• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Межличностные отношения в подростковом возрасте

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:88
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:отношений, межличностных, группы, подростков, отношения, общения, является, классе, группе, личности, тип, может, коллективе, исследования, друг
Процент оригинальности:
92 %
Цена:1200 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6

1. 1. Межличностные отношения в трудах отечественных и зарубежных психологов 6

1. 2 Взаимоотношения подростков в учебном коллективе 12

1. 3 Психологические особенности подросткового возраста 19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ29

2. 1. Организация и методы исследования 29

2. 2. Анализ и интерпретация полученных результатов 36

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Вступление:

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

В подростковом и старшем школьном возрасте быстро развиваются такие личностные качества, как самосознание и самооценка, которая зависит от статуса подростка в классе.

Групповой статус подростка зависит от индивидуально-личностных свойств человека и особенностей коллектива. Старшие подростки предпочтения в сфере личных взаимоотношений отдают в зависимости от отношения к коллективу, уровня социальной ответственности. Статус подростка в коллективе оказывает очень сильное влияние на его поведение и самосознание, поэтому неблагоприятное положение в классном коллективе отрицательно сказывается на формировании личности подростка, вызывает у него безразличность или враждебность к товарищам класса. Такие «изолированные» подростки, по результатам исследования недовольны своим положением в классе и отрицательно относятся к одноклассникам. Это положение должно исправляться педагогом путем устранения причин, которые ведут к тому, что «изолированной» подросток стоит в стороне коллектива, пренебрегает его целями, нормами поведения. Для этого педагогу необходимо ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в классном коллективе.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г. С. Абрамовой, Н. А. Амрекулова, Л. Д. Столяренко, Е. И. Рогова, Дж. Морено и др. )

В западной и российской психологической литературе тема межличностных отношений подростков и юношей исследована недостаточно, не раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста, в целом исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая, вышесказанное данная тема является актуальной для исследования.

Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.

В связи с огромной определяющей ролью межличностных отношений в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. Поскольку общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей межличностных отношений на разных этапах онтогенетического развития и учёт их в своей работе по воспитанию подрастающего поколения психологами и педагогами.

Цель выпускной квалификационной работы - выявить наиболее характерные особенности межличностных отношений в подростковом возрасте с целью оптимизации воспитательного процесса в школе.

Объект исследования: учащиеся подросткового возраста.

Предметом исследования – межличностные отношения в подростковом возрасте.

Гипотеза выпускной квалификационной работы: ………………. . . . . . . . . .

В данной работе решались следующие задачи:

1) изучение накопленного теоретического материала по проблеме межличностных отношений в подростковом возрасте;

2) обобщение и систематизация изученного материала, выделение наиболее характерных особенностей психического развития в подростковом возрасте;

3) изучение общительности подростков с целью установления зависимости коммуникабельных способностей от личностных особенностей.

Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др. ); изучение научной литературы; специальные психологические методы сбора информации: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, «Метод социометрии» и методика оценки межличностных отношений (ОМО).

Теоретическая значимость: на основе анализа литературы в данной работе подробно рассматривается особенности межличностных отношений подростков и их статус в различных сферах взаимодействия.

Особое внимание уделяется в работе на изучение взаимоотношений подростков со сверстниками.

Практическая значимость: полученные данные будут полезны учителям, школьным психологам, социальным педагогам при работе с детьми.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В первой главе - теоретическое обоснование. Вторая - посвящена описанию методов диагностики, организации и результатам исследования.

Заключение:

Общение – это деятельность, в процессе которой происходит взаимодействие людей, развивается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять. Пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Межличностные отношения представляют собой систему «человек – человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования, в которой выделяются три основных контекста:

познавательные отношения – другой как предмет познания;

эмоциональные отношения – другой как предмет симпатии;

практические отношения – другой как предмет воздействия.

Это в полной мере относится и к детям разных возрастов.

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

Особенно интенсивное развитие общение получает в подростковом возрасте. В это время у ребят складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям.

Однако, фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Он начинает больше времени проводить со сверстниками, поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы и удовлетворения его актуальных интересов и потребностей.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - это делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения, которые включают в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Вместе с тем, подростки осуждают эгоистичность, жадность, нарушения слова, измену товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. А иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, появления новых познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные взаимоотношения.

К концу подросткового периода у ребят возникает интерес и к другу противоположного пола. На основе этого у них возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива изменяется групповой статус личности, определяемый ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответственности и т. п. В классах с низкой сплоченностью на социометрический выбор влияет общительность подростков, в группах же с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.

Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.

Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Оптимальный стиль педагогического руководства - демократический, благодаря которому создаются предпосылки для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений, воспитания уважения к другим людям – взрослым и сверстникам. Это является наилучшей базой для общения-диалога, общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности педагога и детей, в результате которого возрастает сплоченность коллектива, происходит дальнейшее совершенствование межличностных отношений, повышение социального статуса каждого его члена.

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном подростковом возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. , М. Андреева. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1999, -94с.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Академия, 1999. - 672 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 206 c.

4. Аникеева Н. П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М. : Просвещение, 1989. – 183 c.

5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. – Свердловск, 1990

6. Бендер П. У. , Хеллман Э. Лидерство изнутри. Перевод с англ. - М. : Попурри, 2005. - 303 с.

7. Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М. , 2003. - 23 с.

8. Бодалев А. А. Личность и общение. - М. , 1995. - 328 с.

9. Вердербер Р. , Вердербер К. Психология общения. - СПб. ; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 318 с.

10. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Академия, 2001.

11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М. : Владос, 1998. – 381 с.

12. Госдинер А. Л, Мясищев В. Н. (воспоминания об ученом). // Психологический журнал – 1999. – №4 – с. 106-108

13. Гребень Н. Ф. Популярные психологические тесты сост. Н. Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2008. – 272с.

14. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М. ,2002г

15. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат, 1988. - 319 с.

16. Ковалева А. Г. Возрастная психология. - М. : Наука, 2000. 316с.

17. Колесов В. Д. Современный подросток. - М. : Академия, 2003г.

18. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.

19. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. - М. , 2003г.

20. Куницына В. Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.

21. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность. / Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с. 165-196.

22. Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2000. – 37с.

23. Мясищев В. Н. Психология отношений. Под редакцией А. А. Бодалева. - М. , Воронеж, 1995. - 356 с.

24. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с. 197-244.

25. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. - 191 с.

26. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М. , 1995.

27. Першина Л. А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. –М. : Академический проект, 2004. – 256с.

28. Первин Л. А. , Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 606 с.

29. Петровский А. В. , Абраменкова В. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М. : Просвещение, 1987. 147с.

30. Платонов К. К. Личность как субъект социальной психологии/Методологические проблемы социальной психологию. - М. , 1975. 778с.

31. Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000.

32. Рогов Е. И. Общая психология – М. : Владос, 1998

33. Руссо Ж. Ж. Подростковый период развития. Психологический журнал. 2005. - №9. 34с.

34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М. , 1999

35. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии – М. : Международная педагогическая академия, 1994

36. Смирнова Е. О. Детская психология: Уч. для вузов. - М. : Владос, 2003. - 368 с.

37. Социальная психология: учебное пособие. Отв. ред. А. Л. Журавлев. – М. : ПЕР СЭ, 2002

38. Столяренко Л. Д. Основы психологии – М. : Проспект, 1995

39. Теория личности З. Фрейда. / Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1999. – С. 75-94

40. Тесты для самодиагностики и самокоррекции стиля педагогического общения: В помощь студенту-практиканту. Сост. : Е. П. Маринина. - Н. Новгород: НГЛУ, 1999. - 37 с.

41. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

42. Фридман Л. И. , Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М. :Просвещение, 1991. 161с.

43. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

44. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: Учебник для студентов ВУЗов: в 3 частях. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – ч. 2. с. 256

45. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М. ВЛАДОС, 1998. -508с.

46. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. Под ред. А. Карелина. - М. , 1997.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: