• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Психические особенности адаптации к профессиональной деятельности учителя физической культуры (тренера по виду спорта)

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:33
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:движений, деятельности, способностей, внимание, человека, внимания, психомоторных, может, времени, точности, двигательного, время, движения, ритм, действия
Процент оригинальности:
67 %
Цена:300 руб.
Содержание:

1. Психические особенности адаптации к профессиональной деятельности учителя физической культуры (тренера по виду спорта)3

2. Особенности психомоторной сферы личности спортсмена, ее формирование. 8

3. Психотренинг волевого внимания21

4. Изучить индивидуальные особенности проявления психомоторной сферы личности (чувство времени, темпа, ритма, равновесия)27

Список использованной литературы34

Вступление:

Адаптация как процесс неразрывно связан с информационными процессами, происходящими сегодня в природе и обществе. Адаптация возможна только в сложных самоорганизующихся открытых системах, обменивающихся информацией с внешней средой. Наше общество вступило в постиндустриальную эпоху своего развития, которая характеризуется нарастающим потоком информации, быстрым количественным и качественным формированием ноосферы. В этих условиях как никогда важен процесс адаптации человека в обществе, в профессиональной деятельности, в личной жизни.

С позиций биологии и физиологии приняты два контекста понятия адаптации: как механизма эволюции биологического вида, сообщества и как механизма приспособления отдельных индивидов к воздействию внешней среды. «Адаптация» (от лат. adaptatio - приспособлять, устраивать) - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Адаптация компенсирует недостатки привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности для оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.

А. Г. Мороз позволяет определить социальную адаптацию как многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности и среды.

Психологическая адаптация представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающей мотивацию адаптивного поведения человека, формирование цели и программы его поведения. Психологическая адаптация придает динамике адаптивной деятельности индивидуально–эмоциональную окраску в соответствии с особенностями психики индивида.

Профессиональная адаптация носит многофункциональный характер. Во- первых, она является необходимым условием и, одновременно, средством оптимизации взаимодействия человека с профессиональной деятельностью и профессиональной средой. Во-вторых, она способствует развитию человека и является составной частью профессионального развития личности. В-третьих, она является необходимой при овладении человеком любой профессиональной деятельностью.

Молодой педагог, вступая в педагогическую деятельность, попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействий. Начинающий работник вынужден мобилизовывать волю, энергию, физическую силу, сдерживать эмоции, вести поиск резервов в борьбе с дискомфортом, стрессорами. При этом происходит ломка прежних стереотипов деятельности, формируются новые наклонности, убеждения, знания, умения, навыки и привычки адекватного поведения. Для эффективной адаптации начинающих преподавателей основным видом их познавательной и формирующей профессиональной деятельности следует признать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль, то есть личностное адаптационное усовершенствование.

Самостоятельная профессиональная деятельность начинающего учителя физической культуры требует включения его в новую систему отношений, новых форм поведения в связи с выполнением новой социальной роли и повышением своего статуса в обществе (вместо учащегося, которым он был месяц назад, теперь он педагог, наставник). Начинающие учителя в зависимости от имеющихся у них психологических особенностей по-разному адаптируются к своей профессии и месту работы.

Быстрее протекает адаптация у тех, кто общителен, уверен в себе. Они легко устанавливают хорошие взаимоотношения с учениками и педагогическим коллективом, за каждое дело берутся с большой энергией. В первые месяцы работы, эти учителя хорошо справляются со всеми разделами учебно-воспитательной работы, так как уже в первой четверти ими намечаются и проводятся соревнования в школе , товарищеские встречи, туристические походы. Это соответствует ожиданиям и требованиям администрации, которая хочет, чтобы молодые специалисты быстро входили в ритм жизни школы. Однако у некоторых учителей адаптация может проходить не совсем гладко. Постепенно их энтузиазм и новаторский пыл угасают, на смену приходит разочарование, появляется желание поискать другое дело.

Медленно адаптирующиеся учителя первые уроки проводят с большим напряжением, не всегда уверены в себе, считают себя недостаточно подготовленными к самостоятельной педагогической деятельности. Для них очень важно не просто подготовиться к уроку, а собраться психологически на его проведение. Своими первыми успехами в работе они не обольщаются, во всех своих начинаниях проявляют осторожность, объясняя это недостаточным знанием, ученического коллектива, его возможностей, отсутствием помощников и другими причинами. Поэтому с первого месяца работы в школе эти учителя не стремятся к насыщенной, кипучей деятельности. В то же время они очень добросовестно относятся к выполнению порученного дела. При постоянной помощи администрации школы и одобрении их деятельности затруднения в установлении контактов с учащимися и с педагогическим коллективом успешно преодолеваются. Постепенно учителя все смелее принимают самостоятельные решения.

Быстрее адаптируются в школе те молодые учителя, которые за годы учебы приобрели организаторские качества и умения, а также те, которым помогают более опытные коллеги. Однако, принимая советы мастеров физического воспитания, молодые учителя должны проявлять известную осторожность и избирательность, так как не всякая манера ведения уроков подходит учителям с разным темпераментом и способностями. Нужно перенимать приемлемые для себя способы действий, первоначально примерившись к ним и установив их эффективность. Таким путем молодой учитель сформирует у себя стиль деятельности, соответствующий его способностям и склонностям. Бездумное же копирование разных педагогических систем и стилей, которыми пользуются учителя-новаторы, может принести вред. Е. Н. Литвинов отмечает следующие недостатки в работе молодых учителей физической культуры:

1. слабо ориентируются в отборе учебного материала,

2. не умеют выбрать главное,

3. затрудняются в определении объема упражнений и их направленности в зависимости от прохождения учебной программы,

4. не всегда учитывают возможности учащихся, их физическую подготовленность.

5. часто увлекаются либо процессом обучения (таких учителей две трети), либо тренировкой учащихся. (Первые не умеют правильно подобрать достаточное количество подводящих упражнений, не укладываются во времени, то есть мало успевают сделать за урок. Как правило, они больше организуют свою деятельность, чем деятельность учащихся, так как затрудняются в определении форм и выборе методов обучения. Критерием хорошо проведенного урока они считают моторную плотность, равную 50—60%.

Эти недостатки приводят к тому, что учащиеся получают на уроках такую нагрузку, которая не вызывает в их организме существенных сдвигов.

Завершение периода профессиональной адаптации у каждого педагога индивидуально и зависит от множества факторов, но в целом оно связано с понятием «адаптированность», которую мы определяем как освоение норм профессиональной деятельности. Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческих способностей педагога, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности. Адаптацию можно считать успешной, если в ходе приспособления молодого специалиста достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и учащимися). В сфере отношений и взаимодействия с коллегами отмечается психологический комфорт, а психофизиологическое состояние не приводит к появлению нервно-психических заболеваний.

Заключение:

Диагноз свидетельствует, что чувство темпа развито недостаточно, то рекомендуется дальнейшая коррекционно-развивающая работа. Эта работа начинается с анализа результатов диагностики и определения корректирующих воздействий. Если количество ударов меньше 30, это свидетельствует о том, что обучаемый замедляет темп воспроизведения. Ему нужно порекомендовать в следующем цикле ускорить темп. Если количество ударов больше 30, это свидетельствует о том, что обучаемый убыстряет темп воспроизведения. Ему нужно дать рекомендацию в следующем цикле замедлить темп.

Далее процедура диагностики повторяется, превращаясь в процедуру развития. В процессе выполнения заданий обучаемый получает необходимую обратную связь и учитывает корректирующие указания обучающего. Эффективным корректирующим приемом является мысленное наложение на заданный темп компьютером музыкального материала. После прекращения звуковых сигналов, подаваемых компьютером, обучаемый продолжает мысленное прослушивание музыки в том же темпе, а по сигналу красной лампочки на панели прибора начинает постукивать в темпе представляемой музыки.

Список литературы:

1. Акимова Л. Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.

2. Ащепков В. Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. Ростов-н/Д. , 1997. 144 с.

3. Корнешов А. А. Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте. – М. , 2003. – 141 c.

4. Мороз А. Г. Адаптация молодого учителя. – Киев, 1990. – 52 с.

5. Попов А. Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М. : Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. – 152(219) с.

6. Родионов А. В. Психодиагностика психомоторных способностей. – М. , «ФКиС», 1973.

7. Соловьёв Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие. Ч. 1 и 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 346 с.

8. Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена. М. , «ФКиС», 1984.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: