• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Рассмотрение особенностей трансактного анализа Эрика Берна

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:29
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:может, анализ, игры, анализа, между, личности, трансактного, трансакции, ребенок, врач, время, себе, человек, могут, является
Процент оригинальности:
91 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Возникновение и развитие трансактного анализа. 5

1. 1. История развития трансактного анализа 5

1. 2. Понятие и теоретические основы трансакций 8

1. 3. Игры. 13

Глава 2. Трансактный анализ и психотерапия. 16

2. 1. Понятие трансактного анализа 16

2. 2. Результаты и итоги трансактного анализа 19

Заключение. 24

Литература. 27

Вступление:

Актуальность темы работы определяется тем, что трансактный (trans-action) анализ – это недавно возникший метод лечения эмоциональных расстройств. Хотя он является одним из видов психотерапии, применяющие его врачи назначают в некоторых случаях медикаменты и другие виды соматического лечения. Многие из практикующих трансакционный анализ имеют медицинское образование, но этим методом пользуются и другие специалисты в области психического здоровья, имеющие для этого надлежащую подготовку. В этом методе внимание сосредоточивается на трудностях, возникающих у пациента в отношениях с другими людьми, и на его неспособности построить эти отношения удовлетворительным образом. Подсознательными психическими процессами при этом занимаются меньше. Поэтому врач действует активно и прямо, не придерживаясь анонимной позиции. Такое деятельное участие врача является одним из характерных отличий этого нового метода лечения от ортодоксального психоанализа. Исторически трансакционный анализ вырос из психоанализа как один из способов проведения групповой терапии; но в последнее время некоторые опытные врачи применяют его также в индивидуальной и семейной терапии, а также в брачном консультировании.

Теория личности, лежащая в основе трансакционного анализа, исходит из наблюдений, согласно которым человек может нечто говорить, высказывая или подразумевая в скрытой или замаскированной форме нечто совсем иное. Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни.

В настоящее время регулярно и на постоянной основе работают научные семинары по трансактному анализу, на которых разрабатываются новые представления о человеческих проблемах. Особенно многообещающую область исследований, развившуюся в последнее время, составляет детальное изучение, каким образом матери или отцы разрешают своим детям преуспевать или терпеть неудачи. Из таких разрешений возникают сценарии жизни; эти сценарии, как было обнаружено, могут быть изменены или написаны заново. Теория и способы лечения, выработанные в трансактном анализе, постоянно расширяются и подвергаются проверке.

Значимость работы для науки и практики объясняется тем, что в работе рассмотрены принципы трансакционного анализа, постепенно развившиеся из внимательных наблюдений над тем, что люди проделывают друг с другом, объясняют, каким образом люди «надувают» самих себя и других, иногда с трагическими последствиями, и как они повторяют снова и снова такие шаблоны поведения.

Цель работы: рассмотреть особенности трансактного анализха Эрика Берна.

Задачи работы:

1) рассмотреть суть трансакций;

2) изучить историю возникновения трансактного анализа, рассмотреть основные игры;

3) дать понятие трансактного анализа и его компонентов;

4) сделать выводы.

Цель и задачи курсовой работы определяют ее логику и внутреннюю структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.

Заключение:

В заключение работы можно сделать следующие общие выводы:

В трансактном анализе под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них.

Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние «Родитель» содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся пожизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. п. ) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. п. ).

Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного». Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлены такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».

Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь-и-теперь» и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.

Важнейшим положением теории трансактного анализа является тезис о «переключении» или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться и более чем одном эго-состоянии.

Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа – «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Эрик Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр

Психотерапия, разработанная Э. Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от игр, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.

Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономногсти «Взрослого», в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями.

Несмотря на свою распространенность, методы трансактного анализа подвергаются критике как клиницистами, так и теоретиками психоанализа за узкий подход, не учитывающий особенности отношений между состояниями психики.

Список литературы:

1. Белкин А. И. Полвека после Фрейда: [Об исслед. в обл. психоанализа]. // Психологический журнал. - 1990. - т. 11, №4. - С. 118-121.

2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. М. : - Фаир-Пресс, 2001г. , 448 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского; Послесловие Л. Г. Ионина и М. С. Мацковского. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 640 с.

4. Берн Э. Психоанализ и психотерапия для несведущих. М. : - АСТ, 2000 г. 416 с.

5. Берн Э. Секс в человеческой любви. М. : - АСТ; 1997 г. 35 с.

6. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М. , 1994.

7. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. М. , 1992 г. – 224 с.

8. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М. , 1996.

9. Бодалев А. А. Личность в общении. М. , 1994. 272 с.

10. Вудкок М. , Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М. . 1991.

11. Горностай П. , Титаренко Т. (ред. ) Психология личности: словарь-справочник. К. : "Рута", 2001.

12. Джеймс М. , Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансактивный анализ с гештальт-упражнениями. М. , 1993.

13. Каппони В. , Новак Т. , Сам себе психолог. СПб. , 1994. Серия «Искусство быть».

14. Козлов Н. Н. . Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день. М. , 1993.

15. Кондаков В. С. , Злотухина О. Н. Личность наизнанку. Ижевск, 2000.

16. Лейбин В. М. , Овчаренко В. И. Антология российского психоанализа, том 1. М. : - МПСИ, 1999, 848 с.

17. Мелибруда Е. Я. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. М. , 1986.

18. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. - М. : "Педагогика-Пресс", 1996.

19. Романова Е. С. , Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. М. , 1996.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. // Сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб: Издательство "Питер", 2000.

21. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. ,1984. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. ,1990.

22. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.

23. Фридман Дж. , Комбс Д. Конструирование иных реальностей // Пер. с англ. В. В. Самойловой. М. : нез. Фирма "Класс", 2001 г. , 368с.

24. Хип М. , Драйден У. Практическая психология. Спб. : - Питер, 2001 г. , 352 с.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. // Пер. Хавина А. Б. М. : "КСП", 1996.

25. Холл К. С. , Линдсей Г. Теории личности. М. : "КСП+", 1999.

26. Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1985.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: