• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Межличностные отношения младших школьников

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:30
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детектив, класс, группа, система, работа, учебник, нора, процесс, средство, основа
Процент оригинальности:
77 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Введение 3

Глава 1. Специфика межличностных отношений младших школьников при интегрированном обучение 6

1. 1 Понятие интегрированного обучения 6

1. 2 Понятие ученического коллектива 8

1. 3 Формирование коллектива учащихся как условие эффективности интегрированного обучения 11

Глава 2. Эмпирическое исследование изучение межличностных отношений учащихся в интегрированного обучения 17

2. 1 Методика исследования 17

2. 2 Результаты исследования и анализ полученных данных 19

2. 3 Рекомендации по формированию положительных межличностных отношений учащихся класса интегрированного обучения 23

Заключение 26

Список литературы 28

Вступление:

Актуальность темы. Развитие сети классов интегрированного обучения и воспитания вызывает вопросы специфики коррекционно-педагогического процесса в классах. Важнейшим из них является вопрос о формировании коллектива и положительных межличностных отношений учащихся класса интегрированного обучения.

Различные авторы А. Н. Колоплева, Т. Л. Лещинская, М. В. Швед, В. А. Шинкаренко в качестве важнейшего условия эффективной работы в классах интегрированного обучения выделяют положительные межличностные отношения в коллективе данного класса. [13].

Вместе с тем, конкретно развернутые рекомендации по данному вопросу в специальной педагогической литературе до настоящего времени не представлены.

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на этом возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.

Младший школьный возраст является сензитивным:

- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Таким образом, младший школьный возраст – это период позитивных

изменений и преобразований [16, 17].

Цель исследования – изучить особенности формирования коллектива учащихся интегрированного обучения.

Объект нашего исследования: коллектив класса интегрированного обучения.

Предмет исследования: формирования коллектива учащихся класса интегрированного обучения.

Задачи исследования:

1. Обобщить имеющиеся в психолого-педагогической литературе, сведения по проблеме формирования коллектива учащихся интегрированного обучения.

2. Изучить состояние межличностных отношений в классе интегрированного обучения.

3. Определить рекомендации по формированию коллектива класса интегрированного обучения.

Для реализации указанных задач, нами использовались следующие методы:

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы;

Использовалась методика «социометрия».

Заключение:

В условиях интеграции большое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на сопровождение процессов взаимодействия учащихся с интеллектуальной недостаточностью с нормально развивающимися сверстниками и постоянное побуждение детей с интеллектуальной недостаточностью к анализу моделей поведения, демонстрируемых нормально развивающимися одноклассниками. В данном аспекте очевидной становится необходимость разработки и внедрения в практику интегрированного обучения и воспитания специальной педагогической технологии, учитывающей в качестве фактора социально-бытовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью возможное влияние классного микросоциума сверстников с нормальным развитием [14].

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению особенностей формирования коллектива учащихсяинтегрированного обучения позволило сделать следующие выводы.

Одной из форм проявления интеграционных процессов в образовании является интегрированное (совмдетей с ограниченными возможностями. В специальной образовательной системе ему отводится важное место. Интегрированное обучение детей рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограничениями. Это относительно новая форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах [19].

Обучение в условиях образовательной интеграции открывает возможности для влияния классного микросоциума нормально развивающихся детей на социальную адаптацию учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс формирования межличностных отношений учащихся данных классов является одним из средств обеспечения социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, что и является основной задачей интегрированного обучения.

Межличностные отношения в классах интегрированного обучения требуют педагогической организации и коррекции, средствами которой являются те же, что и при аналогичной педагогической работе в обычном классе [20].

Таким образом, социальная микросреда, характер и особенности отдельных личностей оказывают отдельное влияние на процесс социально-бытовой адаптации детей с легкой интеллектуальной недостаточностью

Список литературы:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Изд-во «Эксмо», 1998. – 376 с.

2. Гудонис, В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы / В. П. Гудонис, И. Жилинскас // Мир психологии. – 2001. – « 2. – С. 186 – 197.

3. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. , № 87, 2/1034.

4. Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2007. - № 1. – С. 13-29.

5. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия / М. В. Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. Машерова», 2007. – 157 с.

6. Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. – Мн. : Национальный институт образования, 2003. – 232 с.

7. Коноплева, А. Н. Теория и практика интегрированного обучения / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская // Дэфекталогiя. – 2001. - № 6. – С. 3 – 14.

8. Коноплева, А. Н. Коррекционно - образовательные технологии: пособие для педагогов / А. Н. Коноплева, Е. А. Калинина, В. П. Пархоменко и др. : науч. ред. А. Н. Коноплева. – Мн. : НИО, 2004. – 176 с.

9. Лещинская Т. Л. Значимость и проблемность технологии коллективного способа деятельности / Т. Л. Лещинская // Дэфекталогiя. – 2001. - № 6. – С. 66 – 72.

10. Межличностное общение / под общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.

11. Мюллер-Колленберг, Х. Интегрированное образование в Германии: аргументы «за» и «против» / Х. Мюллер-Колленберг //Вестник психосоциальной работы. – 2001. - № 1. – С. 50-60.

12. Навцевич, О. Т. Классный микросоциум как фактор социально-бытовой адаптации детей в условиях интегрированного обучения / О. Т. Навцевич // Дэфекталогiя. – 2007. - № 6 (59). – С. 58 – 64.

13. Олешкевич, В. И. Интерактивное обучение и воспитание как фактор социализации лиц с особенностями психофизического развития / В. И. Олешкевич // Дэфекталогiя. – 2008. - № 1 (60). – С. 9 – 12.

14. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Срлнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

15. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. – М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 128 с.

16. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - — М. : Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.

17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М. , 1993. — Т. 1. — 450 с.

18. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

19. Сычевич, И. В. Становление представлений младших школьников о своих личностных качествах в условиях интегрированного обучения / И. В. Сычевич // Дэфекталогiя. – 2008. - № 2 (61). – С. 8 – 16.

20. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. — М. : Педагогика, 1980. – 215 с.

21. Фуряева, Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами развития (зарубежный опыт) / Т. В. Фуряева // Дэфекталогiя. – 1999. - № 1. – С. 61 – 74.

22. Шапорова, С. А. Межличностные отношения в классах интегрированного обучения / С. А. Шапорова // Дэфекталогiя. – 1996. - № 1. – С. 61 – 74.

23. Шипицына, Л. М. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Л. М. Шипицына, Л. П. Назарова. - СПб. : Издательство "Детство-Пресс", 2001. - 63 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: