• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:26
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:внимание, ребенок, школьник, деятельность, исследование, младший, особенность, возраст, человек, процесс, возраст, психический, процесс
Процент оригинальности:
55 %
Цена:100 руб.
Содержание:

Введение 5

Глава 1. Особенности развития внимания младших школьников

1. 1. Внимание и его физиологические основы 7

1. 2. Виды и свойства внимания 10

1. 3. Возрастные особенности внимания школьников 13

1. 4. Выводы по главе 14

Глава 2. Изучение особенностей внимания младших школьников

2. 1 Цели, задачи, организация исследования 16

2. 2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников

2. 2. 1 Методика 1. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника 17

2. 2. 2 Методика 2. Установление уровня устойчивости внимания учащихся «Исправь ошибки» 18

2. 2. 3 Методика 3. Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т. Е. Рыбакова) 19

2. 5 Выводы по главе 20

Заключение 21

Список использованных источников 22

Приложение А (обязательное) Бланк теста Бурдона

Приложение Б (обязательное) Способы вычислений коэффициентов концентрации, точности, продуктивности

Приложение В (обязательное) Методика 2. На установление уровня устойчивости внимания учащихся «Исправь ошибки»

Приложение Г (обязательное) Методика 3. Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников(методика Т. Е. Рыбакова)

Вступление:

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [12, 65].

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7, 10].

Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной деятельности детей в школе.

Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П. , Сеченова И. М. , Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З. , Гальперина П. Я. , Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н. , Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).

Основная гипотеза формируется нами следующим образом: система приёмов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемая учителем, способствует формированию и развитию внимания и успешной адаптации детей в школе.

Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы.

2. Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.

3. Описать специфические особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.

Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.

Предмет исследования: внимание.

Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста (2- 4 класс).

Методический блок включает в себя следующие методы: тестирование, анализ литературы, метод математической обработки.

Заключение:

Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание [7]. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности [4].

Следовательно, наша гипотеза относительно приемов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемых учителем, способствующих формированию и развитию внимания подтверждена.

Список литературы:

1. Акимова М. Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М. , Знание, 1992.

2. Гальперин П. Я. , Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М. , 1999.

3. Гильбух Ю. З. Темперамент и познавательные способности школьника. – Киев, 1993.

4. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М. , 2000.

5. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М. , 1997.

6. Ермолаев О. Ю. , Марютина Т. М. , Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М. , Просвещение, 2002.

7. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М. , 2001.

8. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. – М. , 1991.

9. Лурия А. Р. Внимание и память. – М. , 1998.

10. Немов Р. С. Психология: В 2 тт. – М. , Просвещение, 1995.

11. Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. – М. , 1990.

12. Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. – М. , Просвещение 1972.

13. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – М. , 1972.

14. Фридман Л. М. , Пушкина Т. А. , Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М. , Просвещение, 1988.

15. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М. , МГУ, 1979.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: