• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Коммуникативные проблемные ситуации как основа актуализации социально-психологического содержания системы менеджмента качества

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:211
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:понятие, подходы, наук, степени, ученой, основа
Процент оригинальности:
82 %
Цена:7000 руб.
Содержание:

Введение 3

Глава 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ В 18

УПРАВЛЕНИИ

1. 1. Понятие коммуникативных проблемных ситуаций в 18 психологической литературе и подходы к их изучению

1. 2. Коммуникативные проблемные ситуации в процессе 44 разработки и внедрения системы менеджмента качества

1. 3. Социально-психологические противоречия между 50 требованиями стандартов ISO к системе управления и особенностями российской культуры управления

Глава 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ 75

КАК ОСНОВА АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

2. 1. Цели, задачи и методы исследования 75

2. 2. Анализ и интерпретация результатов 89

2. 2. 1. Содержательные противоречия как характеристики ' 89 коммуникативных проблемных ситуаций

2. 2. 2. Динамика изменения содержания коммуникативных 117 проблемных ситуаций в процессе разработки и внедрения

системы менеджмента качества

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ 141

СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Выводы 166

Заключение 170

Список литературы 176

Приложения 195

Вступление:

Актуальность. Востребованным направлением организационного консультирования является социально-психологическое сопровождение процесса1 разработки и внедрения эффективной модели управления организацией [86], в частности, системы менеджмента качества (СМК) на основе требований международного стандарта ISO1 9001:2008^ [169] и его российского аналога ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [47]. При этом «многие из специалистов, вовлеченных в разработку и внедрение СМК на предприятиях и в организациях, встречаются с рядом психологических феноменов, понимание которых может существенно повлиять на успешность проекта» [86]. К ним относятся проблемы мотивации персонала, коммуникации с сотрудниками более высокого уровня управления, трудности позиционирования себя в проекте. Особое место в этом ряду занимают коммуникативные трудности, вызванные необходимостью выстраивать взаимодействие с другими людьми в процессе командной и групповой работы, а также отношения в проекте, не регламентированные привычными организационными нормами и конвенциями.

Цель внедрения* СМК заключается в том, чтобы за счет достижения качества управления обеспечить качественный результат деятельности организации. В данном контексте СМК рассматривается как система качественного менеджмента. Ф. Кросби, следующим образом определил качество работы организации и управления: «Качество бесплатно. Оно не подарок, но бесплатно. Дорого стоит некачественная продукция и вся та деятельность, которая должна быть предпринята, если не делается необходимая работа в нужное время» [цитируется по 66]. Таким образом, важно управлять так, чтобы избежать лишней, ненужной работы.

ISO - международная организация по стандартизации

3

Стандарт ISO [169] представляет собой комплекс требований к системе управления организацией, в результате реализации которых, предприятие получает новый, по отношению к существующему способ управления и организации деятельности по всем ключевым направлениям. Такое понимание согласуется с понятием нововведения, которое приводит в своих работах А. И. Пригожий: «. . . в организациях нововведение рассматривается как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и. т. д. ) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах» [131, с. 772]. «Новые . . . элементы . . . могут быть как материальными, так и социальными. . . . Это переход некоторой системы из одного состояния в другое» [132, с. 29]. Организационно-управленческие нововведения предполагают создание новых организационных структур, форм организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т. д. [131].

Одним из результатов разработки системы менеджмента качества является документация СМК, которая определяет порядок выполнения и управления всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции (услуги). К ним относятся: производство* продукции (оказание услуги), обеспечение всеми видами ресурсов (инфраструктура, производственная среда, человеческие ресурсы), процессы управления (стратегическое управление и управление успешностью, другие). СМК может быть разработана только при активном участии всего персонала организации, так как документация СМК распространяется на все уровни управления. Следовательно, помимо документов, существует результат, связанный с человеческими ресурсами, к которому относятся социально-психологическая и управленческая компетентность персонала организации, понимаемая как способность применять знания и навыки на практике [46, с. 19, 170]. В контексте нашей работы это означает, что у субъектов управления в процессе

4

внедрения СМК должны быть сформированы способности, связанные с управлением людьми, организацией межличностных отношений, и относящиеся, по мнению А. В. Карпова, к кадровому, «личностному» «измерению» управленческой деятельности [71, с. 527]. Без изменения способов управления? и взаимодействия документы СМК, как показывает практика внедрения; - не «работают».

В данной работе процесс разработки и внедрения СМК рассматривается как единый этап, за которым следует функционирование системы, менеджмента^ качества. К «разработке»» относится период создания и» согласования документов СМК, а к «внедрению» — работа персонала в соответствии с этими документами. Как правило, этап внедрения длится, до момента серти-фикации" СМК, которая подтверждает соответствие системы менеджмента требованиям стандарта. Этап- разработки и внедрения осуществляется как проект [114, 140], результатом которого является функционирующая СМК. Проектный менеджмент в современной практике управления рассматривается как эффективный способ развития организации и осуществления организационных изменений, который позволяет мобилизовать сотрудников для решения конкретной задачи в определенный срок.

Требования новой системы управления к изменению форм и способов взаимодействия приводят к тому, что персонал организации, задействованный в процессе ее разработки и внедрения, сталкивается с необходимостью выявления, анализа и решения коммуникативных проблемных ситуаций (КПС) [25]. Под КПС в нашей работе понимаются ситуации актуализации противоречия между способами управления и взаимодействия, которые существуют в организации, и теми, которые необходимо освоить в процессе разработки СМК.

2 Сертификация системы осуществляется после внедрения всего запланированного комплекта документов СМК в организации и проверки способности системы достигать запланированных результатов и гарантировать качество работы за счет качества управления

5

Управленческая деятельность и происходящие в ней процессы выбраны нами в качестве исследуемого феномена не случайно. По словам А. В. Карпова, в предмете психологии управления «органически переплетены собственно психологические знания с внепсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных систем. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи с чем, необходимо их комплексное рассмотрение»-[71, с. 6]. При этом «найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших психологических проблем и выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие управленческой деятельности» [71, с. 6].

На наш взгляд, для анализа КПС в процессе разработки и внедрения СМК могут быть использованы работы отечественных авторов по практическому мышлению и развивающему обучению1 (В. В. Авдеева [1], А. В. Брушлинского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, A. M. Матюшкина), и работы представителей ярославской школы практической психологии (Е. В. Драпак, М. М. Кашапова, Е. В. Коневой, Ю. К. Корнилова и других ученых). Большая часть работ перечисленных авторов посвящена пониманию проблемной ситуации и особенностей поведения человека в зависимости от ее содержания и субъективного восприятия. Тем не менее, у психологов остается необходимость изучения затруднений в общении, возникающих у сотрудников предприятий и организаций, применительно к практике решения конкретных профессиональных задач, а также исследование того, каким образом содержание КПС влияет на процессы взаимодействия и управления. Специфика исследования не претендует на подробное изучение механизмов возникновения и разрешения проблемных ситуаций, имеющихся в психологической литературе. В работе представлено понимание коммуникативной проблемной ситуации и процесса ее возникновения, позволяющее идентифицировать ее как психологический феномен в деятельности субъектов управления в процессе организационно-

б

управленческого нововведения.

В основе работы лежит изучение не столько индивидуальных характеристик управленческой деятельности, сколько обобщенных, характерных для большинства субъектов управления, участвующих в процессе разработки и внедрения СМК. В этом случае мы используем номотетический исследовательский подход, направленный на установление обобщений, а не идиографический, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов [134, с. 16].

Представленные в психологической литературе подходы к управлению персоналом предприятий и организаций в период инновирования (B. C. Дудченко, Н. В. Клюева, А. И. Пригожий) раскрывают вопросы социально-психологического сопровождения процесса нововведений, определяют методы обучения и консультирования руководства и персонала организаций. Вместе с тем практика разработки и внедрения новых систем управления диктует необходимость понимания специфики изменений для конкретизации методов обучения и консультирования в процессе сопровождения организационных проектов. Для понимания сути изменений в системах управления и психологических закономерностей их воздействия на организационную реальность психологам требуется определить различия между субъективными представлениями персонала о том, как осуществляются управление и взаимодействие до начала нововведения, и тем, как они должны осуществляться, чтобы считать результат инновации успешным.

Проанализированные подходы к разработке и внедрению СМК на предприятиях и в организациях (Э. Деминг, К. Исикава, Ф. Кросби, С. Синго, Г. Тагути) и (Ю. П. Адлер, Н. Н. Аниськина, Н. Иняц, Генри Р. Нив, Д. А. Шевчук) в большей степени показывают эксплицитное содержание изменений в системе управления организацией. Между тем остается потребность в изучении социально-психологической составляющей

7

требуемых изменений, имплицитной стороны управленческой деятельности, которая составляет «собственно психологическое содержание» [71, с. 7] и на данный момент остается не проработанной с точки зрения методов ее актуализации для субъектов управления, задействованных в процессе разработки и внедрения СМК.

Цель работы — выявление коммуникативных проблемных ситуаций, возникающих в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества, и научно-методическое обоснование подхода к социально-психологическому сопровождению организационно-управленческого нововведения на основе их актуализации.

Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

— анализ существующих теоретических подходов к пониманию социально-психологических закономерностей возникновения и решения КИС в процессе организационно-управленческого нововведения;

— конкретизация социально-психологической составляющей стандартов ISO и ключевых требований к изменению системы управления организацией и персоналу в процессе внедрения СМК;

— определение социально-психологических противоречий между ключевыми требованиями к изменению системы управления организацией и персоналу в процессе внедрения СМК и особенностями российской культуры управления;

— подбор и научное обоснование методов исследования КПС в про

цессе разработки и внедрения СМК;

— выявление коммуникативных проблемных ситуаций, характерных для субъектов управления в процессе разработки и внедрения СМК;

— определение содержательных противоречий между способами управления и взаимодействия, которые существуют в организации, и теми, которые необходимо освоить персоналу в процессе разработки новой систе-

8

мы управления, как характеристик КПС;

— анализ динамики содержания КИС в процессе разработки и вне

дрения СМК;

— научно-методическое обоснование подхода к социально-психологическому сопровождению процесса разработки и внедрения СМК, основанное на выявленных КПС;

— апробация разработанных методов социально-психологического сопровождения на предприятиях и в организациях.

Объект исследования - социально-психологическая составляющая системы менеджмента качества как организационно-управленческого нововведения.

Предмет исследования - коммуникативные проблемные ситуации как основа актуализации социально-психологического содержания требований ? стандартов ISO.

Гипотезы исследования:

1) В процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества проявляются противоречия между субъективными представлениями сотрудников организации о способах взаимодействия, принятых в существующей системе управления, и теми, которые необходимо использовать в СМК.

2) Содержание противоречий определяется социально-психологическими требованиями стандартов ISO к субъектам управления и процессу внедрения системы менеджмента качества. Противоречия порождают коммуникативные проблемные ситуации в процессе разработки и внедрения СМК.

3) Для снятия противоречий может быть использована система социально-психологического сопровождения организационно-управленческого нововведения, направленная на актуализацию социально-психологической составляющей системы менеджмента качества и формирование управленческой и социально-психологической компетентности персонала.

Теоретическая значимость работы определяется вкладом в изучение

9

социально-психологических проблем в сфере управления, разработки и внедрения СМК, а также конкретизацией подходов к практическому приложению социальной психологии, направленному на определение стратегии работы социального психолога в сфере управления и организационного развития.

В-работе раскрыто понятие «коммуникативная проблемная ситуация», как актуализация содержательных противоречий между субъективным представлением персонала организации^ о- способах управления, и взаимодействия, которыми они располагают и которые приняты в организации, и теми, которые необходимо освоить в процессе разработки новой системы управления. Это позволяет лучше понять содержание организационных изменений через выявление содержания КПС, характерных для субъектов управления в процессе конкретного нововведения. "' Теоретически доказана возможность использования КПС в процессе интегрированного исследования, обучения'и консультирования в практике работы консультанта, сопровождающего процесс разработки и внедрения СМК. Определены подходы к технологизации процесса его работы.

Теоретически обоснована^ необходимость интеграции социально-психологического знания с другими науками в* процессе организационного обучения и консультирования. Показана* необходимость подготовки психологов, способных работать в инновационном режиме на- стыке наук в команде специалистов различных специальностей.

Научная новизна исследования:

— Определены противоречия между существующими в отечественной практике подходами к управлению и новым подходом к качественному менеджменту, представленному в стандартах ISO:

• пассивность персонала в принятии управленческих решений — вовлеченность сотрудников организации в процесс управления;

10

•' отказ от привлечения подчиненных к управлению организацией -делегирование ответственности на все уровни управления, включая финансовую составляющую;

• приоритет «вертикальных» коммуникаций и управления в рамках линейно-функциональной организационной, структуры — приоритет «горизонтальных коммуникаций»» в рамках процессного подхода к управлению;

• ликвидация следствий - ликвидация причин проблем в управлении;

• приоритет подчинения (каждый делает свою часть работы в рамках должностных функций) - приоритет общих согласованных целей организации перед целями подразделений и отдельных сотрудников (вместе делаем одно дело);

• реализация интересов производителя - ориентация на» клиента;

• приоритет контроля качества» продукции перед качеством управления - контроль качества продукции и качества управления;

• недоверие, страх нестабильности отношений внутри и во внешней среде организации - повышение уровня доверия к организации1 у персонала и клиентов.

— Конкретизированы социально-психологические требования к системам управления на основе стандартов ISO. К ним относятся: ориентация на человеческие ресурсы организации как основную движущую силу ее развития, лидерство руководителей и необходимость вовлечения персонала в процесс управления организацией, приоритет «горизонтальных» коммуникаций над «вертикальными» в деятельности по управлению организацией и взаимодействии персонала.

— Разработан и научно обоснован подход к сопровождению процесса разработки и внедрения СМК через актуализацию социально-психологической составляющей стандартов ISO в процессе возникновения и конструктивного разрешения КПС. Определена цель социально-психологического сопровождения как создание благоприятных условий взаимодействия субъектов управления на протяжении всего проекта. Кон-

11

кретизированы задачи работы консультанта: идентифицировать имеющиеся проблемы в управлении организацией; актуализировать социально-психологическое содержание стандартов ISO; сформировать у субъектов управления новые способы взаимодействия и управления.

Практическая значимость исследования заключается в направленности результатов исследования на развитие прикладных социально-психологических исследований и работы социального психолога в условиях организационных изменений.

Сформированный в работе комплекс методов диагностики KFIG в процессе разработки и внедрения СМК может быть использован для выявления; проблемных ситуаций, возникающих в общении и взаимодействии персонала организации в период инновирования. Выявленные виды КПС и сформулированные содержательные противоречия могут быть положены в основу подбора и обоснования методов исследования, обучения и консультирования в процессе социально-психологического сопровождения деятельности персонала организаций по разработке и внедрению СМК.

Показана возможность использования инновационного метода для актуализации социально-психологического содержания стандартов ISO в процессе разрешения коммуникативных проблемных ситуаций.

Общая логика исследования может быть использована как содержательная основа подготовки психологов и расширения их возможностей применения социально-психологических знаний для сопровождения организационно-управленческих нововведений на предприятиях, в организациях и образовательных учреждениях.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Исследование основано на фундаментальных психологических принципах: единства психики и деятельности и принципе двухэтапности психологического изучения деятельности, анализе ее содержания и анализе ее психологических

12

механизмов (А. В. Карпов). Основу исследования* составляют: теория- и практика социально-психологического сопровождения нововведений (И. Адизес, И. Перлаки, Т. Дж. Питере, А. И. Пригожий, П. Сенге); теория-и практика психологии управления, организационного консультирования и обучения, (Т. Ю: Базаров, Е. П. Варламова, B. C. Дудченко, А. В. Карпов, Н. В. Клюева, Л. Крольj А. И. Пригожий, И:М. Скитяева, А. В. Филиппов, СР. Филонович и др. ); теория, и практика изучения практического мышления в психологии (П. П. Блонский, А. В. Брушлинский, Е. В*. Драпак, М. М. Кашапов; Е. В. Конева; Ю. К. Корнилов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A. M. Матюшкин, С Л. Рубинштейн, БМ. Теплов); теория'и практика. разработки и внедрения системы менеджмента качества на основе стандартові ISO на предприятиях и в организациях (Э. Деминг, К. Исикава, Ф. Кросби, С. Синго; Г. Тагути, Ю. П. Адлер)- и (Н. Н. Аниськина, Н. Иняц; Генри, Р. Нив, Д. А. Шевчук).

Методическое обеспечение работы. Проведен анализ отечественной и зарубежной социально-психологической литературы по проблеме исследования и литературы по менеджменту предприятий и организаций, включая ? менеджмент качества. Использованы, методы: фокус-группа по выявлению содержания- проблем в процессе разработки и внедрения^ ЄМК; феноменологическое интервью, направленное на выявление КПС; методика репертуарных решеток Дж. Келли для выявления содержательных характеристик КПС; метод попарных сравнений для выявления устойчивых взаимосвязей между содержательными характеристиками КПС; экспертная оценка КПС; методы математической статистики: факторный анализ с учетом процента объясняемой дисперсии.

Эмпирическая! база исследования. Общая выборка исследования составила более 100 человек, возрастной диапазон — от 25 до 73 лет. В работе фокус-групп по конкретизации содержания проблем в процессе разработки и. внедрения СМК было задействовано более 50 человек. Работа проводилась, в

13

процессе консультаций ответственных за разработку и внедрение СМК на предприятиях и в организациях, а также на клубах качества по обмену опытом оказания образовательных и консалтинговых услуг в области СМК и практики их функционирования. В феноменологическом интервью приняли участие 20 человек — руководителей и сотрудников структурных подразделений качества. В анализе КПС (методика репертуарных решеток Дж. Келли) было задействовано 20 человек, включая руководителей и сотрудников подразделений качества (14 человек) и консультантов по разработке систем менеджмента, преподавателей по СМК и аудиту СМК (6 человек). В экспертной оценке содержания КПС (метод попарных сравнений содержательных характеристик КПС) в исследовании участвовал 21 человек (сотрудники подразделений качества).

Достоверность результатов исследования обеспечивается

многоаспектным анализом проблемы исследования, адекватными целями и

задачами работы, соблюдением принципов планирования эмпирического

психологического исследования, пролонгированным сбором

теоретического и практического материала, совокупностью (качественного и количественного) методов обработки и анализа результатов, непротиворечивостью полученных данных с результатами других исследований, а также результатами апробации.

Положения, выносимые на защиту:

1) Социально-психологическая составляющая СМК включает в себя необходимость вовлечения персонала в процесс управления организацией через наличие позитивной мотивации к разработке, внедрению и дальнейшему функционированию СМК, сформированные социально-психологические компетентности у субъектов управления (такие как работа в команде, лидерство), способность использовать коллективные методы принятия управленческих решений, способность использовать «горизонтальные» коммуникации

14

в управленческой деятельности. Учёт социально-психологической составляющей СМК влияет на качество её разработки и внедрения.

2) Противоречие социально-психологической составляющей СМК и особенностей российской культуры управления обусловливает возникновение КПС, связанных с необходимостью изменения существующих способов в управлении и взаимодействии персонала организации и выработкой новых форм и методов коммуникаций.

3) Сущность КПС в процессе разработки и внедрения СМК составляют содержательные противоречия, которые актуализируют социально-психологическую составляющую стандартов ISO и «запускают» процесс решения проблемных ситуаций. Для решения КПС необходимо освоение новых форм и методов коммуникаций и приобретение управленческой и социально-психологической компетентности.

4) Социально-психологическое сопровождение процесса разработки и внедрения СМК на предприятиях и в организациях предполагает создание благоприятных условий для осознания КПС, поиска и реализации подходов к их разрешению через использование специальных методов работы консультанта и преподавателя с персоналом, вовлеченным в проект: инновационно-диагностического семинара; форм и методов вовлечения персонала в практику оперативного управления, позволяющих усилить горизонтальные взаимосвязи в организации с учетом требований процессного управления (совместное решение проблем, работа в проектах).

Апробация результатов исследования и оценка эффективности диссертационного исследования проходила в ФГОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова». Все этапы эмпирического исследования проводились в рамках проектов по разработке и внедрению СМК на предприятиях, в организациях и образовательных учреждениях (всего более 30 проектов (приложение 6)). Специфика указанных групп не учитывалась в исследовании в силу единых требований стандарта и

15

общей феноменологии с учетом предмета исследования. Результаты, исследований обсуждались на заседаниях кафедры «Социология и психология» Академии Пастухова, кафедры консультационной; психологии ЯрГУ им:. П. Р. Демидова, клубов качества и на* следующих научно практических конференциях:

1. «Практико-ориентированное образование: традиции и перспективы», «Пастуховские чтения»^26 - 27 апреля;2007 г. . Академия Пастухова- г. Ярославль, секция? «Проектная? организация* образовательных программ»; выступление с докладом: «Социально-психологические подходы; к созданию? системы внутренних коммуникаций в системе менеджмента качества».

2. 53-й\Конгресс Европейской организации:по качеству, 12 — 14 мая 2009 года; г. Дубровник, Хорватия (53rd EOQ (EUROPEAN ORGANIZATION FOR QUALITY) ANNUAE CONGRESS, Dubrovnik, Croatia, May 12th - r4th, 2009); выступление на. секции «Качество: новые идеи, альтернативные концепции» с докладом «Competence approach of professional training of the specialists at factories and: enterprises» («Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов предприятий и организаций»);

3. VIII' Всероссийская научно-практическая конференция* «Возможности дополнительного профессионального образования? в новых экономических условиях», «Пастуховские; чтения» 9 — 10 апреля;2009 г. , г. Ярославль, секция «Внутрифирменное обучение», выступление с докладом? «Внутри-; фирменное обучение персонала как эффективный: инструмент развития;организаций».

4. Международная научно-практическая конференция «Взаимодейст

вие бизнеса, власти и ДПО для-обеспечения устойчивого развития;экономи

ки», Пастуховские чтения 29 сентября - 2 октября 2010 г. , г. Ярославль, сек

ция «Развитие профессиональной и управленческой компетентности персо

нала: методы, техники и технологии», выступление с докладом «Практически

16

вопросы формирования социально-психологической компетентности персонала в процессе разработки и внедрения СМК».

5. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы», Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г. , секция «Психологическое и организационное консультирование», выступление с докладом «Проблемные ситуации в процессе разработки и внедрения систем менеджмента качества (методы исследования)».

Результаты работы отражены в 21 публикации.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (всего 175 стр. ), библиографического списка (175 наименований, из них 17 - на иностранном языке). Текст содержит 17 таблиц, 3 рисунка, 1 схему и 6 приложений.

17

Заключение:

Подводя общий итог по проделанной в рамках диссертационного исследования работе, хочется отметить, что необходимость научного обоснования разработки и, внедрения новых подходов к управлению в России по-прежнему сохраняет свою актуальность. Теория и практика социальной психологии, ее интеграция с другими наукамш включает, в себя, понимание ее возможностей и значимости; ДЛЯІ решения; актуальных задач управления на предприятиях. № в организациях, в процессе проведения- исследований, обучения; консультирования.

Исследование, проведенное нами, позволило; выявить противоречия в

подходах, существующие между требованиями новых систем управления и

традициями российской культуры управления. КПС являются следствие этих

противоречий, но одновременно и способом их преодоления: Система

социально-психологического, сопровождения процесса разработки и

внедрения СМК включает в себя практику использования инновационных

методов исследования, обучения и консультирования, которые предполагают

социально-психологическую и управленческую компетентность

консультантов^ работающих в проекте, а также «гибкое» использование большого спектра методов организации взаимодействия людей в проекте.

Часто рассмотренные нами в* работе методы* используютсяі«вслепую»: консультанты не всегдаі понимают их психологическую природу, которая позволяет получать запланированные результаты в том числе, и в рамках управленческих нововведений. Но, на наш взгляд, такой подход может быть не продуктивным, так как иногда. , требуется модификация или замена методов без потери качества обучения или консультирования. Потребность в изменении методов работы консультанта может определяться спецификой конкретной организации или особенностями группы сотрудников, с которыми ведется работа. Клиент всегда ожидает гарантированного

170

качества и это обязывает психологов и консультантов к гибкой адаптации методов и подходов, которые могут обеспечить достижение результата в процессе социально-психологического сопровождения проекта.

На наш взгляд, понимание содержательных противоречий как источников и характеристики КПС позволяет понять то, каким образом можно изменить подходы к управлению и организации взаимодействия людей в рамках конкретной управленческой задачи. Но для этого, психологами и представителями других наук должны быть изучены и обобщены причины проблем в профессиональном общении* и взаимодействии, а также обоснованы методы актуализации КПС как способов активизации практического мышления и поиска их решений для развития, личности и организации. При этом необходимость интеграции социально-психологического знания с другими науками, обозначенная выше, приобретает ключевой значение для качества социально-психологического сопровождения нововведений.

Этой проблеме уже уделяется определенное, но недостаточное, на наш взгляд, внимание [106, 107] (перечисленные работы в большей степени показывают необходимость интеграции собственно психологического знания). К пониманию важности указанной задачи авторов привела совместная работа с предприятиями и организациями в системе ДПО, которая ясно показывает, что социальная психология (можно . . . обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп [6]) как самостоятельная наука может быть интересной, но часто не востребованной заказчиком. Большинство практических вопросов, порождающих заявку на обучение или консалтинг, обусловлено реальной проблемой в функционировании организаций и формулируется в терминах, показывающих индикатор нарушения: «снижение доходов», «увеличение

171

текучести кадров» и пр. Для того чтобы понять, в чем заключается потребность заказчика, какие именно образовательные и консалтинговые услуги позволят ему решить указанную проблему (а в идеале, и предотвратить появление в дальнейшем), уже на этапе формулировки заказа и проведения предварительных переговоров требуется участие команды профессионалов, которые затем будут участвовать и в реализации проекта. Следовательно; социальный психолог, чтобы стать востребованным в работе над проектами; должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств, помимо базовой психологической подготовки, а именно:

• способностью t распознавать социально-психологическую проблематику в проблеме заказчика, понимать ее взаимосвязь с другими областями знаний и видеть возможности интеграции, встраивания социально-психологического знания в общую структуру образовательного. или консалтингового проекта;

• умением подбирать и адекватно применять методы социально-психологической диагностики и работы с заказчиком (ответственными представителями предприятий и организаций, учебными и рабочими группами и т. д. ) на всех этапах проекта;

• способностью применять профессиональные знания и умения1 не только для работы над содержанием проекта, но и для сплочения команды проекта, организации взаимодействия ее участников.

Опыт Академии Пастухова (г. Ярославль) показывает, что социально-психологическая феноменология присутствует практически в каждой заявке, но по-разному:

1. В качестве объекта для самостоятельной работы социальных психологов (например, тренинги по тематике конфликтологии, командообразо-вания, управления временем, лидерству, мотивации персонала и т. п. ).

2. В качестве элементов (модулей) в рамках программ, более общего содержания. Например, профессиональная переподготовка специалистов по

172

работе с персоналом, маркетологов, менеджеров по продажам и других специалистов, как правило, включает в себя тренинги или тренинговые элементы, направленные как на освоение технологий работы в рамках специфики профессиональной деятельности, так и на развитие личностных качеств обучаемых. Последнее, позволяет им более эффективно использовать методы, полученные в процессе обучения работы с персоналом (клиентами). Подобная работа, может, например, проводиться в рамках курса делового общения, клиентологии, конфликтологии и пр.

3. Использование подходови методов социальной психологии в рамках программ и курсов, напрямую не связанных с психологической тематикой. Например, подготовка специалистов по менеджменту качества или специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), муниципального управления, культуры [28, 32].

В случае, когда мы имеем дело с самостоятельными психологическими или социально-психологическими программами на образовательные или консалтинговые услуги, как правило, трудностей не возникает. Во втором и третьем случае, возникает насущная проблема интеграции подходов, видений, способов планирования и реализации образовательных и консалтинговых услуг различных специалистов: профессионалов в области менеджмента. качества, ЖКХ, социальной психологии, экономике и других областях знаний. В этом случае, обязательно возникает вопрос определения, с одной стороны, роли и места психолога-практика в совместной работе над проектами, а с другой, возможности, которые предоставляет интеграция социально-психологических подходов с другими науками для успешной реализации образовательных и консалтинговых проектов.

В данном случае, речь идет о квалификации социального психолога и ее соответствии требованиям образовательных и консалтинговых проектов в системе ДПО. Практика работы показывает, что для успешной профессиональной реализации, и развития перечисленных ранее профессиональных ка-

173

честв, необходимо приобрести дополнительные профессиональные знания в области менеджмента, маркетинга, управления проектами или других науках. Подготовка таких специалистов становится-дополнительным условием кадровой политики учреждений ДПО, так как в противном случае есть риск потери перспективного работника. Но эффективной системы включения психолога в работу над сложными образовательными и консалтинговыми проектами, учитывая его дополнительную профессиональную подготовку и переподготовку, на данный момент времени нет.

Опыт Академии Пастухова, Центра корпоративного обучения ЯрГУ им. П. Г. Демидова, под руководством Н. В. Клюевой и других, успешных в этой области организаций, может служить примером передового подхода к успешному решению, указанной проблемы. На наш взгляд, можно предложить следующие основные элементы работы с психологом, по включению его в сложные образовательные и консалтинговые проекты:

• Помощь в выборе ведущего направления приложения профессиональных знаний и умений в направлениях, реализуемых в образовательном учреждении, или, выбор собственного направления работы, которое может быть востребовано на рынке образовательных и консалтинговых услуг. Как правило, эта работа проводится * уже на этапе первичного интервью при приеме на работу: будущий сотрудник получает возможность сориентироваться в дальнейшей профессиональной деятельности.

• Организация дополнительного обучения (подготовки, переподготовки) специалиста (при необходимости и наличии его собственного желания).

• Активное включение в проекты по выбранному направлению, но не в качестве помощника, а в качестве ответственного за конкретный элемент работы: сбор информации, планирование проекта, разработку и проведение учебного элемента, обработку полученных в процессе обучения или консалтинга данных о заказчике и т. п. Этот элемент важен не только для подготовки специалиста, но и для диагностики его личностных качеств, способности

174

работать как самостоятельно, так и в команде, мыслить творчески, с учетом реальности конкретного образовательного или консалтингового проекта.

• Предоставление возможности развивать собственные направления и привлекать к их реализации других специалистов.

Основной целью перечисленных шагов является не просто подготовка грамотного специалиста, способного работать на стыке наук в команде специалистов различных специальностей. Намного важнее является подготовка сотрудника, способного взять на себя ответственность за выполняемую работу, и, самое главное, способного рождать новые идеи, подходы, решения как теоретических (научных), так и практических задач. Другими словами, это подготовка психолога, способного работать в инновационном режиме.

Важно, что социальная психология, будучи включенной в практико-ориентированный или научный проект, приобретает большую значимость, становится востребованной, а зачастую и интегрирующей составляющей для остальных областей знаний [34, 35]. Таким образом, интеграция социальной психологии с другими науками и подготовка специалистов-психологов, способных работать в сложных проектах, требующих участия представителей различных профессий, стала очень актуальной. Это перспективное направление, требующее нестандартных подходов к пониманию роли и места социальной психологии, направленное на то, чтобы сделать эту науку более востребованной и значимой для рынка образовательных и консалтинговых услуг ориентированного на реальный сектор экономики.

Список литературы:

Авдеев, В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций [Текст] / В. В. Авдеев. - М. : Феликс, 1992. - 128 с.

Адаир, Дж. Эффективная, коммуникация [Текст], / Дж. Адаир. — М. : Эксмо,2003. -240с.

Адизес, И:К. Управляя изменениями: Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни, [Текст] / И. К. Адизес: — СПб: Питер, 2008. - 224 с.

Адлер, Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир [Текст] 7 Ю. П; Адлер //Стандарты и качество. - 2001. - №5-6: - С. 49 - 61. . Адлер, Ю. П: Качество и рынок, или как организация настраивается на обеспечение требований потребителей [Текст] . 7 Ю. П: Адлер// Поставщик и потребитель. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2000. -С. 35-81.

Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.

Аниськина, Н. Н. Игровой" подход к извлечению экспертных знаний [Текст] / Н. Н. Аниськина // Проблемы применения экспертных систем в народном хозяйстве: тезисы докладов Республиканской школы-семинара. - Кишинев, 1989. — С. 16 - 20:

Аниськина, Н. Н: Игровые методы обучения [Текст]: методические указания по разработке и применению активных методов обучения / Н. Н. Аниськина [и др. ] // Активные методы обучения. - Тамбов, 1990. — С. 13-15.

Аниськина, Н. Н. Интеллектуальная система синтеза адаптивных технологий обучения [Текст] / Н. Н. Аниськина // Математические методы в технике и технологиях - ММХТ-11: сб. тр. XI международной конференции (г. Владимир). — Владимир, 1998. - С. 10 — 11.

176

10. Аниськина, Н. Н. Подготовка управленческих кадров для качественного

менеджмента [Текст] / Н. Н. Аниськина // Стандарты и качество. — 2009.

- № 4. - С. 76 - 79.

11. Аниськина, Н. Н. Право на управленческий консалтинг [Текст]. / Н. Аниськина // Вестник Академии Пастухова. - 2010. - №-2. - С. 13-15.

12. Аниськина, Н. Н. Признание качества образовательных услуг в свете реформы профессионального образования [Текст] / Н. Н. Аниськина, Е. А. Белкова // Сб. трудов XXI Международной научной конференции.

— Саратов: Изд-во Саратовский Государственный технический ун-т,

2008. - Секция 8. - С. 66 - 71.

13. Аниськина, Н. Н. Управление процессами в деловом обучении [Текст] / Н. Н. Аниськина // Система подходов к управлению качеством: сб. докладов пятого международного симпозиума по менеджменту качества. — М. , 2003. -С. 37-40.

14. Аниськина, Н. Н. Эффективные системы менеджмента качества: фантазии или реальность? [Текст] / Н. Н. Аниськина // Поволжский вестник качества. -2010. -№ 1. -С. 50-51.

15. Антропов, В. В. Конструирование организационной-реальности [Текст] / В. В. Антропов [и др. ] // Высшее образование в России. — 2000. — № 5. -С. 34-40.

16. Антропов, В. В. Влияние инновационно-проектного консультирования на изменение порядка знаний в системах корпоративного управления [Текст] /В. В. Антропов // Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований. - М. : «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2010. -С. 186-198.

17. Антропов, В. В. Инновационно-проектная технология как способ управления процессом выращивания знаний в организации [Текст] / В. В. Антропов // Проблемы управления и управляемости социальных процессов: методология, методы и процедуры социологического исследования: материалы второй Всероссийской науч. конференции «Соци-

177

альное управление, коммуникация и социально-проектные технологии» и VII Дридзевских чтений (25-26 октября 2007 г. ). - М. , 2008. - С. 218 -224.

Антропов, В. В. Инновационные методы и управленческое консультирование в системе ИПК [Текст]-/ В. В. Антропов // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции «Педагогические новации в образовании» (23 — 25 апреля 1997 г. , г. Ярославль). —Ярославль: ЯрИПК, 1997. - С. 29 - 301

Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] / Т. Ю. Базаров. - М. : ОМЕГА-Л,2007. -264с.

Белкова, Е. А. Внутрифирменное обучение - особая сфера подготовки взрослых [Текст] / Е. А. Белкова // Возможности дополнительного профессионального образования в новых экономических условиях: сб. тр. по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Ярославль: «Академия Пастухова», 2009. - С. 10-14. Белкова, Е. А. Внутрифирменное обучение персонала как эффективный инструмент развития организаций [Текст] / Е. А. Белкова // Возможности дополнительного профессионального образования в новых экономических условиях: сб. тр. по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Ярославль: «Академия Пастухова», 2009. -С. 5-Ю.

Белкова, Е. А. Инновационные подходы к реализации образовательных программ по управлению организацией на основе международных стандартов ISO [Текст] / Е. А. Белкова // Сб. тр. по проблемам дополнительного профессионального образования— М. : МАДПО, ИПК госслужбы, 2006. - Вып. 10. - С. 84 - 90.

Белкова, Е. А. Качество управления образовательными учреждениями как гарантия качественного образования [Текст] / Е. А. Белкова // Педагогический инновационный методический информационный дидактический журнал. - 2009. - Июнь-август. - С. 19-20.

178

24. Белкова, Е. А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов предприятий и организаций [Текст] / Е. А. Белкова // Вестник Академии Пастухова. - 2008. - № 3 - 4. - С. 2-А.

25. Белкова, Е. А. Подходы к решению коммуникативных проблемных ситуаций в процессе обучения персонала и подготовки организации к внедрению системы менеджмента качества [Текст] / Е. А. Белкова // Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов: сб. материалов- Всероссийской конференции (6-7 июня 2006 г. ). - М. , 2006. - С. 174-177.

26. Белкова, Е. А. Применение статистических методов для принятия управленческих решений в менеджменте качества [Текст] / Е. А. Белкова* // Сб. тр. XX международной научной конференции— Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2007. - Секция^. - С. 104-106.

27. Белкова, Е. А. Проблемные ситуации во взаимоотношениях подростков с родителями [Текст] / Е. А. Белкова, Е. В. Конева // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. - Ярославль, 1997. - С. 79 - 88.

28. Белкова, Е. А. Проектная организация образовательных программ ДПО в практике подготовки специалистов органов местного, самоуправления [Текст] / Е. А. Белкова, Е. А. Пластинина // Практико-ориентированное образование: традиции и перспективы: сб. тр. по материалам VII Межрегиональной научно-практической конференции. — Ярославль: «Академия Пастухова», 2007. - С. 68 - 72.

29. Белкова, Е. А. Проектный подход в реализации образовательных программ [Текст] / Е. А. Белкова // Вестник Академии Пастухова. — 2007. -№1(4). -С. 11-13.

30. Белкова, Е. А. Проектный подход как инструмент оптимизации процесса разработки и внедрения систем менеджмента качества [Текст] / Е. А. Белкова, В. В. Антропов // Сб. тр. XXI Международной научной конфе-

179

ренции - Саратов: Изд-во Саратовский Государственный технический ун-т, 2008. - Секция 8. - С. 270 - 274.

31. Белкова, Е. А. Процедура эмпирического исследования коммуникативных проблемных ситуаций в организациях [Текст] / Е. А. Белкова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1. - С. 104 — 109.

32. Белкова, Е. А. Психологические аспекты профессионального общения экскурсоводов [Текст] / Е. А. Белкова // Туризм в Ярославском крае: история, проблемы, перспективы: сб. ст. — Ярославль: ЯГПУ, 2004. — С. 309-312.

33. Белкова; Е. А. Психологическое сопровождение внутрифирменного обучения персонала в процессе внедрения интегрированных систем менеджмента-в организациях и на предприятиях [Текст] / Е. А. Белкова // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: материалы Всероссийской научно-практической конференции (23-24 ноября 2005 г. , г. Кемерово). - Кемерово, 2005. -С. 137-141.

34. Белкова, Е. А. Развитие управленческой компетентности в организации [Текст]: учеб. -метод. пособие / Е. А. Белкова [и др. ]. —Ярославль: «Академия Пастухова», 2006. - 72 с.

35. Белкова, Е. А. Социальная психология в образовательных и консалтинговых проектах [Текст] / Е. А. Белкова // Вестник Академии Пастухова. -2007. -№2(3). -С. 34-36.

36. Белкова, Е. А. Социально-психологические подходы к созданию системы внутренних коммуникаций в системе менеджмента качества [Текст] / Е. А. Белкова // Практико-ориентированное образование: традиции и перспективы: сб. тр. по материалам VII Межрегиональной научно-практической конференции. - Ярославль: «Академия Пастухова», 2007. -С. 82-88.

180

37. Белкова, Е. А. Справочник разработчика системы менеджмента качества [Текст]: учеб. -метод. пособие / Е. А. Белкова [и др. ]. - Ярославль: Изд-во «Академия Пастухова», 2006. - 89 с.

38. Белкова, Е. А. Технология документирования процессов как инструмент формирования внутренних коммуникаций в системе менеджмента качества [Текст] / Е. А. Белкова // Материалы 8-ого Международного симпозиума качества Хорватского общества менеджеров качества «Системы управления, ориентированные на качество». — 2007. -С. 35-37.

39. Белкова, Е. А. Улучшения, в системах менеджмента качества и внутренний аудит [Текст]: учеб. -метод. пособие /Ю. В. Васильков, Н. В. Курчевская, Е. А. Белкова. —Ярославль: «Академия Пастухова», 2010. -75 с.

40. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст]. В 2 т. - Т. 2. Развитие мышления школьника / П. П. Блонский. - М. : Просвещение, 1964. - 235 с.

41. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. -348 с.

42. Братченко, С. Л. Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса [Текст] / С. Л. Братченко, Н. В. Клюева // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. — Вып. 2. — Ростов н/Д, 2005. -С. 40-56.

43. Варламова, Е. П. Управленческое консультирование: социологический срез [Текст] / Е. П. Варламова, СЮ. Степанов // Социологические исследования. - 1995. - № 6. - С. 37-43.

44. Варламова, Е. П. Управленческое консультирование: социологический срез [Текст] / Е. П. Варламова, СЮ. Степанов // Социологические исследования. - 1996. - № 4. - С. 28-43.

181

45. Васильков, Ю. В. Статистические методы в управлении предприятием: доступно всем [Текст] / Ю. В. Васильков, Н. Иняц. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2008. - 280 с.

46. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст] - Введ. 2001-08-15. - М. : Изд-во стандартов, 2001. -31 с.

47. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования [Текст] - Введ. 2001-08-15. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 27 с.

48. Джонсон, М. Ориентация на клиента - ключевой фактор успеха предприятия [Текст] / Д. Джонсон, А. Херрманн // Проблемы теории и практики управления. - 1999. — № 2. — С. 96-101

49. Драпак, Е. В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического [Текст]: дис. канд. психол. наук / Драпак Елена Васильевна. - Ярославль, 1994. - 216 с.

50. Дудченко, B. C. Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования [Текст] / B. C. Дудченко - М. : «Кватро-Принт», 2004. -240 с.

51. Дудченко, B. C. Инновационные игры [Текст] / B. C. Дудченко. - Таллин: Валгус, 1989. - 103 с.

52. Дудченко, B. C. Инновационные технологии [Текст]: учеб. -метод, пособие / B. C. Дудченко; отв. ред. Ю. М. Резник. - М. : Изд-во «Союз», 1996. -154 с.

53. Дудченко, B. C. Консалтинг и обучение [Текст] / B. C. Дудченко // Вестник Академии Пастухова. - 2007. - № 1 (4). - С. 2-6.

54. Дудченко, B. C. Онтосинтез жизни [Текст] / B. C. Дудченко. - М. : Изд-во «Граница», 1999. - 264 с.

55. Дудченко, B. C. Основы инновационного консультирования [Текст] / B. C. Дудченко // У последнего берега: по материалам проекта НГПК на Соловках. — М. : Издательский Дом Третий Рим, 2003. — 192 с.

182

56. Дудченко, B. C. Программа инновационной игры [Текст] / B. C. Дудченко. - Таллин: Валгус, 1989. - 96 с.

57. Дудченко, B. C. Саморазвитие [Текст] / B. C. Дудченко - М. : «Кватро-Принт», 2007. - 400 с.

58. Дудченко, B. C. Что такое интегрированный консалтинг [Текст] / B. C. Дудченко // Проблемы управленческого консультирования: материалы четвертой международной научно-практической конференции (2-3 июня 2005 г. , г. Воронеж). -Воронеж, 2005. - С. 45 — 52.

59. Дункер, К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем) [Текст] / К. Дункер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под. ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, В. В. Петухова. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - С. 258-268.

60. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н: Емельянов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. -168 с.

61. Ершов, А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение [Текст] / А. А. Ершов. — Л. : Наука, 1976. -174 с.

62. Иванов, А. И. Организация как Ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса [Текст] / А. И. Иванов, Д. Шустерман. - М. , 2004. -392 с.

63. Иванова, Н. Л. Репертуарные личностные методики [Текст]: учеб. пособие / Н. Л. Иванова. - Ярославль: Изд-во ЯЛТУ, 1995. - 88 с.

64. Изучение практического мышления: итоги и перспективы [Текст] / под ред. Ю. К. Корнилова. —Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1999. — 82 с.

65. Изюмова, И. В. Доверие к кредитным организациям в представлениях молодежи в период экономического кризиса / И. В. Изюмова // Психология человека в современном мире. Личность и группа в условиях социальных изменений: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубин-

183

штейна (15-16 октября 2009 г. ). — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. -С. 311-318.

66. Иняц, Н. Малая энциклопедия качества [Текст]: В 3 ч. — Ч. III. Современная история качества / Н. Иняц; под общ. ред. Ю. В. Василькова, Н. Н. Аниськиной; пер. с хорватского Л. Н. Белинькой. — М: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 224 с.

67. Исикава, К. Японские методы управления качеством [Текст] / К. Иси-кава: - М. : Экономика, 1988. - 168 с.

68. Исмагилова, Ф. С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда [Текст] / Ф. С. Исмагилова. - Екатеринбург: Изд-во УрОРАН, 1999. -210 с.

69. Кабаченко, Т. С. Психология управления [Текст]: учеб. Пособие / Т. С. Кабаченко: - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.

70. Карпов, А. В. Предпосылки и перспективы развития обобщающей психологической теории деятельности [Текст] / А. В. Карпов // Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Брушлинско-го, А. В. Карпова. - М. - Ярославль: ДИА-пресс, 2001. - С. 23-53.

71. Карпов, А. В. Психология- менеджмента [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2005. - 584 с.

72. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы [Текст],/ под ред. Дж. Джурана. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2004. -208С.

73. Кашапов, М. М. Методологическая основа профессионального педагогического мышления [Текст] / М. М. Кашапов // Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. - М. , Ярославль: ДИА-пресс, 2001. - С. 192 - 206.

74. Кашапов, М. М. Психологические основы решения педагогической ситуации [Текст] / М. М. Кашапов. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1992. -83 с.

184

75. Квале, С. Исследовательское интервью [Текст] / С. Квале. - М. : Смысл, 2009. -301 с.

76. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) [Электронный ресурс] / Управление образовательных и культурных программ Государственного Департамента США. Управление образовательных и культурных программ Государственного Департамента США, 2007. - Режим доступа: www. casemethod. ru.

77. Кларин, М. В. Корпоративный тренинг от А до Я [Текст] / М. В. Кларин. - М. : Издательство: Дело, 2002. - 224 с.

78. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е. А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 279 с.

79. Клюева, Н. В. Внешний консультант и его роль в развитии организации. Психология XXI столетия. - Т. 1 [Текст] / Н. В. Клюева; под ред. В. В. Козлова. -Ярославль, 2006. - С. 96 — 105.

80. Клюева, Н. В. Обучать или консультировать [Текст] / Н. В. Клюева // Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых. — 2004. — №1. -С. 12-19.

81. Клюева, Н. В. Организационное консультирование [Текст]: учеб. пособие /Н. В. Клюева. -Ярославль: Изд-воЯрГУ, 2008. - 136 с.

82. Клюева, Н. В. От чего зависит успех в бизнесе (психологические аспекты) [Текст] / Н. В. Клюева // Психология 21 столетия. - Т. 1 / под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2007. - С. 295 - 300.

83. Клюева, Н. В. Проблемы качества в проведении организационных изменений [Текст] / Н. В. Клюева, М. И. Фаерман // материалы V межрегиональной научно-практической конференции «Качество образования. Современные подходы и технологии». — Ярославль: ЯрИПК, 2004. - С. 123 - 130.

185

Клюева, Н. В. Программы социально-психологического тренинга [Текст] / Н. В. Клюева, М. А. Свистун. - Ярославль: ЯрГУ, НПЦ Психодиагностика, 1992. - 68 с.

Клюева, Н. В. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в школе [Текст] / Н. В. Клюева // материалы Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды» (7-8 апреля 1997 г. ) - Ярославль, 1997. - С. 28 - 30.

Клюева, Н. В. Психологическое сопровождение разработки и внедрения систем менеджмента качества [Текст] / Н. В. Клюева // Стандарты и качество. - 2003. - № 6. - С 57 - 59.

Клюева, Н. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход) [Текст]: дис. . . докт. пси-хол. наук / Клюева Надежда Владимировна. —Ярославль, 2000. — 322 с. Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений [Текст] / Ю. Козе-лецкий. - М. : Прогресс, 1979. - 504 с.

Конева, Е. В. Пространство проблемных ситуаций и психологическая адаптация [Текст]: сб. статей / Е. В. Конева // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. — Ярославль: Ремдер, 2004. -С. 238-242.

Конева, Е. В. Психологический анализ репродуктивных компонентов мышления профессионала в реальной деятельности [Текст]: дис. . . канд. психол. наук / Е. В. Конева. — Ярославль: ЯрГУ, 1987. — Ярославль, 1987. -151 с.

Корнилов, Ю. К. Мышление руководителя и методы его изучения [Текст] / Ю. К. Корнилов. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. - 78 с. Корнилов, Ю. К. Психологические проблемы понимания [Текст] / Ю. К. Корнилов. - Ярославль, 1979. - 80 с.

186

93. Корнилов, Ю. К. Психология практического мышления [Текст]: монография / Ю. К. Корнилов. —Ярославль: ДИА - пресс, 2000. — 212 с.

94. Корнилов, Ю. К. Теоретические предпосылки изучения профессиональной деятельности с выраженным мыслительным компонентом [Текст] / Ю. К. Корнилов, А. В. Панкратов // Общая и прикладная психология / под ред. А. В. Карпова. - М. - Ярославль, 2001. - С. 278 -293.

95. Корнилов, Ю. К. Мышление в производственной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Ю. К. Корнилов. -Ярославль: ЯрГУ, 1984. - 74 с.

96. Костюк, Г. С. Актуальные задачи школы и проблемы психологии обучения [Текст] / Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, А. А. Смирнов // Вопросы психологии. - 1963. - № 5. - С. 48-60.

97. Кроль, Л. Консалтинг: поиски жанра [Текст] / Л. Кроль, Е. Пуртова. -М. : НФ «Класс», 2004 - 336 с.

98. Крутецкий, В. А. Опыт анализа способностей к усвоению математики у школьников [Текст] / В. А. Крутецкий // Вопросы психологии. — 1959. -№1. -С. 32-50.

99. Кудрявцев, Т. В. Развитие технического мышления учащихся [Текст] / Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская. -М. : Высшая школа, 1964. - 304 с.

100. Купрейченко, А. Б. Психология доверия и недоверия [Текст] / А. Б. Ку-прейченко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 571 с.

101. Леонтьев, А. Н. Опыт экспериментального исследования мышления [Текст] / А. Н. Леонтьев // Доклады на Всероссийском совещании по психологии. -М. : Изд-во АПН РСФСР, 1954. - С. 5 - 12.

102. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях [Текст] / под ред. Н. В. Клюевой. - СПб. : Речь, 2008. —208 с.

103. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 444 с.

187

104. Лосе, В. Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов: методические вопросы [Текст] / В. Г. Лосе // Психологический журнал. - 1982. — № 2. - С. 18-21.

105. Люблинская, А. А. Ранние формы мышления ребенка [Текст] / А. А. Люблинская // Исследование мышления в советской психологии: сборник статей. -М. : Наука, 1966. - С. 319 - 348.

106. Мазилов, В. А. Век социальной психологии [Текст] / В. А. Мазилов // Психология XXI столетия. - Т. 1 / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль: МАЛЫ, 2008. -С. 36-45.

107. Мазилов, В. А. Интеграция научного знания в психологии [Текст] / В. А. Мазилов // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. — М. : Изд-во «ИПРАН», 2007 - С. 427 - 459.

108. Макхем, К. Управленческий консалтинг [Текст] / К. Макхем. — М. : Дело и сервис, 1999. - 267 с.

109. Марасанов, Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге [Текст] / Г. И. Марасанов. — Киров, 1995. -152 с.

110. Матюшкин, А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения [Текст] / A. M. Матюшкин // В. Оконь. Основы проблемного обучения. — М. : Просвещение, 1968. -С. 186-203.

111. Матюшкин, A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / A. M. Матюшкин. - М. : Педагогика, 1972. - 168 с.

112. Методологические и методические проблемы контент-анализа [Текст] -Вып. 1. -М. ; Л. , 1973. -130 с.

113. Методы эффективного обучения взрослых [Текст]: учеб. -метод. пособие / ИПК РАГС при Президенте РФ. - М. , 1999. - 154 с.

114. Мир управления проектами [Текст] / под ред. X. Решке, X. Шелле. — М. : Алане, 1993. -304 с.

188

115. Морозова, Г. Б. Психологический механизм решения проблемных ситуаций в педагогическом коллективе [Текст]: автореф. дис. . . канд. пси-хол. наук / Г. Б. Морозова. - М. , 1994. - 20 с.

116. Мышление: процесс, деятельность, общение [Текст] / под ред. А. В. Брушлинского. - М. : Наука, 1982. - 287 с.

117. Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров [Текст]: учеб. пособие / С. Д. Неверкович; под ред. В. В. Давыдова. — М. : Высш. шк. , 1995. -207 с.

118. Невис, Э. Организационное консультирование [Текст] / Э. Невис. — СПб. : Изд-во Пирожкова, 2002. - 224 с.

119. Нив, Генри Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса [Текст] / Генри Р. Нив. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 376 с.

120. Павлуцкий, А. В. «Обучение действием»: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала [Текст] / А. Павлуцкий, О. Алехина // Управление персоналом. - 2001. — № 5. - С. 24 — 27.

121. Павлуцкий, А. В. «Обучение действием»: практический опыт в России [Текст] / А. В. Павлуцкий // Управление персоналом. - 2001. - № 8. - С. 45-47.

122. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений [Текст]: учеб. пособие / А. П. Панфилова. — СПб: ИВЭСЭП, Знание, 2005. -317 с.

123. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб. : Питер, 2003. - 204 с.

124. Перлаки, И. Нововведения в организациях [Текст] / И. Перлаки. - М. : Экономика, 1981. - 144 с.

125. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во МГУ, 1989. -216 с.

189

126. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во Московского университета, 1982 — 168 с.

127. Питере, Томас Дж. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компании Америки [Текст] / Томас Дж. Питере, Роберт Г. Уотерман-младший. — М. : Издательский дом «Вильяме», 2005 — 560 с.

128. Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений [Текст] / под ред. Ю. К. Корнилова. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ,2000. -192с.

129. Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний [Текст] / под ред. Ю. К. Корнилова. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1997. - 144 с.

130. Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты [Текст]: монография / кол. авт. ; под. ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2007. - 440 с.

131. Пригожий, А. И. Методы развития организаций [Текст] / А. И. Пригожий. - М. : МЦФЭР, 2003. - 864 с.

132. Пригожий, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) [Текст] / А. И. Пригожий. — М. : Политиздат, 1989. -271с.

133. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения [Текст] / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1991. — 48 с.

134. Психология [Текст]: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб. : Питер, 2005. - 651 с.

135. Психология единоначалия и коллегиальности: Вопросы теории и

практики взаимодействия руководителя и коллектива [Текст] / Д. П.

Кайдалов, Е. И. Суименко. - М. : Мысль, 1979. — 254 с.

190

136. Психология труда в условиях проблемной ситуации [Текст] / под ред. А. А. Понукалина. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1996. -225 с.

137. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации [Текст]. — Кн. 1, 2. -М. : Изд-во ГУУ, 1998. - 1032 с.

138. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. -М. : АН СССР, 1958. - 148с.

139. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. — М. : Педагогика, 1976. — С. 253 — 381\

140. Руководство к Своду знаний по. управлению проектами. (Руководство РМВОК®) [Текст]. - 3-е изд. - М. : Институт Управления Проектами-Project Management Institute, 2004: - 238с.

141. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256с.

142. Сенге, П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации [Текст] / П. Сенге; пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татарино-вой. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. - 384 с.

143. Скитяева, И. М. Основы организационного консультирования: [Текст]: текст лекций / И. М. Скитяева, А. В. Карпов. —Ярославль, 2003 — 63 с.

144. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. — М. : Мысль, 1983. — 207 с.

145. Субъект и объект практического мышления [Текст]: коллективная монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова. - Ярославль: Рем-дер, 2004. - 320с.

146. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. ІУІ. Теп-лов. -М. : АПН РСФСР, 1961. -536 с.

147. Тимченко, В. В. Методика реализации проекта системы менеджмента

качества в вузе. Программа повышения квалификации [Текст] / В. В.

Тимченко. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 127 с.

191

148. Титова, Н. Л. «Базисный» кейс - метод: основы и практика использования [Текст] / Н. Л. Титова // Бизнес-образование. — 1999. — № 7. — С. 99-113.

149. Три причины негативного отношения к изменениям [Электронный ресурс] / С. Хеллер // Международное бюро управления изменениями.

- Режим доступа: http://ibcm. biz.

150. Урванцев, Л. П. Проблемы специфичности обобщений, в практическом мышлении [Текст] / Л. П. Урванцев // Изучение практического мышления: итоги и перспективы / под ред. Ю. К. Корнилова. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1999. - С. 24 - 65.

151. Фаерман, М. И. Комплексный социально-психологический подход к предупреждению сопротивлений нововведениям персонала (на примере организаций малого и среднего бизнеса) [Текст]: автореф. дис. . . канд. психол. наук / М. И. Фаерман. - Ярославль, 2007. - 27с.

152. Филиппов, А. В. Работа с кадрами: психологический аспект [Текст] / А. В. Филиппов. -М. : Экономика, 1990. - 168 с.

153. Филонович, СР. Модульная программа для менеджеров. Модуль № 9. Лидерство и практические навыки менеджера [Текст] / СР. Филонович.

- М. : ИНФРА-М, 2000. - 288с.

154. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Богомолова, Т. В. Фоломеева. - М. : Магистр, 1997. - 80 с.

155. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам [Текст] / Ф. Франселла, Д. Бан-нистер; общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. - М. : Прогресс, 1987. -236 с.

156. Шадриков, В. Д. Психологический анализ деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. - 92 с.

192

157. Шевчук, Д. А. Управление качеством [Текст]: учебник / Д. А. Шевчук — М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 216с.

158. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1978. -487с.

159. Aniskina, N. Preparation of the administrative staff of Successful businesses based on harmonized Eoq programmes [Электронный ресурс]. - электрон. опт. диск (CD-ROM) / N. Aniskina // Materials 53 Congress EOQ Quality in an Age of Transition (12-14 May, 2009). - Dubrovnik, 2009.

160. Belkova, E. Competence approach of professional training of the specialists at factories and enterprises [Электронный ресурс]. — электрон, опт. диск (CD-ROM) / Е. Belkova. - Materials 53 Congress EOQ Quality in an Age of Transition (12 - 14 May, 2009). - Dubrovnik, 2009.

161. Crosby, Philip B. Quality Is Still Free: Making Quality Certain in Uncertain Times [Text] / Philip B. Crosby. - Hardcover, 1996. - 264 p.

162. Crosby, Philip B. Quality Without Tears [Text] / Philip B. Crosby. - Paperback, 1995. -205 p.

163. Deming, Edwards. Out of The Crisis [Text] / Edwards Deming - MIT, 1986. -507 p.

164. Deming, Edwards. The New Economics For industry. Education Government [Text],/ Edwards Deming. - MIT, 1993. - 247 p.

165. Feigenbaum, Armand D. Total Quality Control. McGraw-Hill [Text] / Ar-mand D. ' Feigenbaum . - Third Edition, 1991. - 109 p.

166. Injac, Nenad. Mala enciklopedija kvalitete. I dio. Oskar [Text] / Nenad In-jac. — Zagreb, 1998. - 226 p.

167. Injac, Nenad. Mala enciklopedija kvalitete. II dio. Oskar [Text] / Nenad Injac. - Zagreb, 1999. - 241 p.

168. Ishikawa, Kaoru. What is Total Quality Control [Text] / Ishikawa Kaoru, David Lu. - Prentice-Hall, 1985. - 240 p.

169. ISO 9001:2008 Quality management systems - Requirement (IDT) . - 32 p.

193

170. ISO/FDIS 9000:2005 (E), Quality management systems - Fundamentals and vocabulary Systemes de management de la qualite — Principes essentiels et vocabulaire. - 40 p.

171. Kelli, G. A. The Psychology of Personal Constructs [Text] / G. A. Kelli. -N. Y. : Norton company. 1955. — v. I: A theory of personality. — 556 p.

172. Lewis, Coser. The Function of Social Conflict [Text] / Coser Lewis. — New York: The Free Press; London: Collier Macmillan Limited, 1964. - p. 48.

173. Scott, CD. Managing change at work, rev. ed. Menlo Park, CA [Text] / CD. Scott & D. T. Jaffe. - Crisp Publications, 1995. -104 p.

174. Shingo, Shigeo. Zero Quality Control [Text] / Shingo Shigeo - Prentice-Hall, 1995. -303 p.

175. Taguchi, Genichi. Taguchi Method [Text] / Taguchi Genichi. — Prentice-Hall, 1995. - 432 p.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: