• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:26
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:музыки, человека, восприятия, исследования, восприятие, музыкального, музыка, влияние, слушателя, музыку, состояние, музыкальные, гипоталамус, роль, должны
Процент оригинальности:
70 %
Цена:200 руб.
Содержание:

Введение 2-3

Глава 1: Психофизиологический аспект восприятия и влияния музыки

1. 1 Психофизиологические реакции человека, связанные с восприятием музыки 4-6

1. 2 Восприятие музыкального ритма и его влияние на слушателя …………. 7-9

Глава 2: Музыкальное переживание, как психический феномен

2. 1 Роль эмоций в восприятии и влиянии музыки на человека. Положительные и отрицательные эмоции в музыки 10-14

2. 2 Темперамент и характер музыкального произведения. Влияние личностных особенностей на процесс музыкального восприятия и воздействия 15-18

2. 3 Адекватность музыкального восприятия 19-21

Заключение 22-24

Литература 25-26

Вступление:

В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах.

Актуальность: С изобретением устройств, позволяющих прослушивать музыку в любом месте и в любых количествах, музыка прочно вошла в нашу повседневную жизнь, стала фоном нашей жизни. С чем связана такая тяга человека к постоянному прослушиванию музыки? Какую музыку мы выбираем из огромного количества стилей, направлений, композиций, на чём основаны и как могут отразиться на нас наши музыкальные предпочтения? Как может сказаться ежедневное прослушивание музыкальных произведений на эмоциональном и психическом состоянии человека? Исследование этого влияния является важной задачей, так как позволяет не только оценить степень и характер этого влияния, предотвратить возможные нежелательные последствия, но и сознательно воздействовать на психофизиологические процессы средствами музыки, использовать её в терапевтических целях.

Цель работы: Исследование восприятия музыки и её воздействия на человека.

Объект исследования: восприятие.

Предмет исследования: особенности восприятия музыки человеком.

Задачи исследования:

1. Исследовать влияние музыки на психофизиологические процессы, протекающие в организме человека в момент восприятия.

2. Установить связь музыки и эмоциональных состояний слушателя.

3. Исследовать факторы, влияющие на восприятие музыки: характеристики произведения, личностные особенности слушателя, адекватность музыкального восприятия слушателя, восприятие времени в музыке.

4. Выявить основы возникновения индивидуальных музыкальных предпочтений, силы и глубины чувств, переживаемых слушателем в процессе восприятия музыкальных произведений.

5. Определить роль музыки и её значение в жизни человека.

В первой главе данной работы будет рассмотрен психофизиологический аспект исследования (объект исследования).

Во второй главе более детально будут освещены вопросы психических феноменов, связанных с восприятием и воздействием музыки на человека (предмет исследования).

Заключение:

Искусство требует ответа, побуждает к известным действиям и поступкам. Музыка побуждает нас к чему-либо, действует на нас раздражающим образом, но самым неопределенным, то есть таким, который непосредственно не связан ни с какой конкретной реакцией, движением, поступком. В этом видим мы доказательство того, что она действует просто катартически, то есть проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стесненные силы. Действие музыки сказывается неизмеримо тоньше, сложнее, путем, так сказать, подземных толчков и деформаций нашей установки. Оно может сказаться когда-нибудь совершенно необыденно, хотя в немедленном действии оно не получит своего осуществления.

Моя точка зрения заключается в том, что я вижу роль музыки в оказываемом ею терапевтическом и исцеляющем психику эффекте. Музыка способна вызывать в человеке очень глубокие и сложные чувственные переживания, выходящие за рамки простого настроения, эмоционального фона и восемь базовых эмоций. Но я не поддерживаю подхода, разделяющего эмоции на жизненные и эстетические. Я полагаю, что музыка не создаёт, не генерирует в человеке чувств и эмоций не присущих ему, но может вызвать переживаний неведомых слушателю ранее. На мой взгляд, для глубокого восприятия музыки необходим личный чувственный опыт. Наши музыкальные предпочтения, на мой взгляд, зачастую бессознательны и, как мне кажется, во многом основаны на потребности в высвобождении и переживании своих собственных чувств. То есть мы выбираем музыку, соответствующую нашему психическому состоянию и тем эмоциям, которые преобладают в нас на данном этапе жизни. Переживаем вслед за певцом и композитором радость, блаженство, печаль, тоску, смятение…

В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы, поставленные в рамках задач исследования, выделим основные тезисы.

1. Экспериментальными данными подтверждается влияние, оказываемое музыкой на психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя. Музыка способна усилить метаболизм в теле, влияет на ритм сердечных сокращений, ускоряет дыхание, влияет на биоритмы, таким образом, даёт физическую основу для генезиса эмоций.

2. Большая роль в преобразовании музыкальных звуков в эмоциональные переживания отводится гипоталамусу, который так же выполняет в организме роль регулятора биологических ритмов и одновременно является «носителем» так называемого «центра удовольствия». Когда все биоритмы тела строго синхронны, человек себя великолепно чувствует и находится в состоянии близком к блаженству. Представляется возможным предположить, что люди любят и стремятся к частым прослушиваниям музыки в силу тяги к «правильным» синхронным ритмам, заложенным в музыкальных произведениях.

3. Установлена связь между музыкальными ритмами и биоритмами человеческого мозга. Сделано предположение, что, сильные музыкальные переживания возникают у индивида в момент резонанса музыкального биоритма произведения и доминирующего биоритма его мозга, что предположительно может так же являться и основой музыкальных предпочтений индивида. Ритмы человека способны сонастраиваться с музыкальными ритмами. Этот феномен получил название «эффект навязывания ритма». Наиболее сильно он выражен у индивидов, чья нервная система характеризуется как слабая, что позволяет предполагать у данных индивидов способность к более сильным и тонким музыкальным переживаниям, большую предрасположенность и любовь к музыке в целом.

4. Восприятие и воздействие музыки тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается, переходя в процесс осмысления.

5. Каждое музыкальное произведение имеет свой характер и темперамет, чувства заложенные в него автором. Тем не менее восприятие не всегда адекватно считывает посылы, заложенные автором.

6. На восприятие музыки оказывают значительное влияние индивидуально личностные характеристики слушателя. Такие как: психическое и эмоциональное состояние, степень новизны музыкального стиля для слушателя, индивидуальные предпочтения, степень музыкальной грамотности. Темперамент слушателя так же способен оказывать некоторое влияние на процесс восприятия, тем не менее прямой и сильной связи в результате проведённого эксперимента обнаружено не было.

7. На мой взгляд, роль музыки в оказываемом ею терапевтическом эффекте, который основан на высвобождении и переживании чувств слушателя.

Несомненно, тема «Влияние музыки на человека» представляет интерес для дальнейшего более детального исследования. Например, интересно исследовать особенности выбора и восприятия индивидами определённых музыкальных стилей, а так же трансового эффекта «клубной» музыки и др.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. «Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение. – Вопросы науки о поведении ребёнка и взрослого», Владикавказ, 1928

2. Асафьев Б. В. «Речевая интонация» - М. , - Л. , 1965.

3. Беляева - Экземплярская С. Н. «Заметки о психологии восприятия времени в музыке» // Проблемы музыкального мышления. - М. , 1974.

4. Блум Ф. , Лезерсон А. , Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М. : Мир, 2006г.

5. Бочкарев Л. Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия 2007 №3

6. Бочкарев Л. Л. «Психология музыкальной деятельности» - М. , 1997.

7. Выготский Л. С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.

8. Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т. 1. М. , 1934.

9. Изард К. Э. «Психология эмоций». / Перев. С англ. -СПб. : Питер, 1999 г.

10. Марахасин В. С,. Цехановский В. М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.

11. Медушевский В. В. «О содержании понятия «адекватное восприятие»». //Восприятие музыки. - М. , 1980.

12. Милнер П. Ф. «Физиологическая психология». / Пер. с англ. , М. : Мир, 1973.

13. Петрушин В. И. «Моделирование эмоций средствами музыки». //Вопросы психологии 1988 №5.

15. Петрушин В. И. «Психологические модели отражения действительности». // Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.

16. Петрушин В. И «Психология музыкального восприятия». //«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.

17. Ражников В. Г. «Партитурная транскрипция» // Вопросы психологии 1980. № 1.

18. Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного воспитания». // Известия АПН РСФСР. - М. -Л. , 1947, вып. 11.

19. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». // Проблемы индивидуальных различий. - М. , 1961.

20. Уолтер Г. «Живой мозг». М. , 1966г.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: