• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Формирование культуры взаимоотношений у детей в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:115
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детей, старшем, навыков, общения, основы, глава, этапы
Процент оригинальности:
73 %
Цена:3000 руб.
Содержание:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) 6

1. 1. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста 6

1. 2. Этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте 14

1. 3. Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации 25

Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования культуры взаимоотношений у дошкольников 5 – 7-летнего возраста в условиях детского клуба «Эрудит» 44

2. 1. Описание программы и выборки методов исследования 44

2. 2. Анализ результатов исследования культуры взаимоотношений у дошкольников старшего дошкольного возраста 47

2. 3. Описание игровой программы по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело» 60

Выводы: 65

Заключение 68

Список литературы 71

Приложение 76

Вступление:

Проблема настоящего исследования заключается в том, что, хотя современная система образования и признает необходимость целенаправленно развивать социально-коммуникативные навыки, поскольку это является одним из важнейших факторов успешной социализации дошкольников, но практических рекомендаций до сих пор не существует.

Актуальность темы исследования: Являясь частью окружающего мира, а не изолированным существом, человек нуждается в отношениях с другими людьми. Именно так происходит его полноценное личностное развитие. Поэтому, необходимо глубоко изучать не только личность, характер и способности индивидуума, но и его межличностные взаимоотношения. Личное, социальное благополучие и здоровье человека, его удовлетворенность или неудовлетворенность собственной жизнью определяются характером и качеством межличностных взаимоотношений.

Эффективные межличностные отношения устанавливаются только в том случае, когда человек владеет навыками культуры взаимоотношений с другими людьми.

Никто не появляется на свет с уже сложившимися навыками общения. На формирование культуры взаимоотношений у детей влияет множество факторов. Причем влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Ребенок, при воспитании которого этим аспектам не уделялось достаточного внимания, в последующем может испытывать дефицит общения и даже одиночество.

Степень разработанности проблемы: Изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А. С. Макаренко и Н. К. Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е. А. Аркин и А. С. Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны только отдельные работы.

К сожалению, взрослые больше интересуются результатами интеллектуального развития ребенка, поставив социальное развитие дошкольника на второе место.

Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в необходимости совершенствования технологии развития культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как средства гармонизации социализации подрастающего поколения в условиях детского клуба.

Цель настоящего исследования: изучение механизмов формирования культуры взаимоотношений у детей 5 – 7 лет в условиях детского клуба.

Объект исследования: дети 5 – 7 лет, посещающие детский клуб «Эрудит».

Предмет исследования: условия формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского клуба.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить этапы развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

3. Изучить проблему формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Изучить уровень культуры взаимоотношений у дошкольников старшего возраста.

5. Разработать программу по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста для детского клуба «Эрудит».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что участие детей в программе по формированию культуры взаимоотношений будет эффективным при условии:

• учета возрастных особенностей детей;

• использования оригинальных и увлекательных форм клубной работы с детьми;

• использовании игрового метода как основного при проведении коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности детского клуба.

Методологическая основа исследования:

- принцип культуросообразности в обучении и воспитании (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и др. );

- принципы гуманизации образования (Е. В. Бондаревская, Е. Н. Шиянов и др. );

- культуообразующие принципы социальной педагогики (И. С. Кон, А. В. Мудрик и др. );

- принципы возрастной психологии (B. C. Мухина, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. );

- комплексные исследования в сфере педагогики и психологии детства (В. В. Абраменкова, Н. А. Ветлугина, Е. В. Субботский и др. ).

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование, анкетирование, проектирование.

Практическая значимость исследования: предлагаемую программу возможно использовать в старших и подготовительных группах ДОУ, а также в школах раннего развития и других учреждениях клубного типа, работающих с детьми данной возрастной группы.

Заключение:

Проведенное теоретическое исследование показало, что основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются: произвольность, соподчинение мотивов, самостоятельность, креативность, изменения в самосознании и адекватная самооценка. Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности.

Общение – специфический вид деятельности, присущий человеку, без которого практически невозможно гармоничное развитие и существование индивида. Потребность общаться и участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему.

Культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми. Она приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства и т. д. ), объективных (окружающие условия – стиль родительского воспитания, информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и т. п. , личность педагога и т. д.

Формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста является необходимым условием гармоничной социализации, формирования позитивной самооценки и повышения общей успешности в жизни.

В ходе практического исследования, проведенного во второй главе с участием воспитанников детского клуба «Эрудит», нами были выделены следующие типы детей:

Лидеры – эти дети активно вступают в контакт с другими детьми, у них много друзей, они пользуются большой популярность в детском коллективе. Они не ждут, когда их пригласят в игру, а сами являются инициаторами детских игр и распределяют роли в них. В исследуемом детском коллективе таких детей 20%.

Контактные дети – дети этой группы стремятся к общению, однако не проявляют инициативу первыми. Они ждут, когда их пригласят в игру. В данной группе таких детей подавляющее большинство – 60% испытуемых.

Замкнутые дети – эти дети избегают общения по разнообразным причинам. Они не пользуются популярностью в детском коллективе. Предпочитают общаться с одним другом или воспитателями. В данной группе насчитывается 20% таких детей.

Исследование степени сформированности культуры взаимоотношений показало, что многие дети знают как себя необходимо вести, но на практике нарушают эти правила. Только 10% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений и используют их на практике; 40% детей знают основные правила, но не всегда применяют их на практике, т. е. имеют средний уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений; половина детей (50%) имеют низкий уровень сформированности навыков культуры взаимоотношений.

Мы также выяснили, что наиболее благополучными чаще всего оказываются дети, которые преуспевают в какой-либо деятельности, умеют играть и ладить с другими детьми, как правило, веселые и приветливые. Другие дети подчеркивают их красоту, опрятность, послушание, доброжелательность. Наиболее неблагополучные в общении дети — это, как правило, те дети, которые не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же довольно часто крайне неуверенны в себе.

По результатам анкетирования родителей получены выводы свидетельствующие, что уровень культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Более того, причины этого кроются как в неэффективном стиле родительского воспитания (родители недопонимают значения привития норм культуры поведения и/или подчас сами демонстрируют не лучшие образцы поведения), так и в отсутствии системы воспитания культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в условиях детского клуба. Следовательно, чтобы способствовать развитию культуры взаимоотношений детей необходимы скоординированные действия как со стороны родителей, так и со стороны всего педагогического коллектива детского клуба.

Разработанная нами программа «Вместе весело!», базирующаяся на базе научно-методических разработок педагогов-новаторов Е. Яковлевой и Н. Трофимовой, способствует развитию коммуникативных навыков и привитию норм культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения игровых занятий, нацеленных на взаимодействие детей друг с другом под руководством взрослого.

К настоящему времени психологом клуба при непосредственном участии автора настоящего исследования проведено 5 занятий по данной программе. Наблюдения за детьми в ходе проводимых игр и упражнений показали, что активнее общаться со сверстниками и педагогом стали более половины детей. При этом и педагоги отмечают, что дети стали более вежливыми, внимательными по отношению друг к другу, они стали лучше контролировать свои эмоции, активнее вступать в контакт, но в то же время не перебивают друг друга, прислушиваются к мнению других детей и взрослых.

Таким образом, поставленная в исследовании цель и задачи последовательно решены; выдвинутая гипотеза получила свое частичное подтверждение: участие детей в программе по формированию культуры взаимоотношений будет эффективным при условии:

• организации клубного общения детской аудитории;

• учета возрастных особенностей детей;

• использования оригинальных и увлекательных форм клубной работы с детьми;

• использовании игрового метода как основного при проведении коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности детского клуба.

Окончательные выводы об эффективности программы могут быть сделаны лишь после ее полной реализации.

Список литературы:

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М. – Воронеж: МПСИ, 2000. – 241 с.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Р-н/Д: Феникс, 1998. – 239 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

4. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М. : Просвещение, 1998. – 137 с.

5. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком //Педагогика . 1996. №5. С. 3-9.

6. Бодалев А. А. Личность и общение. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 200 с.

7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. – 302 с.

8. Бордовская. , Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство Питер, 2000. – 764 с.

9. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М. : Филинъ, 1996. – 472 с.

10. Воробьева Г. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. - СПб. , 2003. – 231 с.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1965. - 186 с.

12. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. - № 6. – с. 31 – 34.

13. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М. : АСТ, Астрель, 2008. – 542 с.

14. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком: как? – СПб. : ЧеРо, 272 с.

15. Готова Е. В. Особенности первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. - М. , 2002. - 179 с.

16. Даниленко О. И. Культура общения и ее воспитание: учеб. пособие. – Л. : ЛГИК, 1989. – 98 с.

17. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова и др. ; Под ред. Т. Н. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Акцидент, 1996. - 224 с.

18. Деревянко Р. И. Особенности мотивов общения у дошкольников со взрослыми и со сверстниками. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. - Душанбе, 1983. //WEB: //http://vygotsky. mgppu. ru/UserFiles/File/derevjako_avtoreferat_kand. doc

19. Диалог и коммуникация – философские проблемы // Вопросы философии. – 1989. – № 7. – С. 3-27.

20. Еремеева В. Д. , Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. - СПб, 1998. – 156 с.

21. Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – 112 с.

22. Коноваленко С. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М. : Эксмо, 2004. – 67 с.

23. Крижанская Ю. С. Грамматика общения. – Л. : Изд-во Ленингр. Ун-та, 1990. – 208 с.

24. Леонтьев А. А. Деятельность и общение. //Вопросы философии. 1979. №1 – с. 42 – 46.

25. Лещинский В. И. , Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогич. практикум. -М. : Просвещение: Владос, 1995. -240 с.

26. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. //Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В. ) - М. ,1978. – 198 с.

27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М. ,1986. – 312 с.

28. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М - Воронеж, 1997. – 433 с.

29. Мир детства: Дошкольник. /Под ред. А. Г. Хрипковой, - М. : Просвещение, 1987. - 256 с.

30. Мухина B. C. Психология ребенка. - М. : Сфера, 1999. – 254 с.

31. Мудрик А. В. Социализация человека. – М. : Академия, 2006. – 304 с.

32. Нечаева В. Г. и др. Формирование коммуникативных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1968. – 384 с.

33. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб. : Речь, 2006. – 342 с.

34. Петрова И. Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты): Автореф. дис… канд. филос. наук. – Уфа, 2003. – 19 с.

35. Психология человека от рождения до смерти. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с

36. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / под. ред. Рузской А. Г. - М. : Педагогика, 1989. – 231 с.

37. Развитие общения у дошкольников. / под. ред. Запорожец А. В. и Лисиной М. И. – М. : Просвещение, 1978. – 261 с.

38. Райгородский Р. Я. Родители и дети. Уч. пособие для ф-тов психологии, социологии, экономики и журналистики). - Самара, 2002. – 301 с.

39. Резаев А. В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. – СПб. : Изд -во С. -Петерб. ун-та, 1993. – 212 с.

40. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии № 4, 1984. – с. 19 – 23.

41. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н. А. - М. : Музыка, 1972. – 244 с.

42. Соковнин В. М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа). – Фрунзе: МЕКТЕП, 1973. – 234 с.

43. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. - 160 с.

44. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со сверстниками. Материалы лаборатории психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО. //WEB: // http://www. 2mm. ru/vospitanie/150

45. Смирнова Н. М. Культура общения как социальный и личностный феномен. //http://nmsmirnova. narod. ru/culturaob. htm

46. Стернин И. А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 4-20.

47. Субботский Е. В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. - М. :Педагогика, 1976. – 212 с.

48. Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. – М. : Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.

49. Тарасова К. Г. Программа «Синтез». Программа «Гармония» // Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике дошкольных учреждений Москвы - М. , 1994.

50. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. / Под редакцией Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 291 с.

51. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве - времени детстве. - М. : Флинта, 1997. – 245 с.

52. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под. ред. Котырло В. В. - М. : Педагогика, 1987. – 199 с.

53. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1974. – 212 с.

54. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 448 с.

55. Чернышева М. А. Культура общения. – Л. : Знание, 1983. – 32 с.

56. Шаграева О. А. Детская психология. – М. : Академия, 2006. – 368 с.

57. Шипицина Л. М. , Защиринская О. В. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). - СПб. : Детство-Пресс, 1998. – 211 с.

58. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М. : Академия, 2005. – 384 с.

59. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : ВЛАДОС, 2002. – 360 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: