• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Индивидуальные различия эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:50
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:спортсменов, индивидуальных, эмоционального, предстартовой, различий, ситуации, уровень, напряжения, состояние, особенности, спортсмена, деятельности, человека, темперамента, психологии
Процент оригинальности:
77 %
Цена:2000 руб.
Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы изучения индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации. . . . . . . . . . 6

1. 1. Характеристика понятий «индивидуальные различия», «эмоциональное напряжение», «тревожность»………………………………. 6

1. 2. Психологические подходы к изучению индивидуальных

различий………………………………………………………………………… 9

1. 3. Возрастные и психологические особенности подростков…. . . . …. 13

1. 4. Стартовые состояния и предстартовая подготовка

спортсменов……………………………………………………………………. 17

Глава 2. Организация исследования и его результаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

2. 1. Организация и методика исследования . . …………………………28

2. 2. Результаты исследования и их обсуждение………………………29

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Приложение 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Приложение 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Вступление:

Данная работа посвящена изучению индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако, когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на то, что об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они до сих пор вызывают большой интерес у философов, физиологов, психологов и врачей. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1973), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1962, 1975, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997) и др. Однако, до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций в различных монографиях и учебниках по психологии, многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, до конца не изучены. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в недостаточном виде.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является индивидуальные различия эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации.

На наш взгляд, эмоционально - волевая сфера личности - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие составляющие: эмоциональные состояния и свойства личности, выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности. Каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

В связи с этим, проблема нашего исследования состоит в научном обосновании и выявлении индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации.

Объектом исследования является предстартовая ситуация спортсменов, предметом исследования – индивидуальные различия спортсменов в данной ситуации.

В рамках данного исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: наиболее низкий уровень тревожности в предстартовой ситуации имеют спортсмены, у которых тип темперамента «сангвиник», самый высокий уровень тревожности у спортсменов, имеющих тип темперамента «меланхолик».

Таким образом, целью данной работы является изучение индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации.

Задачи:

• Провести анализ и обобщение теоретических подходов к изучению индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации;

• Изучить и описать особенности индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов секции «Пулевая стрельба» в предстартовой ситуации.

При описании индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации мы опирались на теорию Г. Айзенка, который считает, что существуют достаточно устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, по которым люди отличаются друг от друга. В качестве методологической базы Г. Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами. Г. Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.

Для определения типа темперамента спортсменов применялась методика «Личностный опросник Г. Айзенка», для выявления уровня проявления психических состояний использовалась методика «Самооценка психических состояний (по Г. Айзенку)». В диагностике приняли участие 10 воспитанников секции «Пулевая стрельба» г. Кушвы Свердловской области.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в анализе и обобщении различных подходов к изучению индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации.

Новизной исследования может выступить полученный результат обобщенных теоретических оснований, позволяющих рассматривать тип темперамента личности спортсменов как основной компонент, определяющий уровень эмоционального напряжения в предстартовом состоянии.

Полученные результаты могут стать основанием для разработки тренинговых программ, используемых в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям.

Заключение:

Совершенствование подготовки современных спортсменов - многогранная и многоплановая задача. Тренеры, ученые и сами спортсмены находятся в постоянном поиске путей, которые бы обеспечили максимально возможный прирост спортивных результатов.

Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний.

На результативность соревновательной деятельности и настрой в предстартовой ситуации юных стрелков-винтовочников оказывает влияние целый ряд психофизиологических и личностных характеристик, наиболее значимыми среди которых являются личностная тревожность, свойства экстра-интровертированности, нейротизм, соревновательная мотивация, стрессоустойчивость и др. Кроме того, сюда можно отнести индивидуальный настрой спортсмена перед соревнованиями. Так же не мало важную роль в предстартовой подготовке играет тренер, который проводит активную работу по снятию эмоционального напряжения и позитивному настрою своих воспитанников.

В настоящей работе было проведено анализ и обобщение теоретических подходов к изучению индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации, а так же изучены и описаны особенности индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов секции «Пулевая стрельба» в предстартовой ситуации.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что наиболее низкий уровень тревожности в предстартовой ситуации имеют спортсмены, у которых тип темперамента «сангвиник», самый высокий уровень тревожности у спортсменов, имеющих тип темперамента «меланхолик», не подтвердилась.

Возможно, в данной ситуации результаты распределились именно так, потому что, помимо своих психофизиологических особенностей, воспитанники данной секции умеют контролировать свои эмоции перед стартом и настраиваться на успешный результат, а так же тренер данного коллектива активно использует психологическую подготовку в своей работе с каждым спортсменом, поэтому все они имеют низкий уровень тревожности в предстартовой ситуации.

Таким образом, современный уровень развития спорта высших достижений требует использования комплекса психологических мероприятий по улучшению подготовки спортсменов в предстартовой ситуации с учетом их индивидуально-психологических различий.

Разработка вопросов психологической подготовки юных спортсменов в пулевой стрельбе в настоящее время особенно актуальна, так как выступления в ответственных соревнованиях проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.

Полученные данные в дальнейшем могут стать почвой для будущих исследований, посвященных изучению индивидуальных различий эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации, результаты которых могут послужить основанием для разработки тренинговых программ, используемых в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям.

Список литературы:

1. Баландин В. И. , Дорофеев В. А. Изучение эмоционального компонента психических состояний спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1986. № 4.

2. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. - СПб. : Питер, 2004.

3. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2004.

4. Гогунов Е. Н. , Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.

5. Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М. : Учебная литература, 1997.

6. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М: Издательский центр «Академия», 1996.

7. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для вузов. – М. : Издательский центр Академия, 2001.

8. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб: Питер, 2004.

9. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб. : Питер, 2008.

10. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Климова Е. А. - М. : Педагогика, 1996.

11. Методики психодиагностики в спорте / под ред. В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов В. А. , Плахтиенко, Л. К. Серова. - М. : Педагогика, 1984.

12. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания. – М. : Флинта: Наука, 2002.

13. Попов А. Л. Психология спорта. - М. : Просвещение, 1999.

14. Психические состояния. Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб: Питер, 2000.

15. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд. , перераб. и доп. - М. : Педагогика - Пресс, 1996.

16. Пуни А. Ц. Состояние психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте // Вопросы психологии спорта. - 1984. №3.

17. Реан А. А. Психология подростка. - СПб. : прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003.

18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Речь, 2000.

19. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. - М. : Российский спорт, 2007.

20. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002.

21. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры - Киев: Олимпийская литература, 1998.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: