• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Изучение личностных детерминант профессиональной адаптации

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:57
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:адаптация, фактор, выявить, личность, задача, сфера, одигитрия, цель, данные, работа, обзор
Процент оригинальности:
68 %
Цена:400 руб.
Содержание:

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

1. 2. Трудовая адаптация

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ.

2. 1. Объективные и субъективные факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации.

2. 2. Организация профессиональной адаптации на предприятиях.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГРУППА УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

ГРУППА УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ВЫВОДЫ

Список литературы.

Вступление:

Актуальность исследования.

Проблема профессиональной адаптации приобретает в настоящее время особую актуальность. Необходимость ее исследования диктуется насущными потребностями социальной практики, повышением роли человеческого фактора в развитии и совершенствовании социально-экономических и производственных отношений.

Успешная адаптация является важным фактором оптимизации трудовой деятельности. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у работающего человека отрицательных психических состояний, напряженности межличностных отношений в коллективе, снижению производительности труда и т. д.

Вот почему проблема адаптации рассматриваться как комплексная проблема, решение которой предполагает изучение профессиональных, медико-физиологических, социально-психологических, технико-экономических, социально-политических и других аспектов процесса адаптации человека на производстве.

Особый интерес для решения практических задач имеет проблема соотношения личностных качеств и трудовой адаптации. В зависимости от того, целенаправленно или спонтанно протекает процесс адаптации, какие характеристики личности его определяют, существенно меняется специфика профессиональной деятельности. Получение достоверной информации о характере этих связей является необходимой базой для оптимизации процесса профессионального обучения, а также для оптимизации конкретных видов трудовой деятельности.

К сожалению, практических работ по данной тематике в современной научной психологии недостаточно для разработки программ по адаптации сотрудников, поэтому целью нашего исследования является изучение особенностей личности как исходного психологического фактора профессиональной адаптации.

Объектом исследования является профессиональная адаптация личности как социально-психологический феномен.

Предметом исследования является изучение личностных детерминант профессиональной адаптации.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что личностные особенности выступают как один из факторов успешности процесса адаптации: особенности самосознания, характера, мотивационно-потребностной сферы личности влияют на успешность протекания профессиональной адаптации.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать особенности профессиональной адаптации сотрудников.

2. Выявить личностные особенности, обеспечивающие успешное протекание профессиональной адаптации.

3. Выявить личностные детерминанты, обуславливающие возникновение затруднений в процессе профессиональной адаптации.

4. Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации в профессиональной деятельности.

Практическая значимость.

Результаты данного исследования могут быть использованы для организационных мероприятий, направленных на обеспечение успешного протекания процесса адаптации. Данные будут интересны менеджерам по персоналу, психологам, студентам психологических факультетов, изучающих организационную психологию.

Новизна исследования состоит в определении и уточнении личностных детерминант социально-психологической профессиональной адаптации.

Теоретическая значимость. Полученные результаты вносят определенный вклад в теоретическую разработку проблемы, в уточнение личностных аспектов социально-психологической профессиональной адаптации.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из 3-х основных глав, включающих обзор данных по исходной проблеме, накопленных в современной психологической литературе, а также результаты собственного эмпирического исследования.

Объем составляет …. страниц, приложение из --- таблиц и --- рисунков.

Заключение:

1. Уровень социально - психологической профессиональной адаптации имеет полидетерминированный характер и обусловлен широким спектром разноуровневых характеристик личности, начиная с особенностей мотивационной сферы и включая характеристики самоотношения.

2. Характерологическими детерминантами успешности профессиональной адаптации являются акцентуации характера: высокий уровень адаптации обусловлен усилением гипертимных черт характера и ослаблением возбудимых и тревожно – дистимных черт.

? Успешность протекания социально-психологической профессиональной адаптации у представителей гипертимного типа обусловлена развитыми коммуникативными навыками.

? Относительная дезадаптивность тревожной личности обусловлена присущей ей неуверенностью; дистимной – склонностью к подавленному, депрессивному настроению и, как показало наше исследование, низким уровнем поведенческой регуляции; возбудимой – недостаточной управляемостью и импульсивностью поведения.

3. Мотивационным фактором, определяющим успешность профессиональной адаптации является сильный мотив достижения, проявляющийся в форме ослабления мотива избегания неудач, и высокий уровень удовлетворения исходных базовых потребностей личности. При этом можно особо отметить потребности в безопасности и социальных связях, обнаружившие связь с коммуникативным потенциалом и общим уровнем развития адаптационных способностей: напряженность этих потребностей отличает дезадаптивную личность.

4. Высокая степень самоуважения и интернальности личности скорее блокирует, чем облегчает успешность социально-психологической профессиональной адаптации на первых этапах ее протекания. Возможно, это обусловлено тем, что первый этап адаптации требует от личности гибкого приспособления к уже имеющимся условиями профессиональной среды, в то время как зрелая личность, характеризующаяся высоки уровнем интернальности и самоуважения, склонна не столько к приспособлению, сколько к преобразованию среды и самостоятельным, ассертивным действиям, соответствующим сложившимся жизненным принципам и мировоззрению; в отличие от нее, экстернал с относительно низким уровнем самоуважения проявляет высокую готовность именно к приспособлению, что может облегчать первый этап профессиональной адаптации.

5. Устойчивые индивидуальные стратегии преодолевающего поведения, т. е. поведения в трудных жизненных ситуациях, могут оказывать влияние на успешность адаптационных процессов, ибо одной из таких трудных ситуаций является адаптация к новым условиям трудовой деятельности.

6. Успешность социально-психологической профессиональной адаптации обеспечивается высокими адаптационными возможностями личности, личностным адаптационным потенциалом.

7. Детерминация отдельных составляющих личностного адаптационного потенциала: уровня поведенческой регуляции, коммуникативных способностей и уровня морально-нравственной нормативности имеет дифференцированный характер и обусловлена разными характеристиками личности.

? Коммуникативный адаптационный потенциал обусловлен усилением гипертимных при ослаблении тревожно-дистимных черт характера, относительно низкой самооценкой, удовлетворенной потребностью в межличностных связях при отсутствии склонности манипулировать другими людьми.

? Высокий уровень поведенческой регуляции обусловлен ослаблением тревожных черт характера, относительно низким уровнем самоуважения, высоким уровнем удовлетворения исходных базовых потребностей и снижением склонности к импульсивным действиям и избеганию трудных жизненных ситуаций.

? Морально-нравственная нормативность связана с высоким уровнем самоуважения и низкой склонностью к манипуляциям и вступлению в социальный контакт в трудных жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А, Стратегия жизни. М. , 2002.

2. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. –М. , 1996.

3. Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореф. Дис…канд. М. , 2001.

4. Андреев В. И. Педагогика: Учеб. курс творческого саморазвития. Казань, 2000.

5. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М. ,1998.

6. Бондарченко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М. , 2000.

7. Бакшаева Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. Канд. дис. М. , 2003.

8. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. В. А. Бодрова. -M. , 2005.

9. Вербицкий А. А. , Н. А. Бакшаева. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. // Вопросы психологии. 2006, №3.

10. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. , 2002.

11. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. 2003.

12. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. 2004.

13. Головаха Е. И. , Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 2001.

14. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 2000.

15. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л. , 1988.

16. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. –М. : Смысл, 2006.

Даналичева Н. А. , Балакирева Л. А. Психология профессионального выбора. СПб. , 1998.

17. Дьюи Дж. Демократия и образование. –М. , 2000.

18. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб. , 2003.

19. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2006.

20. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М. , 2004.

21. Карандашев В. Н Психология: Введение в профессию. М. : Смысл, 2001.

22. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М. , 2005.

23. Куликов Л. В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости в психо-профиликтики. –СПб. , 2004

24. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М. , 2001.

25. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. – М. , 2000.

26. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М. , 1996.

27. Методические рекомендации по проведению профконсультационной работы / сост. И. В. Кузнецова - Ярославль, 1996.

28. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М. , 2003.

29. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. –М. , 2000.

30. Психологическая диагностика / под ред. Д. И. Фельдшмана. –М. : Изд. МГСУ, 2001.

31. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Э. М. Митиной. М. , 2003.

32. Психология популярных профессий / под ред. Л. А. Головей. –СПб. : Речь, 2003.

33. Практикум по психологии менеджмента / под ред. В. М. Снеткова. –СПб. : Речь, 2003.

34. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М. : Просвещение, 2003.

35. Пряжников Н. С. , Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М. : Издательство «Первое сентября»,2004.

36. Пряжников Н. С. , Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М. : Академия, 2001.

37. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003.

38. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии / Г. В. Резапкина. –М. , 2003.

39. Резапкина Г. В. Я и моя профессия / Г. В. Резапкина. –М. , 2003.

39. Резапкина Г. В. Скорая помощь при выборе профессии. –М. : Генезис, 2004.

40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. , 2001.

41. Слободчиков В,И. , Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в рнтогенезе. –М. : Школьная пресса, 2000.

42. Селевко Г. К. Найди себя/Г. К. Селевко, Н. И. Бабурина, О. Г. Левина. –М. , 2003.

43. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. – М. : Академия, 2002.

44. Современная психология. Справочное руководство. Под редакцией В. Н. Дружинина. – М. , 1999.

45. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. – М. , 2003.

46. Некрасов А. В. Изучение профессий и профессиональное самоопределение: Методические разработки уроков по профориентации. Ярославль, 2004.

47. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика. –М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

48. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М. : Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.

49. Чистякова С. Н. Технология профессионального успеха. /С. Н. Чистякова. –М. , 2003.

50. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М. , 2000.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: