• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Процессуальный порядок следственных действий в отношении несовершеннолетних.

Предмет:Право
Тип:Курсовая
Объем, листов:79
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:несовершеннолетнего, несовершеннолетних, преступления, экспертизы, ответственности, отношении, возраста, необходимо, могут, делам, уголовной, действий, упк, экспертиза, значение
Процент оригинальности:
99 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Введение

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

§1. Понятие «несовершеннолетний». Виды и особенности назначения наказания

§ 2. Особенности предмета и пределы доказывания

Глава 2. Процессуальные особенности производства с привлечением несовершеннолетнего

§ 1. Особенности производства расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних.

§ 2 Особенности производства допроса, очной ставки, проверки показаний на месте и иных следственных действий с участием несовершеннолетних

§3 Особенности назначения и проведения судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Заключение

Список литературы

Вступление:

Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, таких как рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, правовые преобразования осуществляемые государством и повышения значения установления обстоятельств по делам о преступлениях несовершеннолетних, особый процессуальный порядок следственных действий в отношении несовершеннолетних.

В последние годы, в связи с кризисной социально-экономической обстановкой в нашей стране, уровень морали и культуры неминуемо падает, и сильнее всего это сказывается на молодом поколении. У подавляющего большинства детей Российской Федерации уровень правовой культуры крайне низок. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых детьми, причем количество тяжких преступлений динамически растет. По данным Федеральной службы государственной статистики число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии на территории Российской Федерации за январь-апрель 2011г. составило 22337.

Существующий принцип гласит, что незнание закона не освобождает от ответственности, а большинство правонарушений совершается детьми и подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о последующей ответственности, так как ничего о ней не знают. Другой стороной проблемы является и то, что дети не знают своих прав и, тем более, не знают как их нужно защищать. Это приводит к тому, что они защищают их любыми известными способами, кроме правовых.

В общей статистике лиц, совершивших преступления, большое количество преступлений совершается несовершеннолетними (из 362,9 тыс. лиц, совершивших преступления в январе-апреле 2011г. 22,3 тыс. являются несовершеннолетними). Значительный удельный вес преступлений несовершеннолетних вызывает особую тревогу.

Преступность в среде несовершеннолетних – это серьёзная проблема, с которой так или иначе сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что свершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути просто дети, жизнь которых только начинается.

Поэтому, проводить следственные действия в необходимо в строгом соответствии с законом, учитывая особенности проведения данных действий в отношении несовершеннолетних.

Oсобые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц не достигших cовершеннолетнего возраста.

Важное значение имеют вопросы правовой защищенности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Поэтому вопрос о гарантиях прав личности несовершеннолетнего правонарушителя постоянно привлекает внимание ученых и практиков всех стран. С учетом психологических и возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей генеральная Ассамблея установила «Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций» , касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» в 1985г. Также эти вопросы отражены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989г. , в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-либо форме , в других международных актах в Конституции РФ и иных национальных законах.

В соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а так же содействовали их перевоспитанию.

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает особый порядок уголовного судопроизводства по делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли возраста 18 лет. Уголовно-процессуальным и уголовным законом установлены некоторые особенности, связанные именно с несовершеннолетием преступников, но помимо законодательно установленных есть и другие особенности, связанные не столько с процессуальной защитой прав малолетних правонарушителей, сколько с защитой их психики от того воздействия, которое может оказать на них расследование и суд, а также сам факт вынесения в отношении них обвинительного приговора.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы и нормативных актов, проведенный при подготовке данной работы показал, что в результате проводимых в настоящее время на основе Конституции Российской Федерации правовых преобразований, смещения акцентов в уголовно-процессуальном законодательстве на обеспечение прав и законных интересов личности, повышается значение установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних, и, в частности, изучения личности обвиняемого (подсудимого). Однако, несмотря на многочисленные исследования, отдельные вопросы этой проблемы остались вне поля изучения уголовно-процессуальной науки и практики.

Так же необходимо сказать, что анализ практики по уголовным делам, в отношении несовершеннолетних показал неоднократные нарушения при производстве следственных действий.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих между следственным органом и несовершеннолетним, возникающих в процессе выявления, установления, раскрытия и расследования преступлений.

Предметом исследования является уголовно-процессуальное, международное законодательство, подзаконные нормативные акты, регулирующие процессуальные особенности следственных действий в отношении несовершеннолетних, научные положения по исследуемой теме, практика применения данных действий.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является рассмотрение производства следственных действий с участием несовершеннолетних, их процессуальных особенностей, а так же тактики их проведения.

Достижение этой цели предопределил необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть общие положения производства по делам несовершеннолетних;

2. Исследовать особенности основных следственных действий, таких как допрос;

3. Исследовать процессуальные особенности иных следственных действий и порядок назначения экспертизы (на примере судебно-психологической экспертизы).

Методологическая основой работы является принцип научной объективности в соответствии, с которым работа ведется на основе изучения последовательности, взаимосвязи и развитии установления достоверности и всестороннего подхода к рассматриваемой проблеме. Применение принципа научной объективности требует от нас всестороннего анализа разнообразных источников в области юридической науки.

Нормативной базой работы являются: Конвенция о правах ребенка, минимальные стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила), свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, другие федеральные законы, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», нормативные постановления Правительства, ведомственные и межведомственные нормативные акты по вопросам производства следственных действий в отношении несовершеннолетних.

Эмпирическую базу работы составили статистические показатели Федеральной службы государственной статистики за период с 2010 по 2011 год; материалы уголовных дел в отношении несовершеннолетних, материалы судебной практики по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Теоретическая и практическая значимость работы определяется ее объектом и предметом.

Теоретическая значимость работы основывается на выработке положений определяющих верное концептуальное понимание сущности исходных идей, составляющих методологическую основу процессуальной деятельности, в части ведения следственных действий с участием несовершеннолетних.

Практическая значимость основана на получении знания, которое позволит скорректировать уголовно-процессуальное законодательство, методику, тактику ведения следственных действий и повысить тем самым эффективность данных действий с участием несовершеннолетних.

Структура квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение:

Несовершеннолетний имеет особенности, обусловленные психологической характеристикой.

Возраст с четырнадцати до восемнадцати лет, когда, собственно, и имеет место уголовная ответственность несовершеннолетних, это трудный возраст. Помимо того, что человек ещё не сформировался окончательно как личность, не всегда имеет четко определенные взгляды на мир, у него зачастую есть потребность совершать поступки из чувства протеста, наперекор всем, и не так как его об этом просят. Кроме того, из-за присущего этому возрасту чувства коллективизма, нежелания отставать от других либо стремления казаться лучше в глазах сверстников, несовершеннолетний может совершить преступление.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т. д. (ссылайся на источники о социально-психологических особенностях не совершеннолетних) Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.

Учитывая то обстоятельство, что личность несовершеннолетнего еще окончательно не сформировалась, а уголовное наказание – очень сильное средство воздействия на личность, уголовный закон устанавливает ряд серьезных ограничений в применении мер наказания к несовершеннолетним преступникам.

Кроме того, статья 88 устанавливает, что несовершеннолетним могут быть назначены только штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок. Ограничения действуют и при назначении этих видов наказания.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Уголовная ответственность может быть заменена применением принудительных мер воспитательного воздействия.

При назначении наказания несовершеннолетнему, помимо положений статей 61 и 63, учитываются и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

В соответствии с этими правилами нужно выяснять: состояние интеллекта, эмоционально-волевой сферы, умственные способности, уровень и запас общих и профессиональных знаний, образность (абстрактность) мышления и др. В уголовном деле должны быть собраны сведения об основных чертах характера несовершеннолетнего: способность противостоять соблазнам и негативным влияниям, склонность к подражанию, внушению, фантазированию, жестокости или мстительности; способность к разумному поведению в конфликтных, в том числе противоправных, ситуациях, привычки, интересы, увлечения и т. п.

Данные об этих свойствах и состояниях должны быть получены из показаний родителей, учителей, тренеров, соседей, характеристик, историй болезни, амбулаторных карт и т. п. документов, из показаний соучастников преступления и посредством иных доказательств.

По каждому делу о преступлении несовершеннолетнего должно быть выявлено и отражено в соответствующем документе состояние соматического здоровья, наличие сенсорных и других физических или психических недостатков, учет которых обязателен при избрании такому подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения.

Пекинские правила устанавливают, что лица, ведущие производство по делам в отношении несовершеннолетних и наделенные властными полномочиями должны обладать соответствующей квалификацией. В Правилах подчеркивается, что судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и проходить таким образом, чтобы несовершеннолетний мог участвовать в нем и свободно излагать свои показания. Любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская каких-либо ненужных задержек. А также и то, что право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.

Закон не ограничивает возраст, с которого несовершеннолетние или малолетние дети могут быть допрошены в качестве свидетеля или потерпевшего. Однако, учитывая их ограниченную способность к восприятию и воспроизведению, детей дошкольного возраста следует допрашивать лишь в тех случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены иным путем.

С моей точки зрения, необходимо установить в уголовно-процессуальном законодательстве определенный минимальный возраст, по достижении которого дети могут привлекаться к расследованию в качестве свидетелей или потерпевших.

Ведение следственных действий в отношении несовершеннолетних имеет целый ряд специфических особенностей. К примеру при подготовке к допросу возникает необходимость в решении целого ряда специфических вопросов: как создать обстановку, которая бы менее травмировала допрашиваемого, кого пригласить для участия в допросе, с чего начинать выяснение тех или иных вопросов, как их сформулировать, чтобы они были понятны и вместе с тем не являлись бы наводящими.

Подросток, психика которого обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживает проявленную к нему несправедливость, проникается ненавистью к следователю и чаще всего замыкается.

Даже в том случае, когда совершение преступления подозреваемым следователю очевидно, не рекомендуется торопиться изобличать его. Лучше выразить надежду, что допрашиваемый сожалеет о содеянном и расскажет правду.

Во время свободного рассказа несовершеннолетнего не рекомендуется перебивать его вопросами или замечаниями, тем более заявлениями, что он говорит неправду. Даже в том случае, когда обвиняемый признает правильным предъявленное обвинение, естественно его стремление приуменьшить свою вину.

Вопрос о назначении экспертизы имеет важное значение, так как от этого зависит дальнейшее производство по делу.

Понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» и «умственная отсталость» остаются нераскрытыми, что вносит неопределенность в трактовку данных терминов и порождает острые дискуссии среди ученых и практиков о том, какую экспертизу – судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую, необходимо назначать.

Как правило, судебно-психологическая экспертиза назначается, в отношении лиц, не вызывающих сомнений в состоянии их психического здоровья. Если такое сомнение возникает, то необходимо предварительное проведение судебно-психиатрической экспертизы. В случаях, когда умственная отсталость связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, органическими поражениями центральной нервной системы, психопатиями, астеническим синдромом назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

В главе 50 УПК РФ необходимо закрепить норму, регулирующую порядок назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

Следует отметить, что действующий УПК РФ в п. 4 ст. 196 в отличие от п. 3 ст. 79 прежнего УПК РСФСР не предусматривает обязательного назначения и проведения судебной экспертизы для определения психического или физического состояния свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что является не верным. По нашему мнению, судебно-психологическую экспертизу необходимо обязательно проводить не только в отношении потерпевшего, но и свидетеля, особенно малолетнего или несовершеннолетнего. Малолетний возраст, психическая незрелость вызывают сложности при оценке их показаний, в связи с чем первостепенное значение приобретает вопрос об их способности быть свидетелями и давать показания по делу.

В отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса судебно-психологическая экспертиза может проводиться и для установления других обстоятельств, входящих в компетенцию экспертов-психологов, например, для установления мотивации поступков несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых), выявления мотивации изменения показаний. В связи с тем, что для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, может проводиться и экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, направленная на установление внутренней структуры группы, членами которой могут быть как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица.

Расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, предъявляет дополнительные требования уровню профессионализма лица, осуществляющего уголовное преследование. На мой взгляд, необходимо изъять из подследственности органов дознания дела данной категории, оставив подследственность следователей, причем специализирующихся на расследовании данной категории дел. Так как следствие является более полной формой расследования, по сравнению с дознанием, а значит, более полно гарантирует права несовершеннолетнего, к тому же следователи более профессиональны в делах расследования, по сравнению с дознавателем.

Государство, не сумевшее создать условий для того, чтобы оградить ребенка от криминала, исключить саму возможность преступления с его стороны, не имеет оснований для применения к нему всей силы уголовного законодательства уголовном законодательстве России, предусматривающем несколько альтернативных форм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних.

Список литературы:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989) (вступила в силу для СССР 15. 09. 1990)

2. Минимальные стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила) (Приняты 29. 11. 1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

3. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Принят 09. 12. 1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

4. Международный пакт о гражданских и политических правах; Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16. 12. 1966 года.

5. Конституция Российской Федерации

(принята всенародным голосованием 12. 12. 1993)

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 N 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 N 7-ФКЗ)

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18. 12. 2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22. 11. 2001)

(ред. от 29. 12. 2009)

7. Уголовный кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года)

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 № 195-ФЗ (с изм. , внесенными Федеральными законами от 24. 07. 2007 N 212-ФЗ, от 09. 02. 2009 N 3-ФЗ, от 23. 11. 2009 N 261-ФЗ)

9. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29. 12. 1995 № 223-ФЗ (ред. от 28. 12. 2004)

10. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21. 05. 1999 № 120-ФЗ

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

12. Приказ МВД РФ №186 «О первоочередных мерах по активизации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью несовершеннолетних» от 20. 04. 1993 г.

13. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации (постатейный) / под ред. А. Я. Сухарева, - М, НОРМА, 2004

14. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. Под редакцией В. М. Лебедева. М. ,1997 г.

15. Астемиров З. А. “Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних”. М. , 1970.

16. Борисова Н. Е. Правосудие по делам несовершеннолетних: международная практика (ювенальная юстиция по-американски) // Право и жизнь. – 1999. – № 18.

17. Комарова Н. А. , Сидорова Н. А. Некоторые особенности предварительного расследования по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями // Вестн. С. -Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право. – Вып. 2. – СПб. , 1995.

18. Кокурин И. П. Особенности судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 11. Право. – 1996. – № 5

19. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М. , 1991г.

20. Кудрявцев И. А. Ограниченная вменяемость // Государство и право. – 1995. – № 5.

21. Ларин А. М. , Мельникова Э. Б. , Савицкий В. М. Уголовный процесс России. Лекции-очерки / Под ред. В. М. Савицкого. – М. , 1997.

22. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для Российских судей. М. , 1993.

23. Мельник В. В. , Цыцарев С. В. , Яковлев Я. М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. Л. : ЛГУ, 1987.

24. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. – М. , 2000

25. Мельникова Э. Б. , Ветрова Г. Н. Проект Закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации // Правозащитник. – 1996. – № 2.

26. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. М. , изд. ВНИИ МВД СССР

27. Победкин А. В. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. – Курск, 2000

28. Просвирнин В. Г. Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних: Учеб. -метод. пособие. – Воронеж, 2001

29. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. М. : Гардарика, Смысл, 1998

30. Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. – М. , 1998.

31. Уголовно-процессуальное право РФ: Учебник / Отв. ред. П. А. Лупинская. – М. , 2000.

32. Хисматуллин Р. Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних. «Российская юстиция», 1999. № 12.

33. Шимановский В. В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Волгоград, 1980

Готовые работы:

Рекомендованные документы: