• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Социально-психологический климат

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:71
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:коллектива, климат, климата, деятельности, испытуемых, эмоционального, выгорания, симптом, социальнопсихологического, является, группы, людей, социальнопсихологический, членов, коллективе
Процент оригинальности:
55 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………. . . ……. . 2

Глава 1 Социально-психологический климат и эмоциональное выгорание личности……. . . 5

1. 1 Социально-психологический климат и его восприятие …………………………………. . 5

1. 2 Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса……………………. . 16

1. 3 Взаимосвязь восприятия социально-психологического климата и эмоционального выгорания личности. …………………………………………………………………………28

Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………. . . 38

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологического

климата и эмоционального выгорания личности……………………………………………. 40

2. 1 Организация исследования………………………………………………………………. . . 40

2. 2 Статистический анализ и описание полученных результатов……. …………. . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………. . …. 67

Заключение…………………………………………………………………………………. . …. 68

Список литературы…………………………………………………………………………. . …70

Вступление:

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Существуют несколько определений понятия социально-психологический климат.

Так, Е. С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. (Кузьмин Е. С. )

Б. Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В. М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»:

1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан,

2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе;

3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. (Шепель В. М. , 1974)

Р. Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей. (Шакуров Р. Х. )

По мнению К. К. Платонова и В. Г. Казакова, социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой. (Платонов К. К. , Казаков В. Г. )

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность исследования:

Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.

Цель работы:

Выявить взаимосвязь влияния социально-психологического климата и эмоционального выгорания личности.

Задачи:

1. Подобрать и проанализировать литературу по проблеме социально-психологический климат и эмоциональное выгорание личности.

2. Подобрать методики по исследуемой теме; организовать практическое исследование; провести практическое исследование.

3. Определение выборки: ученики. Работники компании «Росгосстрах» в возрасте от 21 до 42 лет.

4. Проведение исследования.

5. Обработка и интерпретация результатов.

Гипотеза:

Восприятие социально-психологического климата взаимосвязано с эмоциональным выгоранием личности.

Выборка:

Работники компании «Росгосстрах» (Российская государственная страховая компания). Всего исследовано 50 человек в возрасте от 21 до 42 лет.

Предмет исследования:

Социально-психологический климат коллектива и его взаимосвязь с эмоциональным выгоранием личности.

Методы: анализ литературы, выбор эмпирических методик, метод количественной и качественной обработки, интерпретация методик.

Методики: «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко, СПК-1, СПК-2

Заключение:

Сплоченность трудового коллектива зависит от социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал.

Социально-психологический климат – это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения. Он является одним из наиболее важных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека и может быть положительным (здоровым и благоприятным) и отрицательным (неблагоприятным). Значительное влияние на социально-психологический климат оказывает профессиональная и психологическая совместимость членов коллектива. Игнорирование или недооценка фактора совместимости при формировании отделов и подразделений коллектива может привести к конфликту и даже распаду коллектива, а также к появлению симптомов эмоционального выгорания и усиливанию уже имеющихся.

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно.

В данной работе нами было проведено исследование взаимосвязи влияния социально-психологического климата на эмоциональное выгорание личности, в ходе которой мы выявили характер социально-психологического климата в коллективе и влияния на него эмоционального выгорания.

По результатам, полученным в ходе исследования можно сказать следующее:

1. Как в первой, так и во второй группах, по мнению испытуемых, социально-психологический климат в коллективе является благоприятным.

2. Синдром эмоционального выгорания более выражен в первой группе испытуемых.

3. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Расширение сферы экономии эмоций», «Эмоционально-нравственная дезориентация», «Редукция профессиональных обязанностей».

4. Наиболее выраженной фазой синдрома эмоционального выгорания является фаза «Резистенция», которая как в первой, так и во второй группе испытуемых наиболее выражена и находится в стадии формирования. Такая выраженность может быть связана с возрастным фактором испытуемых.

Результаты, полученные в ходе исследования подтвердили выдвинутую ранее гипотезу о том, что влияние социально-психологического климата взаимосвязано с эмоциональным выгоранием личности.

Список литературы:

1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М. , Просвещение,1989г.

2. Голубева Н. В. , Иванюк М. И. Различия в коммуникативном поведении при решении групповых задач // Человек и общество. Л. , 1966г. Вып. 1

3. Григорьев М. В. Психология труда. Конспект лекций. М. : Высшее образование,2006г.

4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб. : Питер, 2003г.

5. Диагностика эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко)/ Фетискин Н. П. , Козлов В. В. , Мануйло Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. , Изд-во Института Психотерапии, 2002г.

6. Истратова О. Н. , Эксакусто Т. В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.

7. Конялева С. В. Психологические основы управления персоналом. СПб. , 1998г.

8. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. СПб. : Питер, 2006г.

9. Кошелева С. В. Психологические основы управления персоналом. СПб. , 1998г.

10. Кравченко А. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов ВУЗов. М. : Академический проспект, 2000г.

11. Кулагин Б. Ф. Основы профессиональной психодиагностики. М. : Медицина, 1984г.

12. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом. М. : КНОРУС, 2007г.

13. Лукичева Л. И. управление организацией. Учебное пособие. 3-е издание. М. :ОМЕГА-Л, 2007г.

14. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб. : Речь, 2005г.

15. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб. : речь, 2004г.

15. Обозов Н. Н. Межличностные отношения // Социальная психология. Ответственный редактор Кузьмин Е. С. , Семенов В. Е. Ленинград, 1979г. (с 161).

17. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. , сентябрь.

18. Психология. Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов. Под редакцией Аверина В. А. С-Пб. , 2003 год.

19. Парыгин Д. Б. социально-психологический климат коллектива. М. , 1982г.

20. Промышленная социальная психология. Под редакцией Кузьмина Е. С. , Свенцицкого А. Л. , 1982г.

21. Психология состояний. Хрестоматия / Составители Васильева Т. Н. , Габдреева Г. Ш. , Прохоров А. О. / Под ред. проф. Прохорова А. О. М. :ПЕР СЭ; СПб. : Речь, 2004.

22. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Ленинград, 1990г.

23. Рощин С. К. Об исследованиях социально-психологического климата в США // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М. , 1979г.

24. Рубахин В. Ф. , Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М. , 1973г.

25. Свенцицкий А. Л. Социально-психологическое управление. Ленинград, 1986г.

26. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб. ,1998г.

27. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья, интернет.

28. Управление персоналом организации: учебник/под ред. А. Я. Кибанова. М. : ИНФРА-М, 2004г.

29. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М. , 1977.

30. Якобсон С. Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.

31. Ярошевский М. Г. , Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М. , 1974.