• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Формирование межличностных отношений старших дошкольников посредством театрализованной игры

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:109
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детей, дети, ребенка, отношений, ребенок, общения, отношения, возраста, дошкольников, межличностных, игры, деятельности, сверстниками, общении, старших
Процент оригинальности:
80 %
Цена:4500 руб.
Содержание:

Введение. 3-7

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА.

1. 1 Возрастные особенности старших дошкольников. 8-15

Выводы. 16

1. 2 Особенности межличностных

отношений старших дошкольников. 17-27

Выводы. 28

1. 3 Роль театрализованной игры в формировании

межличностных отношений старших

дошкольников. 29-33

Выводы. 34

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ.

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2. 1 Методы исследования межличностных отношений дошкольников. 35

2. 2 Методы и методики исследования. 35-38

2. 3 Констатирующий эксперимент. 38-40

2. 4 Формирующий эксперимент.

Коррекционно-развивающая программа. 41-46

2. 5 Контрольный эксперимент. 46-51

Выводы. 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54-55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 56-58

ПРИЛОЖЕНИЕ . 59-107

Вступление:

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки.

Особенно велика роль межличностных отношений в детстве, так как для маленького ребёнка его общение с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие развития его личности, его человеческого развития.

Межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения, как представления о другом ( о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной деятельности.

Именно в дошкольные годы, как показывают специальные исследования А. Н. Леонтьева. , Л. И. Божович [33] завязываются первые отношения между детьми.

Группа детского сада первичная социально – психологическая общность, первое «детское общество», которое оказывает, наряду с семьёй, определяющее влияние на становление личности дошкольника. Становление личности в группе во многом зависит от того, какие отношения складываются между её членами, поэтому важно изучать особенности межличностных отношений дошкольников. Исследованиями данной проблемы занимались Спиваковская, Божович, Лисина. [33]

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.

Игровая деятельность – один из тех видов деятельности, которые могут быть использованы взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников. Ведь игру отличают наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживания играющего.

Анализируя специфику игры Т. Антонова, Л. Артемьева [33] выделяют общение и взаимодействие как необходимое условие её возникновения и существования в детском возрасте, что позволяет рассматривать игру, как содержательное общение. Игра рассматривается как игровой диалог, способ понимания, проникновения в смысл, намерения собеседника.

В игре играющему доступны только его собственные чувства, а как только он «войдёт в роль», ему откроются не только чувства его роли, которые станут его собственными чувствами, но и чувства партнёров, объединённых с ним единством действия и воздействии. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности в целом. Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребёнок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

Очень большие возможности игры в удовлетворении присущие ребёнку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям.

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важнейших в социальной психологии. При всем многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. [40]

Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. [40]

В силу собой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «недоросли», а именно: в отношениях взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».

Взрослые могут помочь в двух отношениях: во-первых, обучить социальным навыкам на наглядных примерах и пояснениях; во-вторых, создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками.

Именно реализация этого направления наиболее интересна, так как в научной и методической литературе нет чётко сформулированных педагогических условий развития межличностных отношений дошкольников.

Значимость темы состоит в том, чтобы показать как развиваются межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.

Проблема: какова связь формирования межличностных отношений старших дошкольников с театрализованной игрой.

Цель исследования: выявить , теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством театрализованной игры.

Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений старших дошкольников.

Гипотеза исследования: Процесс формирования межличностных отношений старших дошкольников будет эффективным при следующих условиях:

1. В качестве средства формирования межличностных отношений будет использоваться театрализованная игра.

2. Будет разработана программа по формированию межличностных

отношений старших дошкольников, основанная на театрализованной игре.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста.

2. Выявить показатель сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

При выполнении работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической , научной и учебной литературы; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, а также разработка коррекционно-развивающей программы, которая способствует развитию благоприятных межличностных отношений старших дошкольников.

Теоретической основой исследования являются:

- Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская,

А. В. Кривчук, В. С. Мухина)

- ( А. В. Петровский).

- ( М. И. Лисина).

Теоретическая значимость состоит в том, что :

- расширено представление о межличностных отношения старших дошкольников;

- обоснована логика процесса формирования межличностных отношений старших дошкольников;

- выявлены показатели формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством театрализованной игры.

Практическая значимость исследования:

- разработана и применена коррекционно-развивающая программа, которая способствует развитию межличностных отношений старших дошкольников.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы состоящего из 50 источников, приложений.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературы.

2. Эмпирические: беседа, наблюдения, психодиагностический метод.

Заключение:

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т. д.

Малая общительность - объективно существующее явление. У таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых различными авторами случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптом малообщительности, проявляемый внешне одинаково, - сложное явление.

Таким образом, становится очевидной необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей. Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту плоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний, ибо без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.

Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс.

Список литературы:

1. Артемова Л. В. «Театральные игры дошкольников» Книга для воспитателя детского

сада. М: Просвещение 1991 г.

2. Аверин В. А. «Психология развития детей дошкольного возраста»

Конспект лекций СПБ-2000 г.

3. Антипина Е. А. «Театральная деятельность в детском саду: Игры, упражнения,

сценарии» М: ТЦ Сфера-2006 г.

4. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой» М: Просвещение 1987 г.

5. Акулова О. А. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2005 г.

6. Бондаренко А. К, Матусин А. И. «Воспитание детей в игре» Пособие для

для воспитателя детского сада. 2-е издание. М: Просвещение 1983 г.

7. Бодалёв А. А. «Личность и общение» М: Педагогика 1983 г.

8. Барсукова Н. П. «Поговорим об игре-драматизации»

Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 1982 г. С-11-13

9. Под. ред. Бабаевой Т. И, Михайловой З. А, Гурович Л. М.

«Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду»

2-е издание СПБ Акцидент 1996 г.

10. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М: 2005 г.

11. Гербова В. В, Иванкова Р. А, Казакова Р. Г. «Воспитание детей в старшей группе

детского сада» Пособие для воспитателей детского сада:

М: Просвещение 1984 г.

12. Губанова Н. В. «Развитие игровой деятельности» Мозаика-Синтез 2008 г.

13. Додонина Н. Д, Евдокимова Е. С. « Семейный театр в детском саду»

Мозаика-Синтез 2008 г.

14. Ж. Пиаже «Психология интеллекта» Избранные психологические труды. М-1969 г

15. Куницина В. Н. «Межличностное общение» СПб: Питер 2002 г.

16. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания»

М: Яуза-Пресс 2007 г.

17. Камаева Т. «Нужен ли детям театр?» Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 6 1993 г. с 5-7

18. Караменко Т. Н. «Кукольный театр в детском саду» М: Учпедгиз 1960 г.

19. Кураев Г. А, Пожарская Е. Н. «Возрастная психология» Курс лекций.

Ростов-на-Дону 2002 г.

20. Коломинский Я. А. «О взаимоотношениях в группе детей»

Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 1986г.

21. Под. ред. Логиновой В. И. , Саморуковой П. Г. Учебное пособие

«Дошкольная педагогика» М: Просвещение- 1988 г.

22. Лисина М. И. «Общение, личность и психика ребёнка»

М: Изд-во Институт практической психологии 1997 г.

23. Любинский И. Л. «Театр и дети» М: Изд-во АПНРСФСР 1962 г.

24. Мухина В. С. «Шестилетний ребёнок» М: Просвещение 1984 г.

25. Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития»

26. Мигунова Е. В. «Организация театральной деятельности в детском саду»

Учебно-методическое пособие: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого

Великий Новгород- 2006 г.

27. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» ТЦ Сфера 2009 г.

28. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т-3

29. Марченко Т. А. «Театр воспитывает» М: Педагогика 1976 г.

30. Маршак С. Я. Собр. Соч. в 8-ми т. Т-6 «Театр для детей»

М: худ. Литература 1971 г.

31. Обухова Л. Ф. «Детская ( возрастная) психология» Учебник

М- Российское педагогическое агентство 1996 г.

32. Осорина М. В. «Секретный мир ребёнка в пространстве мира взрослых»

СПб: Питер 1999 г.

33. Под. ред. Парамоновой Л. А. , Ушаковой О. С. « Воспитание и обучение детей

шестого года жизни» Книга для воспитателя детского сада.

34. Петрова Е. А. «Театрализованные игры» Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 4 2001 г. с-32-40

35. Печерога А. В. «Развивающие игры для дошкольников» М: ВАКО -2008 г.

36. Петровский В. А. , Виноградова А. М. , Кларина А. М. и др.

«Учимся общаться с ребёнком» Руководство для воспитателя

детского сада. М: Просвещение -1993 г.

37. Под. ред. Реана А. А. «Психология детства» Учебник СПб: Прайм ЕВРО-ЗНАК

2003 г.

38. Под. ред. Рузской А. Г. «Развитие общения дошкольников со сверстниками»

М: Просвещение 1989 г.

39. Репина Т. А. « Отношения между сверстниками в группе детского сада»

М: Педагогика 1988 г.

40. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников:

диагностика, проблемы, коррекция»

М: Гуманитар. изд. Центр-Владос 2005 г.

41. Смирнова Е. О. «Особенности общения с дошкольниками» М-1992 г.

42. Столяренко Л. Д. «Основы психологии» Учеб. Пособие для студ. высш. пед. завед.

Ростов-на-Дону Изд-во «Феникс» 2008 г.

43. Смирнова Е. О. , Калягина Е. А. «Особенности отношения к сверстнику у

популярных и непопулярных дошкольников»

Вопросы психологии 1988 г. № 3.

44. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» Учебное пособие для студ. сред. пед.

учеб. Заведений 4-е изд. М: Академия 1999 г.

45. Фурмина Л. С. «Откройте двери театра» Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 6 1966 г. с- 71-72

46. Царёв М. И. «Мир театра» М: Просвещение 1987 г.

47. Шипицина Л. М. « Азбука общения» Изд-во: «Детство-Пресс» 2010 г.

48. Щенин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика-Синтез 2008 г.

49. Щербакова Е. И. «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре»

М: Просвещение 1984 г.

50. Эльконин Д. Б. «Детская психология» Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.

М: Академия 2004 г.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: