• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Повышение социальной компетентности подростков 15-16 лет, выпускников детских домов, средствами социально-культурной деятельности

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:107
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детских, средств, социаль, помощью, домовс, работа, основы
Процент оригинальности:
76 %
Цена:3000 руб.
Содержание:

Введение . 3

Глава 1. Теоретические основы формирования социальной компетентности подростков, выпускников детских домов, с помощью средств социально-культурной деятельности. 6

1. 1 Сущность и определение социальной компетентности. 6

1. 2. Особенности процесса формирования социальной компетентности у подростков.

10

1. 3. Общее представление об особенностях старшего подросткового возраста.

14

1. 4. Особенности развития подростков 15-16 лет, выпускников учреждений сиротского типа.

19

1. 5. Социально-культурная деятельность и ее возможности в повышении социальной компетентности выпускников детских домов.

46

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния средств социально-культурной деятельности на уровень социальной компетентности выпускников детских домов.

56

2. 1. Описание выборки и методов исследования. 56

2. 2. Апробация программы повышения социальной компетентности «Мы сами» .

61

2. 3. Описание полученных результатов. 73

Заключение. 85

Библиография . 87

Приложение 1. 92

Приложение 2. 97

Приложение 3. 100

Приложение 4. 101

Приложение 5. 103

Приложение 6. 104

Приложение 7. 105

Приложение 8. 107

Вступление:

В настоящее время в нашем государстве остро стоит проблема социального сиротства. На сегодняшний день в России насчитывается более 700 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ежегодно их число увеличивается примерно на 100 тысяч. Примерно треть из них воспитывается в условиях институализации. Причинами такого роста социального сиротства, беспризорности и безнадзорности являются нестабильность социально-политической обстановки, инфляция, снижение жизненного уровня семей, вынужденная миграция и снижение благосостояния значительной части населения, безработица, алкоголизм родителей и т. д.

В современной психолого-педагогической науке продолжает возрастать интерес к проблеме социальной компетентности выпускников детских домов и школ-интернатов. Этой проблеме свои исследования посвятили многие ученые, педагоги и психологи: Дубровина, А. Г. Рузская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, А. М. Прихожан, Н. И. Толстых, Н. Н. Денисевич, Н. М. Дж. Боулби, И. Лангмайер, З. Матейчек и др. Большинство исследователей отмечают, что выпускники детских домов и школ-интернатов, лишенные в детстве необходимого опыта семейной жизни и семейной поддержки, в большинстве случаев, оказываются не готовы к самостоятельной жизни в социальной среде. Пережитые ранее стрессы неблагоприятно сказываются на их дальнейшем развитии. У многих подростков искажено представление о тех или иных социальных ролях, о будущем, о представителях противоположного пола, несформированы элементарные социальные навыки. У многих подростков сохраняется низкая самооценка, самоуважение и неуверенность в себе. Они тревожны, несамостоятельны, не умеют строить социальные отношения, управлять своим настроением и поведением. Трудности в формировании самосознания приводят к подражанию другим, фиксации поверхностных чувств и агрессии. Порой они называют себя плохими и иногда говорят, что они "никто". В результате они ожидают худшего, не доверяют окружающим, часто обижаются и обижают сами, становятся безразличными к себе и другим. Все это осложняет формирование социальной компетентности подростков и их последующую социальную адаптацию к широкому социуму. Проблема подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни в социуме является особо острой, на данный момент, в связи с большим количеством требований, предъявляемых современным обществом к человеку, вступающим на путь самостоятельной жизни.

Именно поэтому так актуальна проблема социальной компетентности подростков, выпускников детских домов в разных социальных ситуациях.

Цель данной работы - исследование возможности повышения социальной компетентности в группе подростков 15-16 лет, выпускников детских домов, с помощью средств социально-культурной деятельности.

Объектом исследования является социальная компетентность подростков 15-16 лет, выпускников детских домов и школ-интернатов.

Предмет данного исследования: влияние комплекса средств социально-культурной деятельности на процесс формирования социальной компетентности подростков 15-16 лет, выпускников детских домов и школ-интернатов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

- изучение и анализ существующих подходов к раскрытию понятия социальной компетентности и выявление основных компонентов ее структуры;

- анализ литературных источников для выделения личностных особенностей подростков, воспитывавшихся в детских домах и школах-интернатах, выпускников сиротских учреждений;

- изучение средств социально-культурной деятельности;

- осуществление подбора необходимых диагностических методик;

- апробирование программы повышения социальной компетентности воспитанников детских домов в условиях институализации «Мы сами»;

- анализ влияния комплекса средств социально-культурной деятельности, задействованных в программе на уровень социальной компетентности выпускников сиротских учреждений.

В ходе исследования проверялась гипотеза, согласно которой формирование социальной компетентности у подростков 15-16 лет, выпускников детских домов и школ-интернатов в условиях обучения в профессиональном училище будет эффективным при условии реализации программы повышения социальной компетентности детей-сирот с использованием комплекса средств социально-культурной деятельности.

Методы исследования:

- наблюдение (простое);

- Тематический тест;

- Методика «Ладошка»

- Дембо-Рубинштейн (изучение самооценки);

- Карта наблюдений социальной адаптации;

- Методика «Дерево»;

- Индикатор стратегий преодоления стресса Д. Амирхан;

- Анкета результативности программы «Мы Сами».

Практическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшего использования программы повышения социальной компетентности «Мы Сами» в работе с выпускниками детских домов и школ-интернатов, обучающихся в средне-специальных образовательных учреждениях.

Заключение:

Определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности возникают именно в старшем подростковом возрасте. Уровень социальной компетентности напрямую связан с социализацией, уровнем самооценки, успешностью прохождения социально-психологической адаптации и межличностного общения со сверстниками и взрослыми

Подростковый возраст определяется как кризисный, проблемный и именно успешное прохождения этого периода развития во многом определяет в последующем успешность формирования социальной компетентности у подростков.

Основным новообразованием в этом возрасте становятся чувство взрослости. В целом, на этом возрастном этапе происходит становления собственных принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении. Главным итогом прохождения по психосоциальной линии развития должна являться психосоциальная зрелость.

Для подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, успешное прохождение этого периода жизни осложняется пребыванием в таких учреждениях, в которых формируется особый тип личности с характерными особенностями, мешающими становлению социально компетентной личности. Их характерными особенностями являются инфантильность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, неадекватная самооценка, неуверенность в себе. У них отмечается низкая моральная устойчивость, отрицательный образ Я, низкий уровень самоуважения, низкий уровень самоорганизованности и целеустремленности, отсутствие самостоятельности. Они не могут применить имеющиеся у них знания в реальной жизни. Таким образом, покидая детских дом, воспитанники сиротских учреждений, оказываются не готовы к самостоятельной жизни в социуме.

Изменение закрепленных негативных установок о себе и мире вокруг у выпускников детских домов процесс длительный и требует комплексного подхода и использования специально разработанной программы занятий, ориентированных на определенный возраст и учитывающих специфику данной категории детей.

В результате реализации программы «Мы Сами» на базе ПУ в группе выпускников детских домов и школ-интернатов, нам удалось повысить самооценку выпускников детских домов и школ интернатов, изменить в позитивную сторону их отношение к себе и другим людям и преобладающие стратегии преодоления стресса в сторону ориентации на самостоятельное разрешение возникающих проблем, улучшить социальную адаптацию и повысить уровень социально-психологических знаний, что было подтверждено полученными данными исследования. Таким образом, можно говорить о положительной динамике в работе с группой по этой программе. Полученные в ходе исследования данные дают возможность сделать заключение о повышении общего уровня социальной компетентности выпускников детских домов.

Следовательно, выдвинутая гипотеза получает подтверждение, на основании проведенного исследования и анализа результативности программы повышения социальной компетентности «Мы Сами» с использованием в ходе проведения занятий средств социально-культурной деятельности.

Это дает все основания к последующему использованию данной программы в работе с выпускниками детских домов и школ-интернатов, обучающихся в средне-специальных образовательных учреждениях для повышения социальной компетентности.

Список литературы:

1. Алиева М. А. , Гришанович Т. В. , Лобанова Л. В. , Травникова Н. Г. , Трошинхина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб: Речь, 2003.

2. Андреева И. Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г. , г. Минск. – Минск, 2003. – С. 194-196.

3. Ариарский М. А. Прикладная Культурология. - СПб. : СПбГУКИ, 2001

4. Бардышевская М. К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М. : ТОО «Симс», 1995.

5. Владимирова Н. В. , Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М. : Генезис, 2007. – 176 с.

6. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М. , 1996. .

7. Волков Б. С. Психология подростка. - М. : Педагогическое общество России, 2002. – 160 с

8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб. : Речь, 2003. - 655 с.

9. Зарецкий В. К. Дубровская М. О. Ослон В. Н. Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России (Тематическое приложение к журналу «Вопросы психологии») М. , 2002.

10. Ежов И. В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997.

11. Иванов С. И. Одинокие дети. - М. , 1991.

12. Информационный блок к программе повышения социальной компетентности «Мы сами». – М. : Институт МираМед, 2005.

13. Киселева Т. Г. , Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. – М. , 1995.

14. Красницкая Г. С. Усыновление: вопросы и ответы. – М. , 1997.

15. Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сборник научных трудов. Серия “Гуманитарные науки”. – Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет. – [Электрон. ресурс]. - 2005. - №1 (13). Режим доступа: http://science. ncstu. ru/articles/hs/13

16. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л. М. Шипициной, Е. И. Казаковой. СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

17. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб. : Питер, 2005.

18. Куницына В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. - СПбГУ, 1995. С. 34 – 36.

19. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. - М. : ИКЦ Академкнига, 2003.

20. Лукьянова И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков. // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4. – С. 41-47.

21. Минкина О. В. Сущность и содержание понятия социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе // Сборник научных трудов. Серия “Гуманитарные науки”. - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет. – [Электрон. ресурс]. - 2005. - №1 (13). Режим доступа: http://science. ncstu. ru/articles/hs/13

22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 1998.

23. Мы Сами. Программа повышения социальной компетентности. / Сост. Владимирова Н. В. . Коблик Е. Г. , Делакова Н. В. , Шаповалова Л. А. и др. - М. : Институт МираМед, 2005. – Ч. 1.

24. Мы Сами. Программа повышения социальной компетентности. / Сост. Владимирова Н. В. . Коблик Е. Г. , Делакова Н. В. , Шаповалова Л. А. и др. – М. : Институт МираМед, 2005. - Ч. 2.

25. Мы Сами. Программа повышения социальной компетентности. / Сост. Владимирова Н. В. . Коблик Е. Г. , Делакова Н. В. , Шаповалова Л. А. и др. – М. : Институт МираМед, 2006. - Ч. 2.

26. О положении детей сирот в Российской Федерации. Государственный доклад. 2003г. – Министерство труда и социального развития РФ, - М. , 2003.

27. Прихожан А. М. , Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб. : Питер, 2005. -400 с.

28. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 2005.

29. Проценко Л. , Мухина В. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. – 2001. - №2. – с. 27—51.

30. Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2005.

31. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М. , Педагогика, 1990.

32. Пути решения проблемы сиротства в России. Всероссийская конференция 8-10 ноября 2006 года, сборник тезисов. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006.

33. Ромек В. Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. - 1999. - № 9. - С. 3-14.

34. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие личности. - 2004. - №1. - С. 71—86.

35. Смирнова Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. Н. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии, - 1996. - №6. - С. 76-87.

36. Соколов А. В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб. : СПбГУП, 2003.

37. Специфика иррегулярного развития депривированного подростка И. В. Ярославцева // Развитие личности. – 2004. - №4 - С. 138—141

38. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. – М. : МГУКИ, 2002.

39. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997.

40. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50. – С. 47-51.

41. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие. – СПб. : СпбГУ, 2005.

42. Шульга Т. И. , Слот В. , Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» 2-е изд. , доп. - М. : УРАО, 2001.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: