• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Подходы к изучению агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:31
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:агрессивности, агрессии, исследования, спортсменов, эмоциональных, спорта, состояний, проявления, спортсмена, личности, компонентов, занимающихся, под, образом, стресса
Процент оригинальности:
82 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Подходы к изучению агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов. 5

1. 1. Спортивный стресс как предиктор психоэмоциональных изменений в организме спортсмена. 5

1. 2. Агрессия в спорте. 9

Глава 2. Практическое исследование проявлений агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов, занимающихся волейболом. 12

2. 1. Программа исследования12

2. 2. Результаты исследования. 18

2. 3. Выводы. 26

Заключение. 27

Литература30

Вступление:

Актуальность темы определяется следующими положениями.

Большинство видов спорта требует от участников проявления определенной агрессивности, хотя бы в рамках существующих правил и условий данного вида спорта.

Анализируя достаточно многочисленные исследования общеличностных факторов достижения в том или ином виде спорта (М. Ванек, 1974; Б. Дж. Кретти, 1978 и др. ), можно утверждать, что отчётливых личностных профилей успеха не существует; иначе говоря, достичь существенных результатов в определенном виде спорта могут спортсмены с самыми различными общеличностными проявлениями, хотя, например, замечены различия в типизированных профилях личности спортсменов и неспортсменов. (В. Э. Мильман, 1983)

Более однозначные результаты получены в исследованиях общеличностных детерминант надежности, устойчивости деятельности в сложных экстремальных ситуациях. В качестве одного из важнейших качеств в этом плане выделяется сила нервной системы (Б. А. Вяткин, 1978; К. М. Гуревич, 1971; О. А. Сиротин). При этом существенное значение имеет то, в каких сочетаниях это существенное значение имеет то, в каких сочетаниях это свойство присутствует в структуре личности. Так, Б. А. Вяткин показал, что спортсмены со слабой нервной системой в наибольшей степени ухудшают соревновательное выступление, если для них характерны такие качества, как эмоциональная возбудимость и тревожность. Личностная склонность к тревожным состояниям многими исследователями рассматривается как фактор, неблагоприятно влияющий на поведение в экстремальной ситуации. Агрессивность рассматривается большинством исследователей как фактор, успешно воздействующий на спортивные успехи и деятельность спортсмена.

Однако имеет большое значение, в каких сочетаниях все эти свойства присутствуют в структуре личности и в какой степени состояние тревоги характеризует личность в экстремальной ситуации (Ю. Л. Ханин, 1983).

В качестве других личностных факторов надежности выделяются, в частности: интеллект; эмоциональная зрелость; самоконтроль и некоторые другие (Кэттел, 1970 и др. )

Соревновательная эмоциональная устойчивость и агрессивность являются, возможно, наиболее важными из специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Именно поэтому, вероятно, эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом (Л. М. Аболин, П. Б. Зильберман, О. А. Сиротин и др. ). Основным параметром этих свойств можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность агрессивных реакций в условиях соревновательного выступления.

Интерес к теме также определяется тем, что агрессия и эмоциональные состояния существенным образом сказываются на параметрах нейропсихических процессов спортсменов и, в конечном счёте, на их надёжности, точности и скорости (Ломов Б. Ф. , 1963; Климов Е. А. , 1969; Крылов А. А. , 1972; Космолинский Ф. П. , 1976; Шадриков В. Д. , 1982; Завьялов А. В,, 1990; Новиков В. В. , Забродин Ю. М. , 1990; Дикая Л. Г. , 1992; Донцов А. И. , 1994; Базаров Т. Ю. , Беков Х. А. , Аксёнова Е. А. , 1995; Габреев Р. В,, 1999; Бодров В. А. , Обознов А. А. , 2000 и др. )

Практическая значимость темы усиливается тем, что в экстремальных ситуациях исследователи и практики единодушно отмечают межиндивидуальные различия поведения субъекта, обусловленные различиями в проявлениях агрессии и эмоциональными состояниями.

Цель исследования: изучить проявления агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов, занимающихся волейболом.

Задачи исследования:

1)рассмотреть литературу по теме;

2)провести практическое исследование проявлений агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов, занимающихся волейболом;

3)сделать выводы.

Объект исследования: в эксперименте участвовало 20 человек, две группы по 10 спортсменов (КМС и разрядники).

Предмет исследования: соотношение индивидуального проявления агрессивности и эмоциональных состояний в соотношении с многоуровневыми свойствами индивидуальности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.

Заключение:

Управление подготовкой спортсменов требует учета не только соревновательных переживаний и состояний, но и тех некоторых предшествующих соревнованиям и следуют за успехами или неудачами в спортивной борьбе. Практика психологической подготовки убедительно показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиций необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику глубоко воздействуют оценки проделанной работы. Различают следующие типы эмоциональных предстартовых состояний:

- стартовая лихорадка, характеризующаяся волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками, обусловленными ослаблениями процессов памяти (запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения, забывания). Наблюдается учащение сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенный тремор;

- стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов нервных процессов противоположных тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаще всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижается общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание, однако у некоторых спортсменов через час или два, постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. У стартовой лихорадки есть особая разновидность – самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен уверен в своей победе, низко оценивает возможности своих противников. Опасность такого состояния заключается в пониженном внимании неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях;

- боевая готовность связана с оптимальным отношением к динамике возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности, безграничной верой возможности победы.

Постсоревновательные эмоциональные состояния в значительной мере зависят от исхода соревнования:

- состояние реабилитации, т. е. восстановления, у спортсмена появляется желание соревноваться и улучшать свои результаты;

- состояние пассивности – спортсмен ничего не хочет делать, порой теряет активность, аппетит, нет желания в дальнейшем заниматься спортивной деятельностью, выступать на соревнованиях;

- состояние, которое называется «пик формы», проявляется у спортсменов в тех случаях, когда после неудачного выступления на соревнованиях, спортсмены показывают высокие спортивные результаты. Это происходит через семь – десять дней после окончания соревнований. Как показали результаты социально-психологических исследований, две третьих рекордов поставлены именно в это время.

В данной работе было проведено измерение уровня агрессии и эмоционального состояния у спортсменов (волейболистов).

В процессе исследования были решены задачи:

1)рассмотрена литература по теме;

2)проведено практическое исследование проявлений агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов, занимающихся волейболом;

3)сделаны выводы.

Объектом исследования были 20 волейболистов, две группы по 10 спортсменов (КМС и разрядники).

Предметом исследования являлось соотношение индивидуального проявления агрессивности и эмоциональных состояний в соотношении с многоуровневыми свойствами индивидуальности.

Общую гипотезу эмпирического исследования о том, что существует положительная связь между активными занятиями волейболом и уровнем выраженности различных компонентов агрессивности, в целом можно признать доказанной.

Список литературы:

1)Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. : Питер, 1997

2)Волейбол // Культура в школе, (в соавторстве). М. : 2002 г.

3)Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М. : ФиС, 1978.

4)Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. : Педагогика, 1971.

5)Земцовский Э. В. Физические нагрузки в подростковом возрасте// Подростковая медицина. СПб. , 1999. С. 659 689.

6)Игбаев К. Р. Психофизиологические предпосылки неустойчивости к стрессу. Автореф. дисс. канд. психологич. наук. Уфа, 2002, 22с.

7)Краев Ю. В. , Мяконьков В. Б. Проявление агрессии у спортсменов в разных видах спорта // Психология и педагогика - новая интеграция: Материалы 24-й научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. , 1998. - С. 33-35.

8)Крэтти Б. Дж. Психология в современном спорте. М. : ФиС, 1978.

9)Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М. : ФиС, 1979.

10)Мильман В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. // В сб. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. /Сост. Ю. Л. Ханин. М. : Физкультура и спорт, 1983. 288 с. , ил.

11)Обучение юных волейболистов // Конф. по волейболу для тренеров системы подготовки спортивных резервов. 1988.

12)Особенности освоения приемов в волейболе с учетом физических качеств // Тезисы межвузовской научной конференции «Физическая культура личности», 24-26 января 1989, Москва. - МГУ, 1989.

13)Попов А. Л. Спортивная психология. Учебное пособие для физкультурных вузов. – М. , Московский психолого-социальный институт, изд. «Флинта», 1999.

14)Психология. Учебник для ИФК. /под ред. В. М. Мельникова/, М. : ФиС, 1987.

15)Сиротин О. А. Исследование психофизиологических особенностей личности борцов. Вып. 3. В кн. : Вопросы спортивной психогигиены. М. , 1975.

16)Фернхейм А. , Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб. : Питер, 2001.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: