• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Конфликтные ситуации в обществе

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:55
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:междинастический, учителишка, ученик, частенько, могул, общение, друг, сторона, стилевой, решение, случаем
Процент оригинальности:
61 %
Цена:350 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА

1. 1. Понятие конфликта

1. 2. Педагогические конфликты

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

2. 1. Изучение стиля поведения учителей и учащихся с помощью методики К. Томаса

2. 2. Описание и результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Вступление:

Конфликт - нормальное состояние общества, в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.

В. А. Ядов. [8, с. 84]

Человек - существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Наибольшую остроту приобретает тема конфликтов между преподавателями и подростками, а также изучение правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения.

Межличностные конфликты не устранимы из общения, особенно педагогического. На данном этапе развития системы обучения и воспитания подростков, подготовки профессиональных педагогов в специализированных учреждениях не достаточно внимания уделяется тренингам стратегий анализа и выхода из конфликта, а также правил поведения в таких ситуациях для преподавателей.

Конфликты в педагогическом общении, которые ведут к накоплению негативного опыта взаимодействия с преподавателями, сверстниками в рамках образовательного учреждения, препятствуют полноценному развитию личности, что противоречит основной цели обучения и воспитания в Беларуси.

Педагогическое общение - сложная для изучения проблема. Но, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается исследователь, в свете гуманизации системы обучения в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях анализ аспектов педагогического общения становится все более актуальным.

Именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках школы. Поэтому изучение конфликтов - их появление, развитие, причины, разрешение - становится очень востребованным. Не случайно в школах уже не обойтись без помощи психологов, которые могут грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию. В какой-то степени модной становится профессия конфликтолога, все больше приобретающая популярность.

В связи с этим нам бы хотелось осветить проблему педагогических конфликтов и постараться глубже в ней разобраться с целью устранения роста нежелательных конфликтов в образовательной сфере.

Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Н. Е. Щуркова, В. М. Афонькова, В. И. Журавлев, Г. М. Андреева, А. И. Шипилов, О. С. Гребенюк, А. Я. Анцупов, А. А. Лобанов, Е. В. Буртовая, В. Ю. Питюков, М. И. Станкин, М. М. Рыбакова, А. С. Чернышев, С. В. Баныкина и т. д.

М. М. Рыбакова исследует типичные конфликтные ситуации между учителями и учениками. Она выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них учителя, поскольку считает, что источником большинства конфликтов являются сами учителя.

В своих исследованиях А. А. Леонтьев рассматривает общение учителя с учащимися. Насколько он их понимает, как говорит с ними, слушает их, во многом зависит успешность обучения и воспитания. А. А. Леонтьев показывает те качества и умения учителя, без которых невозможно создать благоприятные условия для педагогического общения.

Объект исследования: конфликт.

Предмет исследования: способы разрешения конфликтов в педагогическом общении.

Цель исследования: выявить конфликтные ситуации в педагогическом общении, типологии и способы разрешения конфликтов.

Задачами данного исследования являются:

1. раскрытие понятия «конфликт»;

2. анализ литературы по теме «Конфликты. Особенности педагогических конфликтов»;

3. выявление причин возникновения конфликтов в педагогическом общении;

4. выявление специфики конфликтов в педагогическом общении;

5. определение способов разрешения конфликтов в педагогическом общении.

Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый человек должен научиться определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Многие люди не имеют представления, как уладить конфликт, как вести себя после случившегося, как найти верную интонацию и слова для урегулирования ситуации. Знания психологических основ конфликта не хватает всем участникам педагогического процесса: учителям, родителям, детям.

Для разрешения конфликта важно уметь пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому. Поскольку конфликт для большинства людей является привычным явлением, а в педагогической практике чуть ли не нормой, социальному педагогу, психологу, учителям нужно быть не только компетентными в вопросах конфликтологии, но и иметь правильную позицию по отношению к любому конфликту. Ведь конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, саморазвития и постижения новых граней жизни.

Заключение:

По результатам исследования, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута, т. е. были выявлены конфликты в педагогическом общении, а также были определены пути их разрешения.

В результате изучения литературы, соответствующей выбранной теме, и проведенного исследования было проанализировано педагогическое общение между учителем и учеником, были выявлены причины возникновения конфликтов в педагогическом общении и их специфика, а также способы разрешения конфликтов. Было выяснено, что педагогическое общение - это такое общение учителя с учеником в процессе обучения, при котором учитель создает благоприятные условия для обучения учеников, для развития их мотивации к учебе с целью правильного формирования личности школьника. При этом то, каким будет это общение, в первую очередь зависит от самого учителя, поскольку все его действия должны прежде всего соответствовать интересам ученика. Все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы в итоге все ученики действительно стали настоящими личностями.

В силу того, что в педагогическом общении происходит столкновение интересов учителя (интерес развития) и пока еще сиюминутных, временных интересов ученика, нередки случаи возникновения конфликтов. Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух или более субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.

Педагогический конфликт занимает особое место среди конфликтов. Субъекты конфликта в педагогическом общении имеют один общий интерес. В этом случае конфликт происходит не между субъектами, а между двумя интересами различного характера. И очень важно в данном случае, чтобы разрешение конфликта происходило на профессиональном уровне.

Разрешить конфликты, как было выяснено в ходе работы, можно различными способами: провести психологический анализ сложившейся ситуации; пытаться не только слушать, но и слышать ученика; попытаться не упрекать его, а поговорить с ним по поводу имеющегося конфликта; пригласить «третью сторону» для разрешения конфликта, если он приобретает характер противостояния между учителем и учеником.

Какими бы различными не были методы и способы преодоления конфликтов в педагогическом общении, важно помнить, что в большинстве случаев их возникновения можно избежать. Для этого необходимо научиться грамотно оценивать и анализировать конфликтные ситуации и препятствовать их дальнейшему перерастанию в конфликты.

В данной работе мы попытались проанализировать наиболее общие правила поведения в конфликтных ситуациях. Именно они должны помочь педагогам в их повседневном труде для повышения эффективности взаимодействия с учениками, что в свою очередь приведет к более качественному усвоению получаемых детьми знаний, снятию психологических барьеров общения и появлению гармонично развивающейся личности.

Педагогическое мастерство приобретается только с годами упорного труда над собой. Оно является следствием личностного роста, который не возможен без конфликтов, вернее, эффективного их разрешения самим человеком.

Решаясь на создание конфликта, необходимо учесть ряд условий.

1. Противоречие в его начальной стадии должно уже реально присутствовать в отношениях между субъектами, и педагог должен его видеть.

2. Отсутствие сторонников социально-ценностной позиции педагога может оказаться препятствием в реализации конфликта, так как осознание противоречия будет находиться далеко за пределами реального уровня развития детей. Идя на конфликт, преподаватель должен наверняка знать, что у него есть сторонники.

3. В процессе создания конфликта противоположные взгляды должны быть высказаны, а это предполагает наличие выразителей мнений сторон.

4. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.

5. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.

Предварительный анализ ситуации, производимый преподавателем, позволяет оценить ее с точки зрения наличия этих пяти условий. В случае отсутствия хотя бы одного из них следует повременить с конфликтом, но при наличии всей системы можно смело создавать конфликт, который явится важным инструментом в развитии личности и коллектива.

Хотелось бы сказать, что, как бы ни был сложен труд преподавателя, нет более интересной, захватывающей и важной профессии, чем помощник и наставник формирующейся личности.

Список литературы:

1. Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб. - 2004. С. 388 — 391.

2. Краткий психологический словарь // под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов – на – Дону, 1999

3. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. – М. : «Знание», 1979. – с. 48.

4. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Леонтьев, – 3-е изд. – М. : «Смысл», «Академия», 2005, – 365, /1/с.

5. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений. — 2-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

6. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М. , 2001. - С. 429

7. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд. , испр. и доп. – М. : Издательство «Гном и Д», 2001. -192с.

8. Психологические основы поведения в конфликте / авт. -сост. И. И. Семеня. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 92 с.

9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

10. Психология. Словарь / под. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. - М. , 1990

11. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М. : «Просвещение», 1991. – 227 с.

12. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1975

13. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина. Изд. 2-е. - М. , 1971. изд. , испр. и доп. – М. : Издательство «Гном и Д», 2001. -192с.

14. Темина, С. Ю. Конфликт школы или «школа конфликта» // Введение в конфликтологию образования / С. Ю. Темина. – М. , 2002

15. Щуркова, Н. Е. , ред. Культура современного урока. – М. : Пед. Общество России, 2000

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: