• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:60
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:страх, страхов, детей, ребенка, страхи, девочек, мальчиков, страха, ребенок, коррекции, родителей, может, человека, развития, боязнь
Процент оригинальности:
86 %
Цена:800 руб.
Содержание:

Введение стр. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов способы их коррекции

1. 1. Проблемы страхов стр. 6

1. 2. Причины детских страхов стр. 15

Глава 2. Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте

2. 1. Направление работы по коррекции страхов у детей стр. 27

2. 2. Изотерапия как метод коррекции страхов стр. 31

2. 3. Игратерапия как метод коррекции детских страхов стр. 38

2. 4. Сказкатерапия как метод коррекции детских страхов стр. 42

Глава 3. Опытно экспериментальная

3. 1. Констатирующий эксперимент стр. 46

3. 2. Формирующий эксперимент стр. 52

Заключение стр. 54

Список литературы стр. 57

Приложение

Вступление:

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблема: проблема не столько в выявлении страхов у детей,

сколько в выборе комплексных, индивидуальных методик их

коррекции.

Объект исследования: детские страхи как психолого-

-педагогическое явление.

Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции.

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Задачи:1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.

2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.

3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.

4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Методы исследования

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Анкетирование.

3. Беседы с педагогами и родителями.

Заключение:

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Список литературы:

1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1995. - 181с.

2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. - М. : Питер, 2001. - 278с.

3. Вард, И. Фобия / И. Вард. - М. : Проспект, 2002. – 78с.

4. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика / А. Л. Венгер. - М. : Генезис, 2001. - 128с.

5. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днём и ночью / Н Г. Вологодина. - М. : «Феникс», 2006. - 106с.

6. Выготский, Л. С. Детская психология: Собрание Сочинений / Л. С. Выготский. - М. , 2002. - 336 с.

7. Громова, Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т. В. Громова. – М. : УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.

8. Жигарькова, О. Время тревожных детей: Психологическая газета / О. Жигарькова. - М. : 2001. - №11. - с. 6-7.

9. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Речь, 2005. – 320с.

10. Капранова, С. Путешествие с волшебной кисточкой / С. Капранова. - Ростов-на-Дону, 2000. – 66с.

11. Котова, Е. О профилактике детской тревожности: Ребёнок в детском саду / Е. О. Котова. - М. : 2003. - №5 . - с. 34.

12. Коренева, Е. Н. Детские капризы / Е Н. Коренева. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 75с.

13. Лебедева, Л. Силуэт человека: Школьный психолог / Л. Лебедева. - М. : 2002. - с. 8-9.

14. Леви В. Л. Приручение страха / В. Л. Леви. – М. : Метафора, 2006. - 192с.

15. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. : Книга для воспитателя детского сада / Дж. Лешли. - М. : Просвещение, 1991. - 223с.

16. Лешкова, Т. Дошкольное воспитание // Коробка со страхами: / Т. Лешкова. - М. : 2004. - №10. -с. 30-32.

17. Лосева, В. К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений / В К. Лосева. - М. : АПО, 2000.

18. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. - М. , 2001.

19. Никифорова, Л. А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы / Л. А. Никифорова. - М. : Книголюб, 2005. - 48с.

20. Панфилова, М. А. Страхи в домиках: Диагностика страхов у детей и подростков / М. А Панфилова. : Школьный психолог. - 2002. - с. 10-12.

21. Панченко, С. А. Мне страшно…Я боюсь / С. А. Панченко // Школьный психолог: научно – методический журнал - 2002. - с. 8-9.

22. Райнпрехт, Х. Воспитание без огорчений / Х. Райнпрехт // Дошкольное воспитание: научно – методический журнал- 2001. - с. 90-91.

23. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И Рогов. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 384с.

24. Романов, А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом / А. Рманов. - М. : изд-во «Плэйт», 2003. - 58с.

25. Семиотика страха. Сборник статей. – М. : Русский институт: Европа, 2005. - 456с.

26. Снегирёва, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирева. : Обруч. - 2002. - №5. - с. 5-6.

27. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С Спиваковская. - М. : ,2000.

28. Степанова, Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? / Е. Степанова. : Дошкольное воспитание. - 2003. - №5. - с. 65-68.

29. Степанова, В. А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке / В. А. Степанова // Психолог в детском саду: научно – методический журнал - 2003. - №4. - с. 46-60.

30. Ферс, Г. М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство / Г. М. Ферс. – СПб. : Европейский дом, 2002. – 288с.

31. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480с.

32. Шапиро, А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений / А. З. Шапиро. : Вопросы психологии. - 2004. - №4. - с. 45-46.

33. Шванцара, Л. Й. Развитие детских графических представлений: Диагностика психического развития / Л. Й Шванцара. : Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 2000.

34. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А Широкова. - М. : Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384с.

35. Шишова, Т. Страхи – это серьёзно / Т. Шишова. - М. : Издат. дом. «Искатель», 2004. - 94с.

36. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н. Г. Яковлева. - СПб. : Валерии СПД, М. : ТЦ Сфера, 2002. - 112с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: