррупционные проявления в ВУЗе позволяют игнорировать учебный процесс конкретным студентом, в этой связи, обучение является формальным процессом, и ни о какой дальнейшей специализации такого студента речь идти не может. Лицо, которое в процессе формального образования не может быть приобщено к культуре, ввиду отсутствия должных морально-этических установок, в будущем, скорее всего, будет проявлять поведение, которое можно назвать коррупционным.

Новизна исследования. В первые годы постсоветского периода, возникают первые в новой России идеи борьбы с коррупцией. Это явление связывают, прежде всего, с резко возросшим всевластием чиновничества, которое вымогало взятки, путем создания дополнительных административных барьеров. А также коррупция связана с теми, для кого существующие административные процедуры слишком сложны. Чтобы упростить эти процедуры, граждане часто прибегали к взяточничеству. Как считают многие ученые, долгое время не существовало правовой основы для противодействия, как коррупции, так и для устранения ее последствий. Такое положение обращало внимание ученых на острую проблему коррупции. Но подходы к явлению коррупции были достаточно общими. И борьба с коррупцией (минимизация этого явления) сводилась к усилению контроля для чиновников и ужесточению наказания за взятки. В настоящее время назрела необходимость выработать конкретные предложения по минимизации этого явления в большинстве социальных институтов. Так как каждый социальный институт имеет свои особенности структуры, особый субъектный состав, свои, присущие каждой сфере коррупционные механизмы. Новеллой данная работа является еще и потому, что содержит конкретные, ранее не обозначенные в литературе, составляющие коррупции в сфере образования, а так же меры противодействия коррупции в конкретно обозначенной сфере.

Структура дипломной работы. Основное содержание дипломной работы умещает в себя четыре параграфа, объединенных двумя главами. В работе так же представлено введение, которое содержит описание тематики дипломной работы, а также актуальность и степень разработанности выбранной темы. Заключение к дипломной работе представляет собой общий вывод по дипломному исследованию. К дипломной работе прилагается список литературы использованной при написании данной работы.

Заключение:

Подводя итог дипломной работы, хочу еще раз акцентировать внимания на основных проблемах представленной темы. Прежде всего стоит сказать о глубоких исторических корнях коррупции – известна практически всем письменным источникам, существовавшим на восходе человеческой цивилизации. Далее следует сказать что, возникнове¬ние и существование коррупции становится возмож¬ным тогда, когда функции управления общественной деятельностью обособляются и закрепляются правом. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему общественными ресурсами и принимать решения не в интересах общества или государства, а исходя из сво¬их корыстных побуждений. В число таких ресурсов мо¬гут входить бюджетные средства, государственная или коммунальная собственность, государственные закуп¬ки или заказы, льготы или преференции и многое дру¬гое. Следовательно, когда общественные интересы подменяются личными корыстными интересами чинов¬ника, воплощенными в конкретных действиях, тогда начинается коррупция. Коррупция тем самым выступает как сложное со¬циально-политическое явление, которое зароди¬лось в глубокой древности и продолжает существо¬вать в настоящее время практически во всех странах мира.

Не так давно (19 декабря 2008 года) был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», в котором впервые были закреплены понятие «коррупции» и основополагающие принципы противодействия данного явления, что в свою очередь является положительным моментом, когда ряд достаточно конкретных принципов (требований к деятельности), будет «пронизывать» большее количество преступлений. Данный закон был принят с пакетом документов, одним из которых стал «Национальный план противодействия коррупции», который закрепляет профилактические меры, направленные на предотвращения возникновения коррупции, а также меры направленные на предупреждение коррупции:

1. Формирование не терпимости к актам коррупции.

2. Антикоррупционная экспертиза нормативных актов.

3. Детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.

В настоящее время вопрос о возможности или невозможности одержать победу над этим негативным явлением, а главное как это сделать, остается открытым. Однозначно можно лишь говорить о том, что правовая основа практически готова для выполнения этой задачи. Я думаю, что главным в борьбе с коррупцией должен станет тот инструмент, баланс правовых методов, который наиболее действенно будет выполнять поставленные задачи. Прежде всего, победа над коррупцией, должна начаться в «умах» людей. Необходимо выработать методику проведения государственной политики, результатом которой станет формирование у каждого члена общества понимание того, что коррупция является грузом, который не позволяет государству прочно встать на ноги. Но и государственный механизм должен претерпеть такие изменения в результате которых, для общества станет очевидным, что осуществлять взаимодействие с властными субъектами, гораздо проще и надежнее, не прибегая к каким-либо действиям коррупционного характера. В этой связи, представляется правильным поддержать еще одно, главное, направление борьбы с коррупцией - требования к качественной подготовке. Если молодые люди будут понимать, что с качеством их образования связано их будущее (а сегодня они очень слабо связывают эти две вещи, они связывают свое будущее, может быть, с дипломом, с бумажкой, но не с качеством подготовки), если они поймут, что качество подготовки действительно может обеспечить их успех в будущей жизни, то они все-таки будут требовать знаний. А если преподаватель будет поставлен в такие условия, что от того, насколько качественно он подготовит студентов, он останется преподавать в вузе или не останется, если вуз будет поставлен в условия, когда в зависимости от того, насколько успешно устраиваются после окончания вуза его выпускники, он будет сохранен как вуз, он получит более высокий рейтинг, он будет более востребован.

Список литературы:

1. А. Тропов. История законодательства об ответственности за взяточничество в Российской империи/Тропов А. //Адвокат. -2008. -№9.

2. Антикоррупционная политика: Учеб. пособ. М. : ИНДЕМ-СПАС, 2004. 368 с.

3. Аслаханова А. А. Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией. М. : ЮрИнфоР, 1999. С. 40 - 53.

4. Баранов ВМ. Теневое право: Монография. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002. - С. 98.

5. Волуев. В. Н. , Макарычев А. С Коррупция в России: поли¬тологические подходы // Коррупция в России: муниципаль¬ные, региональные, федеральные и международные аспекты: Аналитический доклад. - Н. Новгород, 2000. - С 39-40;

6. Г. Сатаров «Коррупция спасла образование». /Саратов Г. //Московский Комсомолец. 2 декабря 2002.

7. Е. Н. Мысловский. , Коррупция в России: преступление или образ жизни/Мысловский Е. Н. //Следователь. -2007. -№8.

8. Интервью Г. Сатарова радиокомпании «Маяк» тема: Коррупция в образовании. Ведущая Елена Щедрунова 18 февраля 2004.

9. Интервью министра образования и науки РФ Андрей Фурсенко ведущему программы «Зеркало» Николаю Сванидзе. Тема программы «Реформа образования». НТВ, 16. 04. 2005.

10. Интервью председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, доктора юридических наук, генерал-лейтенант Анатолий Сидоренко Марине Лемуткиной. «В Вузах происходят фантастические вещи». Газета. RU 4 июля 2005.

11. Колесников В. И. Парламентские слушания на тему "О государственной политике и стратегии противодействия коррупции" 21 апреля 2005 г.

12. Коррупция и экономические преступления: Сборник материалов семинара Совета Европы «Проблемы борьбы с коррупцией и преступлениями в сфере экономики»,г. Красноярск, 19-20 октября 1999г. /Под ред. Тарбагаева;Красноярск,2000. -117 с.

13. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М. -«ЮрИнфоР». -2000. -143 с.

14. Международная защита прав и свобод человека. М. : Юридическая литература, 1990.

15. Независимая газета. 30 января 2004.

16. Новые известия. 21 мая 2004.

17. Нургалиев Р. Г. Выступление на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 2006 г. по теме "О реализации положений Послания Президента Российской Федерации на 2006 год по вопросам борьбы с коррупцией" // Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень. 2006. N 194(908). \

18. О. Б. Аникеева. , Борьба с коррупцией в образовании/Аникеева О. Б. //Вестник Совета Федерации. 2008. -№6.

19. Отчет Всемирного банка о мировом развитии / Под ред. Д. Тушунова. М. : Агентство экономической информации "Прайм-Тасс", 1997. С. 123.

20. Профессиональная этика Тюмень, 2004. С. 160–181.

21. Российская газета. 21 февраля 2009.

22. Российское законодательство X - XX вв. : В 9 т. Т. 2. С. 133.

23. Сборник документов "Конвенции Совета Европы и Российской Федерации". М. : Юридическая литература, 2000. С. 281-289.

24. Селихов Н. В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты):Автореф. дисс. . . . кандид. юрид. наук.

25. Екатеринбург, 2001. -С. 8-9.

26. Твоя вертикаль. 2004 г. № 3 март.

27. Чайка Ю. Я. Выступление на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов 25 ноября 2006 г. М. , 2006.

28. Щедрин Н. В. Коррупционные нормы в государственном праве/Н. В. Щедрин// На правах рукописи. -2009.

29. Эксанова. А. А. Подкуп как криминогенное преступление: право¬вая природа, квалификация и ответственность: Моногра¬фия /Под ред. П. Н. Панченко. - Н. Новгород, 2001. —С. 67.

30. Эстрин А. Я. Взяточничество в законодательстве и доктрине // Труды кружка уголовного права Санкт-Петер¬бургского университета. -СПб. , 1913. - С. 153-189.

31. Ю. А. Тихомиров, Е. Н. Трикоз. , Право против коррупции/Тихомиров Ю. А. , Трикоз Е. Н. //Журнал российского права. -2007. -№5.

Список использованных нормативных актов

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. -М. :проспект,2009. -192С.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - Нвосибирск, 2009. -296 с.

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 25. 12. 2008).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -Новосибирск:Сиб. унив. изд-во,2008. -285 С.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В. М. Лебедев. – М. :Юрайт-Издат,2006. - 921 с.

5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» (от 19 декабря 2008г).

6. Федеральный закон «Об образовании»(от 10 июня 1992 г, в ред. ФЗ от 10 января 2009г. ).

7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции» (от 19 мая 2008г).

8. Национальный план борьбы с коррупцией Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

Список использованных международных актов

1. Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принят Генеральной Ассамблеей ООН (17. 12. 1979 г). // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

2. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис.

3. Модельный закон «О борьбе с коррупцией в СНГ», Принят в г. Санкт-Петербурге 03. 04. 1999 г. Постановлением № 13-4 на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис.

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: