• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Сенсорное воспитание

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:38
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детей, предметов, развития, ребенка, дети, развитие, занятий, сенсорных, занятия, задания, ребенок, детьми, возраста, психического, жизни
Процент оригинальности:
69 %
Цена:400 руб.
Содержание:

Глава 1. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста 3

1. 1. Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста 3

1. 2. Методика сенсорного воспитания дошкольников 6

1. 3. Сенсорные эталоны 15

Глава 2. Анализ психолого-педагогических коррекционных программ по развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18

2. 1. Коррекционно-развивающие задачи на развитие сенсорных эталонов 24

2. 2. Диагностика психического развития детей 3-7 лет 27

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложения 35

Вступление:

Сенсорное воспитание играет большую роль в развитии дошкольников с задержкой психического развития. Этим вопросом занимались такие ученые как З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова. Здоровье ребенка (физическое и духовное), зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных задач педагогов и родителей – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего поведения. Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что дошкольный период – один из наиболее ответственных и важных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир. Поэтому воспитание сенсорной сферы детей с ЗПР служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы; это эффективное средство воспитания и развития сенсорных эталонов, но до сих пор методические рекомендации и программы к её использованию не разработаны.

Проблема: противоречие между необходимостью формирования сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этого вопроса в методической литературе для дефектологов, с другой стороны.

Объект: педагогический процесс преодоления нарушения сенсорных представлений об окружающем мире.

Предмет: сенсорная комната как средство преодоления нарушения сенсорных представлений об окружающем мире.

Цель: определить роль сенсорной комнаты в воспитании дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза: коррекционно-развивающая работа будет эффективной, если ее содержание будет строиться в соответствии с особенностями формирования сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

1. изучение этапов воспитания сенсорных эталонов;

2. изучение структуры сенсорной комнаты;

3. использование сенсорной комнаты как средство преодоления нарушения сенсорных представлений об окружающем мире.

Заключение:

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны, неотчётливы и непрочны.

Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, - должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития.

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

В раннем возрасте ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия с детьми должны строится так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.

На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему, знакомится с явлениями не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы и кино. При этом действительность предстаёт пред нами в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщённом виде.

Значит ли это, что отпадает нужда в развитии способности восприятия, направленного непосредственно на явления природы, на предметы и их комплексы, созданные руками человека? Конечно, нет: жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать, начиная с самого рождения.

Список литературы:

1. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий/ авт. -сост. Т. П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 79с.

2. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозайка-Синтез, 2009. – 72с.

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-е изд. , испр. и доп. – М. АРКТИ, 2008. – 80с. : ил. (Развитие и воспитание)

4. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/ Широкова Г. А. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 256с. – (Школа развития)

5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008. – 88с. : ил. (Развитие и воспитание)

6. Войлокова Е. Ф. , Андрухович Ю. В. , Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005. – 304с. (Серия «Специальная педагогика»).

7. Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук, М. , 1975.

8. Венгер Л. А, Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М. : Просвещение 1988. – 144с.

9. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада, М. , 1983 г.

10. Вайнерман С. М. , Большов А. С. , Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. -2001.

11. Запорожец А. В. , Усова А. П. Сенсорное воспитание дошкольников. М. : Академия педагогических наук. –1963.

12. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка – М. Школа –Пресс. -2001.

13. Ананьев Б. Г. , Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М. , 1964.

14. Ендовицкая Т. Е. , Зинченко В. П. , Рузская А. Г. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. , 1964.

15. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. - М. , 1968.

16. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста/Т. Л. Богина, Т. Г. Казакова, Е. А. Тимофеева и др; Под ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. - М. :Просвещение,1987.

17. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1981.

18. Власова Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления. М. , 1976.

19. http://www. formychild. ru/cgi-bin/toys. cgi?stp=art_card&id=1204

20. http://www. childpsy. ru/dissertations/id/18670. php

21. http://www. eduhmao. ru/info/1/3834/24634/