• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Особенности общения и тревожности у подростков с интеллектуальным нарушением

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:58
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:подростков, общения, тревожность, умственно, тревожности, личности, отсталых, исследования, детей, коммуникативных, развития, общение, человека, подростка, особенности
Процент оригинальности:
86 %
Цена:600 руб.
Содержание:

Введение . 3

Глава I: Современная психология по проблеме общения подростков с интеллектуальными нарушениями. . 6

1. 1. Психологические особенности и характеристики общения умственно отсталых детей в подростковом возрасте. 6

1. 2. Факторы и особенности проявления тревожности подростков с проблемами в интеллекте. 12

Глава II: Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у подростков с интеллектуальным нарушением. 19

2. 1. Организация и методы эмпирического исследования . 19

2. 2. Анализ результатов эмпирического исследования. 22

2. 3. Взаимосвязь особенностей общения и уровня тревожности у детей с умственной отсталостью подросткового возраста. 25

Глава III: Пути оптимизации коррекционной работы с подростками, обучающимися в школе-интернате VIII вида. 34

3. 1. Программы для групповых и индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков и снятию эмоциональной нестабильности. 34

3. 2. Психолого-педагогические рекомендации по формированию коммуникативных навыков в процессе конструктивного взаимодействия. 38

Заключение. 43

Литература. 45

Приложения. 48

Вступление:

Актуальность. В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Одна из основных проблем этого возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, и во многом определяют поведение, деятельность, а также влияют на развитие личностных качеств и социальных установок [3].

У подростков с проблемами интеллектуального развития возникает необходимость их интеграции в обществе, создание условий для их адекватного социального взаимодействия с окружающими, нормализации отношения социума к ним. Игнорирование в психолого-педагогической деятельности процесса развития коммуникативных навыков, формирования межличностных связей, может привести к нарушению социализации умственно отсталых подростков [8].

Именно поэтому необходимость выявления психолого- педагогических методов формирования коммуникативных навыков умственно отсталых подростков и определила актуальность исследования.

Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что, результаты и выводы проведенного исследования об особенностях общения умственно отсталых подростков, как сложного межличностного отношения, представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения этих закономерностей.

Практическая ценность работы определяется тем, что на основании

результатов исследования психологических особенностей общения подростков-олигофренов сформируются выводы и рекомендации, позволяющие в определенной мере способствовать процессу формирования и влияния на

характер их нравственного воспитания, превратить в педагогически управляемый процесс.

Результаты исследования позволят понять характер взаимосвязи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что даст возможность классным руководителям, воспитателям, учителям, совместно с психологической службой школы-интерната, лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков школы VIII вида.

Наряду с этим, использование в исследовании методики изучения

подростковой тревожности и коммуникативных способностей могут успешно использовать педагоги в целях изучения взаимоотношений подростков со сверстниками, для изучения возникающих у них трудностей в общении и управления процессом их формирования.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных

способностей умственно отсталых подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. Предполагается, что нарушение эмоционально-волевой сферы, поражение центральной нервной системы приводят к ряду особенностей в общении подростков (негативный эмоциональный фон, тревожность, агрессивность). Использование предложенных приёмов работы с учащимися старших классов с нарушением интеллекта будет способствовать оптимизации в формировании коммуникативных навыков.

Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения и тревожности у подростков с интеллектуальным нарушением.

2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков,

обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у умственно отсталых детей подросткового возраста.

4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.

5. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей с умственной отсталостью подросткового возраста; проверить его на практике.

Объект исследования: общения детей подросткового возраста, обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Предмет исследования: особенности личностной тревожности и общения у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Заключение:

Изменения, происходящие в нашей стране, - это реальность, обусловленная общественными потребностями. Эти изменения не могли не обострить и естественно юношеского нигилизма. Безвыходность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни взрослых

порождает апатию у молодых людей, безразличие к себе и другим. Особенно значительны изменения, происходящие в сфере общения.

Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков

общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

Негативные отношения отрицательно влияют на общее развитие подростка с умственной отсталостью, его дисциплинированность. Следствием неправильных взаимоотношений могут быть искаженные взаимоотношения в среде взрослых, приводящие к дальнейшему развитию отрицательных черт личности подростка с интеллектуальным нарушением.

Неуспешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к состоянию эмоциональной нестабильности умственно отсталого подростка. Именно сферой межличностных отношений обусловлено возрастание у них тревожности.

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием.

Чтобы этого не случилось, перед нами встает принципиально новая задача – расширять репертуар навыков позитивного общения у подростков школы VIII вида для дальнейшей успешной их социализации в современном обществе.

От общения все в большей мере зависит успешность в профессиональной деятельности, наконец, личное счастье каждого.

Нужно помнить, что отношения с взрослыми у детей в подростковом возрасте носят сложный и, на первый взгляд, противоречивый характер, но складывается ситуация нарастания потребности в личностном общении с педагогами и родителями, и невозможности её удовлетворения. Исходя из этого нужно участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.

Сверстники – это тоже очень значительная фигура в жизни умственно отсталого подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что ему уже недостаточно получать одобрение со стороны взрослого (в том числе значимого для себя). Гораздо важнее становится иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей.

Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками, поскольку только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.

Целенаправленная коррекционная работа с умственно отсталыми подростками по формированию коммуникативных навыков в процессе конструктивного взаимодействия положительно влияет на становление их личность в целом.

Наибольший эффект коррекционной работы достигается тогда, когда психолого-педагогическое воздействие тесно взаимосвязано с медициной (психотерапевтическая и даже в более сложных случаях психиатрическая помощь). Именно комплекс медико-психолого-педагогического взаимодействия может гарантировать эффективность коррекционной работы. Именно на это и направлена деятельность специалистов школьного ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума).

Мы можем предполагать, что предложенные пути оптимизации в психолого-педагогической работе с подростками, имеющими нарушение интеллекта, являются эффективными, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика, 1980.

2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //

Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5.

3. Бгажнокова И. М. , Мусукаева Ф. В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков» 2005 (5), № 2.

4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. , Генезис, 2001. - 340с.

5. Богомолов Ю. П. , Воронина А. И. , Куст В. П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов //Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 1974. - С. 42 - 54.

6. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. - М. ; 1995. С. 326.

7. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб. : Питер, 2002. - 528с.

8. Волков Б. С. Психология подростка. – СПб. : ПоР, 2006. – 160 с.

9. Выготский Л. С. Вопросы психологии. – СПб: СОЮЗ. – 2007. – 224 с.

10. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М. , 1997г.

11. Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков» ст. Д. Н. Исаева, Е. В. Войцешко, А. А. Карбасоваой «Психогенные расстройства у умственно отсталых детей», 2005, № 17

12. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М. : Владос, 1995. – 112 с.

13. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2006. – 448 с.

14. Изорд К. Эмоции человека. – М. , изд-во МГУ, 1980г

15. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966г.

16. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.

17. Кисловская Р. В. Зависимость между социометрическим статусом и симптомами тревожности ожиданий в социальном обучении (в возрастном плане). - М. , 1972. - С. 312 - 353.

18. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М. : Медицина, 1995. – 560 с.

19. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии, 1969г. , №1.

20. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М. : АРКТИ, 2000. – 124 с.

21. Микиртумов Б. Е. О некоторых закономерностях формирования патологической структуры характера при общем психическом недоразвитии // Проблемы общего психического недоразвития / Под. ред. Д. Н. Исаева. - Л. : ЛПМИ, 1976. - С. 58-61.

22. Мнухин С. С. , Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация. - Л. , 1965. - С. 177.

23. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995. Основы социально-психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М. , 1995.

24. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л. А. Регуш. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.

25. Основы специальной психологии: под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 480 с.

26. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). – СПб. : Питер, 2007 – 192 с.

27. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. ; Московский психолого-социальный институт; Воронеж. Изд - во НПО «МОДЕК», 2000. - С. 356 - 398.

28. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М. : Мир, 2004. – 319 с.

29. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.

30. Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно – развивающей работе психологов системы образования. – Мн. : АПО, 2003.

31. Снайдер Ди Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 288 с.

32. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М. , 1975г.

33. Школьный психолог №13//2000 год, № 36//2002 год.

34. Шипицына Л. М. , Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. – Уэллс: Колег Элидир, 1992. – 118 с.

35. Фоменко О. Е. Некоторые особенности личности умственно отсталых школьников: Сб. Тр. - СПб. : Образование, 1992. – С. 29-38.

36. Янданова Т. И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях /РАО Инс-т корр. пед. – М. , 2000 – 190с.

37. Bakk A. , Grunewald K. (Грюневальд К. Бакк А. ) Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития: пер. со шведск. – СПб. : ИРАВ, 2001.

38. Jordan T. E. The Mentally Re-tarded. C. E. Merrill. P. C. Columbus, 1972.

39. Hilliard L. T. , Kirman B. H. Mental Deficiency. J. & A. Churchill. London, 1965.

40. Kauffman J. M. , Payne J. S. Mental Retadation. C. E. Merrill. P. C. Columbus, 1975.

41. Kirman B. H. Mentally Handi-capped Child. Nelson. London. 1972.

42. Mash E. J. , Wolf D. A. Ab-normal Child Psychology. Wadsworth. U. S. 2003.

43. Menolascino F. J. , Egger M. L. Medical Dimensions of Mental Retada-tion. Nebrasca. 1978.

44. Speak O. (Шпек О. ) Люди с умственной отсталостью: пер. с нем. – М. : Академия, 2003

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: