• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Коммуникативные умения у подростков с умственной отсталостью

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:105
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:умений, общения, умения, умение, общение, уровень, общении, между, колво, баллов, методы, детей, ребенка, речи, людьми
Процент оригинальности:
76 %
Цена:3000 руб.
Содержание:

Введение . 4

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью . 7

1. 1. Характеристика коммуникативных умений . 7

1. 2. Особенности общения в подростковом возрасте . 17

1. 3. Особенности коммуникативных умений у подростков

с умственной отсталостью . 21

2. Характеристики диагностической и коррекционно-развивающей

программ для исследования развития коммуникативных умений у

подростков с умственной отсталостью . 31

2. 1. Характеристика диагностической программы исследования . 31

2. 2. Характеристика коррекционно-развивающей программы

для развития коммуникативных умений у подростков

с умственной отсталостью . 41

3. Результаты и анализ результатов диагностического исследования коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью

в ходе формирующего эксперимента . 55

3. 1. Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования . 55

3. 2. Результаты, полученные на контрольном этапе исследования . 79

3. 3. Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем

и контрольном этапах исследования . 85

Заключение . 98

Литература . 101

Приложение

Вступление:

Исследование посвящено изучению развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. ), общение выступает в качестве одного из основных условий развития и формирования личности.

Общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями их совместного сосуществования. Человек - существо социальное, потому общение является потребностью и необходимостью его жизнедеятельности, важнейшим условием его включенности в общественные и межличностные отношения.

Общение – это вид деятельности человека, направленный и на познание и оценку самого себя, в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание окружающих, подтверждает свое призвание, раскрывает такие личностные ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта. В общении зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда.

Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Основной и первоначальной функцией общения является коммуникативная.

Назначение речи – быть средством речевой коммуникации в общении. Диалогическое высказывание выступает как основная форма речевого общения, в недрах диалогического высказывания зарождается связанная речь, а формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой и грамматическим строем, к освоению диалогической речи для общения. В общении активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации.

Подростки с умственной отсталостью (далее - подростки с УО) имеют значительно больше проблем, чем подростки с нормальным психическим развитием. Все «прелести» подросткового возраста усугубляются для них недостатками психического развития, параметры которого заметно отличаются от возрастных норм (инфантилизм, недостаточность произвольного поведения, внешний локус контроля, потребительское отношение к окружающим, зависимость и др. ).

Психическое развитие подростков с УО затруднено внешними и внутренними неблагоприятными условиями.

Главными и ведущими неблагоприятными факторами для подростков с УО оказываются их слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные умения развиваются у подростков с УО крайне медленно, неравномерно и неполноценно.

Исследования проблем коммуникации подростков с УО показали, что специфические особенности развития подростков с УО заметно ограничивают для них возможности общения, в частности - спонтанное формирование речевых умений и развитие коммуникативных навыков.

Подростки с УО испытывают трудности не только при речевых высказываниях, нередко процесс общения является для них трудной задачей, их неуклюжие попытки коммуникации вызывают насмешки со стороны окружающих, что отбивает желание общаться и тормозит развитие коммуникативных умений.

Из-за низких оценок своих коммуникативных умений, вызывающих насмешки со стороны окружающих, подростки с УО могут осознать свою ущербность и реагировать развитием тенденций невротического характера, замыкаться в себе, избегать лишних контактов как травмирующих ситуаций. Возникают внутренние конфликты, невротическая надстройка выступает в роли дезорганизующего фактора, использующего и направляющего все остальные синдромы недоразвития.

Получается замкнутый круг: подростки с УО избегают общения, которое затруднено недостаточно развитыми коммуникативными умениями, чтобы не стать объектами насмешек и не испытывать негативных эмоций, а недостаток общения тормозит развитие коммуникативных умений, которые могут сделать общение для подростков с УО более успешным и приятным.

Поскольку в подростковом возрасте общение является настоятельной потребностью, ограничение в общении тормозит общее развитие личности подростков с УО.

Актуальность изучения коммуникативных умений подростков с УО обусловлена устойчивой тенденцией роста количества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в России, заметным омоложением лиц с ОВЗ в современном социуме, и, следовательно, увеличением числа подростков с УО, нуждающихся в психологической помощи для развития своих коммуникативных умений.

При необходимости выживания лиц с ОВЗ в условиях агрессивности современного социума и рыночной экономики развитые коммуникативные умения являются залогом их успешной социализации.

Низкий уровень коммуникативных умений подростков с УО приводит к трудностям общения, нарушению социальных связей, одиночеству и чувству отверженности.

Развитые коммуникативные умения делают доступным и успешным общение подростка с умственной отсталостью как со сверстниками, так и с взрослыми, а общение, в свою очередь, является необходимым условием развития личности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

изучить особенности развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью и скорректировать их коммуникативные умения.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

развитие общения у подростков с умственной отсталостью.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

развитие коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в предположении о том, что:

1. Диагностическое исследование, проведенное с помощью методик, адаптированных для подростков с умственной отсталостью, позволяет выявить исходный уровень развития их коммуникативных умений.

2. Развитию коммуникативных умений способствует коррекционно-развивающая психологическая работа с подростками с умственной отсталостью по программе, учитывающей исходный уровень развития их коммуникативных умений и содержащей упражнения игрового характера.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью;

2. Изучить и проанализировать методы диагностики коммуникативных умений у подростков;

3. Отобрать методы диагностики, подходящие для подростков с умственной отсталостью, и составить программу диагностики их коммуникативных умений;

4. Изучить и проанализировать методы и способы развития и коррекции коммуникативных умений, подходящих для подростков с умственной отсталостью;

5. Провести диагностическое исследование коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью на констатирующем этапе эксперимента;

6. Провести цикл занятий с подростками с умственной отсталостью в соответствии с коррекционно-развивающей программой по развитию их коммуникационных умений;

7. Провести диагностическое исследование коммуникативных умений у подростков с УО на контрольном этапе эксперимента;

8. Обработать и проанализировать результаты исследования;

9. Сделать выводы об эффективности проведенной работы.

В процессе исследования планируется использовать следующие

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Теоретические методы исследования:

анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

Методы обработки результатов исследования:

? количественный и качественный анализ результатов исследования;

? метод презентации данных.

Эмпирические методы исследования:

? метод эксперимента в единстве трех его этапов:

? констатирующего, формирующего и контрольного:

? метод беседы;

? метод наблюдения

? диагностические методы исследования:

1. Методика социометрии (Дж. Морено) «Выбор в действии»;

2. Методика «Уровень коммуникативных умений»;

3. Тест «Умение слушать»;

4. Опросник Басса-Дарки;

5. Методика «Лесенка»;

6. Проективная методика Рене Жиля

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

исследование особенностей коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью проводилось в период учебной практики на базе Тульской специальной общеобразовательной школы VIII вида № 3 г. Тулы.

Выборка составила 7 подростков с УО в возрасте 13,5-14 лет.

Заключение:

Выпускная квалификационная дипломная работа посвящена изучению развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью.

Актуальность изучения коммуникативных умений подростков с УО обусловлена устойчивой тенденцией роста количества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в России, заметным омоложением лиц с ОВЗ в современном социуме, и, следовательно, увеличением числа подростков с УО, нуждающихся в психологической помощи для развития своих коммуникативных умений. При необходимости выживания лиц с ОВЗ в условиях агрессивности современного социума и рыночной экономики развитые коммуникативные умения являются залогом их успешной социализации. Низкий уровень коммуникативных умений подростков с УО приводит к трудностям общения, нарушению социальных связей, одиночеству и чувству отверженности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития и формирования личности, это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, это потребность и необходимость жизнедеятельности человека, условие включенности его в социум, в общественные и межличностные отношения. В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание окружающих, в общении зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда.

Подростки с умственной отсталостью имеют значительно больше проблем, чем подростки с нормальным психическим развитием. Психическое развитие подростков с УО затруднено внешними и внутренними неблагоприятными условиями. Главными и ведущими неблагоприятными факторами для подростков с УО оказываются их слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные умения развиваются у подростков с УО крайне медленно, неравномерно и неполноценно. Специфические особенности развития подростков с УО ограничивают возможности общения, нередко сам процесс общения является для них трудной задачей, а неуклюжие попытки коммуникации вызывают насмешки со стороны окружающих, что отбивает желание общаться и препятствует развитию коммуникативных умений. Ограничение в общении тормозит общее развитие личности подростков с УО. Развитые коммуникативные умения являются необходимым условием развития личности и делают доступным успешное общение подростка с УО как со сверстниками, так и с взрослыми.

Целью исследования являлось изучение особенностей развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью и корректировка их коммуникативных умений. Объектом исследования было развитие общения у подростков с умственной отсталостью. Предметом исследования - развитие коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью. Для реализации цели исследования были решены задачи исследования:

? Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблемам развития коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью;

? Изучены и проанализированы методы диагностики коммуникативных умений у подростков;

? Выбраны методы диагностики, подходящие для подростков с умственной отсталостью, и составлена программа диагностики;

? Изучены и проанализированы методы и способы развития и коррекции коммуникативных умений, подходящих для подростков с умственной отсталостью, разработана коррекционно-развивающая программа;

? Проведено диагностическое исследование коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью на констатирующем этапе эксперимента;

? Проведен цикл занятий с подростками с умственной отсталостью по

разработанной коррекционно-развивающей программе;

? Проведено диагностическое исследование коммуникативных умений у подростков с УО на контрольном этапе эксперимента;

? Обработаны и проанализированы результаты исследования;

? Сделаны выводы об эффективности проведенной работы.

В процессе исследования использовались следующие методы исследования:

? Метод эксперимента (в единстве трех его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного);

? Метод беседы;

? Метод наблюдения;

? Диагностические методы: методика социометрии Дж. Морено «Выбор в действии»; методика «Уровень коммуникативных умений»; тест «Умение слушать»; опросник Басса-Дарки; методика «Лесенка»; проективная методика Рене Жиля;

? Методы количественного и качественного анализа результатов;

? Метод презентации данных.

Исследование особенностей коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью проводилось в период учебной практики на базе Тульской специальной общеобразовательной школы VIII вида № 3 г. Тулы.

Выборка составила 7 подростков с УО в возрасте 13,5-14 лет.

В результате проведенной работы полностью подтвердилась гипотеза исследования о том, что:

1. Диагностическое исследование, проведенное с помощью методик, адаптированных для подростков с умственной отсталостью, позволяет выявить исходный уровень развития их коммуникативных умений.

2. Развитию коммуникативных умений способствует коррекционно-развивающая психологическая работа с подростками с умственной отсталостью по программе, учитывающей исходный уровень развития их коммуникативных умений и содержащей упражнения игрового характера.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - Брест. 1993

2. Акимова, М. К. Введение в психодиагностику /Акимова М. К. , Борисова Е. М. – М. : Академия, 2000-192 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование/ А. Анастази. – М. , 1982

4. Бгажнокова И. М. , Гамаюнова А. Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта// Дефектология. № 1. 1997

5. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М. , 1998

6. Булахова Л. А. , Видренко А. Е. , Городкова Т. М и др. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека/ под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко, 2-е изд. Киев, 1980

7. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга/Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М. : Изд-во ОСЬ-89, 2003. - 224 с.

8. Вегнер А. Л. Психологические рисуночные тесты / А. Л. Вегнер – М. : Владос, 2003-160 с.

9. Волков Б. С. , Волкова Н. В, Методы исследования в психологии / Волков Б. С. , Волкова Н. В. – М. : 2002-208 с.

10. Гедзь Елена, Середенко Нина Профилактика девиантного поведения подростков/Психологический тренинг внутригруппового взаимодей-ствия/Е. Гедзь, Н. Середенко//Школьный психолог. - 2004. № 29. - с. 9 - 24

11. Григорьева, Т. Г. , Линская, Л. В. , Усольцева, Т. П. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева // Методическое пособие для преподавателей / Под ред. Ю. М. Забродина, М. В. Поповой. -Новосибирск: Изд-во Н. ун-та: М. : Изд-во Совершенство, 1997. - 171 с.

12. Григорьева М. Н. , Парктал А Использование социально-психологического тренинга в учебно-вспомогательной работе со старшеклассниками// Вопросы психологии. 1988. № 5

13. Детская практическая психология / Учебник / Под ред. профес. Т. Д. Марцинковской. - М. : ГАРДАРИКИ, 2000. - с. 147

14. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/И. В. Дубровина – М. : Академия, 1999-160 с.

15. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии/ Учебник/Л. В. Кузнецова – М. : «Академия», 2002-480 с.

16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология/И. Ю. Кулагина – М. ; «Сфера», 2002-464 с.

17. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологи-ческий практикум / С. В. Духновский – СПб. ; Речь, 2010. – 141 с.

18. Егоров Б. Е. Прогностические рисуночные методики в клиническом психоанализе и психотерапии. / Проф. Б. Е. Егоров. - М. , 2003

19. Игры - обучение, тренинг, досуг/ Под ред. В. В. Петрусинского //В четырех книгах. - М. : Новая школа, 1994. - 368 с.

20. Игры - обучение, тренинг, досуг/ Под ред. В. В. Петрусинского // Книга 5.

21. Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. , Коновалов В. Г. Этика деловых отношений: учебник /Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. , исправ. и доп. - М. :ИНФРА-М, 2008. -424 с. – (Высшее образование)

22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина – М. ; «Сфера», 2002-464 с.

23. Короленко, Ц. П. , Донских, Т. А. Семь путей к катастрофе / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 320 с.

24. Костромина, С. Н. Психологическое сопровождение в системе образования / С. Н. Костромина // Северо-западный вестник образования. - 2002. - 300 с.

25. Козлов, Николай Истинная правда или учебник для психолога по жизни/ Н. И. Козлов. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА,2002. - 480 с.

26. Козлов, Николай. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день / Н. И. Козлов. - М. : ООО Изд-во АСТРЕЛЬ: ООО "Изд-во АСТ": ОАО ВЗОИ, 2004. - 381, (19) с. : ил.

27. Куницина, В. Н. , Казаринова, И. В. , Погольша, В. М. Межличностное общение / Учебник для ВУЗов / В. Н. Куницина, И. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : ПИТЕР, 2002. - 544 с. ,: илл.

28. Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. – М. : Омега – Л,2003. – 365 с.

29. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М. ,1985.

30. Лубовский В. И. Общие проблемы специальной диагностики// Специальная психология/ В. И. Лубовский. -М. , 2003

31. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ В. И. Лубовский. – М. ,1989

32. Лусканова Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности// здоровье, развитие, личность/ Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова,У. Кляйнпетер. М. , 1990

33. Лях Т. И. , Лях М. В. Психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология», и бакалавров профиля «Практическая психология в образовании»: В 2 вып. Вып. 1: Общая психология / Т. И. Лях, М. В. Лях. - Тула: Из-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. – 218 с.

34. Лях Т. И. , Лях М. В. Психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология», и бакалавров профиля «Практическая психология в образовании»: В 2 вып. Вып. 2: Возрастная психология / Т. И. Лях, М. В. Лях. – Тула: Из-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. – 171 с.

35. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения/В. Д. Менделеевич. М. : МЕДпресс, 2001. - 158 с.

36. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов . - 4-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 631 с.

37. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка/Н. Ньюкомб – Питер,2002-640с

38. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / Учебное пособие / А. А. Осипова. - М. : ТЦ СФЕРА, 2000 - 512 с.

39. Педагогические игры. - М. : изд-во автор. коллектива, 1994. - 138 с.

40. Петровский А. В. , ,Ярошивский М. Г. Психология/Петровский А. В. , Ярошивский М. Г. – М. : Академия, 2002-512 с.

41. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков-патопсихология/ Л. Пожар. – М. ;Воронеж,1996 – 210 с.

42. Практическая психология образования/под ред. И. В. Дубровиной. - М. , 1998

43. Психология подростка/Полное руководство / Под ред. А. А. Реана //Серия Психологическая энциклопедия. - СПб. ,: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. -432 с.

44. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия/ сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - СПб, 2001

45. Психолого-педагогическая диагностика/ И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. – М. , 2003

46. Ратанова, Т. А. , Шляхта, Н. В. Психодиагностические методы изучения личности/Т. А. Ратанова, Н. В. Шляхта. - М. : МПСИ: Флинта, 1998. - 264 с.

47. Романова Е. С. , Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике/Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина. – М. ,1992

48. Рубинштейн С. Л. Основы Общей психологии: в 2-х томах/ С. Л. Рубинштейн. - М. , 1989

49. Рубинштейн С. Л. Психология умственно отсталого школьника/ С. Л. Рубинштейн. - М. , 1989

50. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения/ под ред. В. А. Ядова. – Л. ,1979

51. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : аспект пресс, 2001. – 460 с.

52. Семаго Н. Я. , Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. , 2001

53. Сорокин В. М. Практикум по специальной психологии / В. М. Сорокин, В. И. Кокоренко – СПб. : «Речь», 2003.

54. Сорокин В. М. Специальная психология/ В. М. Сорокин. - СПб. , 2003

55. Справочник по психологии и психиатрии для детского и подросткового возраста/ под общей ред. С. Ю. Циркина – СПб. : Питер, 2001. -752 с.

56. Стебнева, Наталья. Ни свой, ни чужой /Программа социально психологического тренинга / Наталья Стебнева // Школьный психолог. - 2003. № 12. - с. 2 - 16

57. Усанова О. Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей/ О. Н. Усанова. - М. , 1990

58. Шаповал И. А. Специальная психология: учебное пособие/ И. А. Шаповал. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

59. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 3 ч. / Н. И. Шевандрин. – М. : гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2003. – ч. 1. – 288 с.

60. Шевченко Ю. С. , Добридень В. П. Онтогенетически ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практическое пособие/ Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень. – М. , 1998

61. Шеламова Г. М. Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. – 3-е изд. , стер. –М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.

62. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. – 6-е изд. , стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

63. Шульте Д. Психологическое здоровье, психическая болезнь, психическое расстройство // Клиническая психология/ Д. Шульте. – СПб. , 2002

Готовые работы:

Рекомендованные документы: