• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Социально-психологическая адаптация выпускников детского дома к самостоятельной жизни

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:59
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детдом, детектив, работа, Жизнедавец, детски, детско-юношеский, деталесмена, проблема, сирокко, временами, детдомовец
Процент оригинальности:
70 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Введение 3-6

1. Теоретические основы социальной работы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

7-18

1. 1 Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»

7-11

1. 2 Деятельность социального работника с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

12-18

2. Социально-психологическая адаптация воспитанников детских домов

20-29

2. 1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме

20-24

2. 2 Проблемы социально-психологической адаптации воспитанников детского дома к социальному окружению

25-28

3. Особенности технологии социально-психологической адаптации выпускников детского дома «Приют» города Барнаула к самостоятельной жизни

29-42

3. 1 Деятельность специалистов детского дома по формированию социально-психологической адаптации воспитанников 29-35

3. 2 Особенности социально-психологической адаптации детей на примере Барнаульского детского дома «Приют». 36-42

Заключение 43-45

Список использованной литературы 46-48

Приложения 49-59

?

Вступление:

Актуальность темы обусловлена тем, что в нашей стране проблема сиротства одна из наиболее серьезных и трудноразрешимых. К сожалению, несмотря на принимаемые меры, число детей, получающих статус «сироты», ежегодно увеличивается как в целом по стране, так и в Алтайском крае. Сейчас в нашей стране насчитывается больше детей-сирот (около 800 тысяч) [11,152], чем в военные 1940-е годы (678 тысяч). В наше время 2/3 детей-сирот в России попадают под разряд «социальные», то есть ставшие сиротами при живых родителях[8,23]. Что касается Алтайского края, то тут проблема сиротства также велика. В 44 детских домах и 32 школах-интернатах воспитывается около трёх тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них почти 90% - социальные сироты[17,4].

Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения

в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой

социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители

данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном

самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских

отношений, значительная их часть пополняет ряды правонарушителей.

Около 15000 детей ежегодно выходят из детских домов. По прогнозам

Генеральной прокуратуры РФ, в течение нескольких лет после этого 5000

из них становятся безработными, 6000 — бездомными, у 3000 будут

судимости и 1500 покончат с собой[16,70].

Для успешной социальной адаптации выпускников детских домов, для их полноценного включения в общество необходимо создать соответствующие условия. Поэтому исследование условий социальной адаптации с целью их оптимизации является исключительно актуальной проблемой.

Разработанность темы в научной литературе

Данная тема мало разработана в отечественной литературе, хотя в настоящее время наблюдается возрастание интереса к ней. В целом проблемы сиротства детей, условия существования потенциальных сирот («детей группы риска») раскрыты в работах В. И. Брутман, , И. Ф. Дементьевой, Н. П. Ивановой, И. Б. Назарова , Л. М. Шипицыной и др.

Проблемы адаптации выпускников детских домов следует рассматривать в контексте общих вопросов социальной адаптации, которые раскрываются в работах В. А. Абельбейсова, Р. А. Зобова, В. Н. Келасьева, 3. А. Даниловой, Л. Н. Саввы и большого числа других авторов. Ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (М. М. Арошенко, И. Ф. Дементьева, И. Г. Жирицкая, Л. К. Сидорова и другие).

В зарубежной литературе проблематика социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также широко представлена описанием альтернативных форм их воспитания (У. Бюргер, Р. Гюндер, X. Тирш, В. Пост, П. Хансбауер), однако, эти формы в большинстве случаев не могут быть перенесены на российскую действительность.

С позиций витализма, в русле формирующейся концепции жизненных сил человека барнаульские исследователи предлагают рассматривать деформацию жизненных сил подростков в ситуации нарушения процесса социализации и искажения жизненных планов и перспектив (Л. Г. Гуслякова, Л. Д. Деминати др. ).

Новизна. Анализ литературы, посвященной исследованию сиротства, демонстрирует наибольший интерес авторов к исследованию социально-педагогических, психологических аспектов сиротства, я в своей работе сделала акцент на технологическую составляющую, способствующую разрешению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическая значимость заключается в том, что полученные выводы и рекомендации могут быть использованы при решении актуальных проблем адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Объектом моей работы являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (выпускники детского дома).

Предметом являются условия социальной адаптации выпускников детских домов.

Цель: исследовать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особого клиента социальной работы, а также условий социально-психологической адаптации выпускников детских домов и разработка рекомендаций по их оптимизации .

На основе цели исследования были выделены следующие задачи:

- Рассмотреть и уточнить понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «социальные сироты», а также «адаптация» и «дезадаптация»

- Изучить деятельность социального работника с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

- Исследовать условия социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов

- Выявить проблемы социально-психологической адаптации воспитанников и выпускников детских домов

- Рассмотреть особенности реализации технологии социально-психологической адаптации в детском доме «Приют» города Барнаула

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение опыта деятельности социальных служб по решению проблем сиротства.

Структура. Курсовая работа состоит из ведения, трех глав (все главы содержат по два параграфа), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава характеризует социальную работу с детьми-сиротами, ее теоретические аспекты. Во второй главе рассматривается социально-психологическая адаптация воспитанников детских домов к условиям и в условиях детского дома, а также выпускников детских домов к самостоятельной жизни и социальному окружению. Третья глава характеризует региональный аспект технологии социально-психологической адаптации воспитанников детских домов на примере Барнаульского детского дома «Приют».

Заключение:

На основании выше изложенного мы пришли к следующему:

Дети-сироты – это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем. Но можно, все же, не совершать тех ошибок, которые снижают адаптационный потенциал сироты, и «запускают» его социализацию и адаптацию в неправильное русло.

Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Специалисты выделяют основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или самоустранение. Первый способ предполагает, что личность изменяет скорее, себя, чем обстоятельства. Этот способ является более предпочтительным, по сравнению со вторым. В нормальной семье ребенок вместе с родительской заботой получает и адаптационный потенциал. Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи[16,71].

Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, полученными в государственном учреждении. Многие государственные учреждения в силу объективных причин не в состоянии построить воспитание и обучение детей так, чтобы они могли использовать и наращивать адаптационный потенциал. Дети-сироты, как правило, ни по уровню обучения, ни по уровню воспитания, не способны конкурировать с «домашними» детьми[15].

В ходе работы по социально-психологической адаптации были вскрыты следующие проблемы воспитанников:

1. Проблемы социального характера:

– перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальными пребыванием в неполноценной, опасной социальной ситуации;

– социальный статус ребенка-сироты – «ребенок государства».

2. Проблемы медицинского характера:

– патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;

– тяжелые психические травмы, нервные расстройства, задержка развития;

– ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии.

3. Психологические проблемы:

– ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви;

– эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним;

– несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;

– повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;

– нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).

4. Педагогические проблемы:

– социально-педагогическая запущенность детей;

– девиантное поведение;

– низкий уровень культуры;

– высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.

Полученные выводы говорят о необходимости организации социальной адаптации.

Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее:

– реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;

– непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;

– ограничивать влияние негативных социальных факторов;

– развивать навыки межличностного общения у учащихся;

– пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;

– информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков;

– выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;

– проводить первоначальные ознакомительные беседы.

Список литературы:

1. Абельбейсов В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях [Текст] / В. А. Абельбейсов// Социальная политика и социология. - 2009. -№ 3. - С. 167-174.

2. Алтайский край вошел в список регионов-лидеров по возвращению сирот в «сиротство»[Электронный ресурс]//Информ. агенство «АМИТЕЛ». -2009. -Режим доступа: http://www. amic. ru/news/88673/ - Загл. с экрана.

3. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка[Электронный ресурс]//Журнал СОЦИС, 1992. -№ 10. - С. 62-70. -Режим доступа: http://dom-sirote. ucoz. com/010. DEMENTIEVA. pdf - Загл. с экрана.

4. Детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае столько, что ими можно заселить район

[Электронный ресурс]//Информ. агенство «Регнум». -2008. -Режим доступа: http://www. regnum. ru/news/1023619. html. / - Загл. с экрана.

5. Дети социального риска и их воспитание [Текст] : уч. пособие/ под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2003. -144 с.

6. Дети-сироты- управление Алтайского края по образованию и делам молодежи [Электронный ресурс]//Барнаул. -2011. -Режим доступа: http://www. educaltai. ru/celprog/kraimegved/detialt/siroti/index. html- Загл. с экрана.

7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития[Текст]/ Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Полиграфсервис,1998. -336 с.

8. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций/ Н. Ф. Дивицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 287 с.

9. Доклад начальника управления края по образованию и делам молодежи Ю. Н. Денисова на расширенном заседании коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодежи (29. 02. 2008 г. ) [Электронный ресурс]//Барнаул. -2011. -Режим доступа: http://www. altairegion22. ru/search/- Загл. с экрана.

10. Зиновьева Н. О. Психология и психотерапия насилия [Текст] : Ребенок и кризисные ситуации/ Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова,2003. -247 с.

11. Коваленко Т. Н. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: стратегии социального управления [Текст] / Т. Н. Коваленко/ Социальная политика и социология. - 2009. -№ 3. - С. 152-166.

12. Коваленко Т. Н. Усыновление как одна из форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мотивы и условия [Текст]//Социология социальной работы. Социальная квалиметрия: ежегодник/ Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой. - М. : РУСАКИ:,2008. -С. 51-56.

13. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы [Текст]/ Под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб. : ИСПиП,2000. -108 с.

14. Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]// Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : ИСПиП,2000. -54 с.

15. Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://ecsocman. hse. ru/text/19160640. html - Загл. с экрана

16. Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот [Текст] / И. Б. Назарова/ Социологические исследования. - 2001. -№ 4. - С. 70-77.

17. Обеспечение на территории края прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : спец. доклад / Уполномоч. по правам человека в Алтайском крае, 2006. - 42 с.

18. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] :под общ. ред. В. И. Жукова, акад. РАН, 2009. -450 с.

19. Психология детей сирот [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://deti. zp. ua/show_title. php?keyword=psych- Загл. с экрана

20. Рассохина И. Ю. Участие российского института социальной политики в решении проблемы сиротства [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. социол. наук/ И. Ю. Рассохина, 2005. -26 с.

21. Семья, дети: факты и проблемы[Текст]//Аналитический вестник Совета Федерации СФ РФ. №11,2008. -С. 25-30.

22. Сидорова Л. К. Организация и содержание работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Текст] : Метод. пособие / Л. К. Сидорова. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 101 с.

23. Социальная работа [Текст] : Учеб. пособие/ под общ. ред. В. И. Курбатова. - Ростов н/Д. : Феникс,2003. -480 с.

24. Фирсов М. В. Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М. : Владос, 2000. -432 с.

25. Холостова Е. И. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е. И. Холостовой. - М. :ИНФРА, 2002. -325с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: