• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Исследование влияния дидактических игр

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:63
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детей, обучения, игра, игре, воспитания, дидактических, исследования, игры, умений, коммуникативных, способ, младшего, взаимоотношений, исследование, процесс
Процент оригинальности:
66 %
Цена:600 руб.
Содержание:

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста

1. 2 Вопросы формирования коммуникативных умений у дошкольников.

1. 3. Психолого- педагогические особенности развития коммуникативных умений у младших дошкольников.

1. 4 Роль дидактических игр в развитии коммуникативных умений у младших дошкольников.

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Вступление:

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Данное научное исследование представляется весьма актуальным в силу того, что сегодня в педагогической литературе не достаточно широко исследован вопрос об влияние дидактических игр на формирование личности детей.

Цель данной работы: исследование влияния дидактических игр, используемых в повседневной жизни и на занятиях с детьми на их становление и воспитание.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: уровень коммуникативных умений у младших дошкольников повысится, при следующих условиях:

? если использовать в работе с детьми комплекс педагогических условий: создавать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений; знакомить младших дошкольников со средствами и способами общения и коммуникативными умениями;

? если средствами формирования коммуникативных умений у младших дошкольников будут выступать дидактические игры коммуникативного содержания.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить эффективность дидактической игры как средства формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников.

4. Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Этапы исследования:

1 этап (сентябрь-октябрь 2009г. ) – был посвящен изучению и анализу педагогической и методической литературе по проблеме исследования. Разрабатываемые исходные положения; цель, гипотеза, задачи, методика опытно-поисковой работы.

2 этап (ноябрь 2009-март 2010г. ) – опытно-поисковый. Разрабатывались и апробировались формы работы с детьми по использованию дидактических игр как средства формирования коммуникативных умений. Осуществлялась проверка рабочей гипотезы. Проводилась обработка полученных результатов.

3 этап (апрель-май 2010г. ) – заключительно-обобщающий. Он включил в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и литературное оформление исследования.

Практическая значимость работы: непосредственное практическое применение дидактических игр в работе ДОУ

Структура работы: состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение:

Общение и игра – основное условие развития ребенка. Общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя, определяется через продукт деятельности, как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, главным образом, в процессе совместной игры. Для детей разных возрастов характерны различные формы общения друг с другом: в предметной деятельности, в игре, в учении, может иметь место сочетание различных форм совместной деятельности и общения.

Л. С. Выготский говорил, что только через общение с другими людьми мы становимся самими собой. Формирование коммуникативных умений детей существенно зависит от того, как организовано общение детей этих возрастов и не в меньшей степени от того, как общаются взрослые —воспитатели и родители.

Общение и совместная игра — это та основа и ткань, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада и на уроках в школе является одной из важнейших целей и в то же время, основным средством воспитания и обучения.

Таким образом, опыт общения со сверстниками у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, является необходимым для формирования коммуникативных умений: от эмоций к чувствам, от невербальных знаков общения к вербальным, от проигрывания ситуаций с предметами-заместителями к принятию на себя роли, от подражания к саморегуляции.

. .

В первой главе нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме. Рассмотрели проблему развития общения у детей в дошкольном детстве и определили, что организованная коммуникативная деятельность складывается из определенных сформированных коммуникативных умений.

Высокий уровень коммуникативных умений является залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.

В нашем исследовании мы определили следующую гипотезу: уровень коммуникативных умений у младших дошкольников повысится, при следующих условиях:

? если использовать в работе с детьми комплекс педагогических условий: создавать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений; знакомить младших дошкольников со средствами и способами общения и коммуникативными умениями;

? если средствами формирования коммуникативных умений у младших дошкольников будут выступать дидактические игры коммуникативного содержания.

Задача педагогической технологии в коммуникативном процессе заключается в том, чтобы активизировать ребенка, оснастить его способами совершения коммуникативной деятельности и стимулировать в нем индивидуальный выбор.

Одним из методов формирования коммуникативных умений является игра. Игры на формирующем этапе нашего исследования включали в себя диагностические, обучающие задачи. Мы, использовали кружковую работу с детьми экспериментальной группы, провели комплекс дидактических игр. В работе на формирующем этапе принимала участие педагог-психолог Ботова Светлана Александровна.

Результатом формирующего этапа исследования стало то,

? что дети стали проявлять больший интерес к общению, стали более раскрепощенными, уверенными в себе;

? повысилась дисциплина, организованность детей,

? они стали способны принимать решение в проблемных ситуациях;

? расширялись у детей сведения об окружающем, обогатился и активизировался словарь.

Они стали конструктивно осуществлять общение с окружающими. У детей группы повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.

Анализируя полученные при проведении контрольного этапа исследования диагностики результаты, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа оказалась эффективной.

В контрольной группе изменения произошли незначительные, зато в экспериментальной группе отмечается положительная динамика.

По итогам диагностического исследования можно сделать вывод о том, что педагогические условия для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста созданы и проведенная работа была эффективной.

Но необходимо продолжать работу с детьми экспериментальной группы с низким уровнем коммуникативных умений.

Гипотеза подтверждена и педагогический эксперимент закончен.

Список литературы:

1. Акимова Г. Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. – СПб. : ИД «ВЕСЬ»,2001. – 235с.

2. Алешина Л. Г. О вежливости, о такте, о воспитании. – СПб. ,2000. - 108с.

3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М. : Просвещение, 1996. – 304с.

4. Бабкина Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-разивающего обучения. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 122с.

5. Бодалев А. А. Об изучении общения //Психология общения. – М. : Педагогика, 1999. – 256с.

6. Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 138с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Педагогика, 1997. – 187с.

8. Галигузова Л. Н. , Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М. : Наука, 1996. - 112с.

9. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М. : Книголюб, 2006. – 209с.

10. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2003. – 255с.

11. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/Под ред. Я. Л. Коломенского и Е. А. Панько. – Минск, 1997. – 237с.

12. Дубровина И. В. , Андреева А. Д. , Данилова Е. Е. , Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М. : Педагогика, 1998. – 248с.

13. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Серия «Школа для всех». – М. : Новая школа, 1998. – 144с. : ил.

14. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика, 1986. – т. 1, 433с.

15. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2005. – 143с.

16. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 93с.

17. Козлова А. В. , Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 113с.

18. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : Педагогика, 1986. – 84с.

19. Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996. – 134с.

20. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 126с.

21. Крюкова С. В. , Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : «Генезис», 2007. – 94с.

22. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 143с.

23. Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. - Киев, 1998. – 213с.

24. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Просвещение, 1983. – т. 2, 293с.

25. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М. ; Воронеж, 1997. – 180с.

26. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Просвещение, 1996. – 160с.

27. Микляева Н. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 200.

28. Общение детей в детском саду и семье/Под редакцией Т. А. Репиной, Р. Б. Стерхиной. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 154 с.

29. Обухова Л. Ф. Детская психология. М. : Педагогика, 1995. – 412с.

30. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с. (В помощь психологу).

31. Педагогическая психология/Под ред. Клюевой Н. В. – М. : издательство «Владос-Пресс», 2003. – 400с.

32. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А Реана. – СПб. : «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 224с. – (Серия «Метры психологии»).

33. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 144с.

34. Психология. Словарь /Под ред. Петровского А. В. , Ярошевского М. Т. – М. : «Политизадат», 1990. – 594с.

35. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие \ Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова, Л. А. Ермакова, Е. А. Кулакова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 124с.

36. Проняева С. В. «Формирование коммуникативных умений у детей»: автореферат - Екатеринбург,1999.

37. Проняева С. В. «Мир общения или В стране волшебных слов и интересных собеседников» - Екатеринбург,1999.

38. Прохорова Г. А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 143с.

39. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 159с.

40. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Педагогика, 1989. –192с.

41. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 288с.

42. Руководство по выращиванию детей. Советы для родителей, воспитателей, гувернеров /Сост. М. Г. Коляда. – Ростов н/Д: Феникс,2003. – 103с.

43. Семаго Н. Я. , Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб. : Речь, 2006. – 204с.

44. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М. : АРКТИ, 2005.

45. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М. : Бук-Мастер, 2000. – 265с.

46. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов и училищ. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 383с. : ил.

47. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : ВЛАДОС,2005. – 158 с. :ил.

48. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995. – 211с.

49. Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения //Вопросы психологии. 1981. -№ 2.

50. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду/. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 143с.

51. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2005. – 86с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: