• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Связь вида страхов детей младшего школьного возраста с методами их коррекции

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:84
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:страбизм, детектив, страхование, страх, деталесмена, детски, могул, боязно, ПО
Процент оригинальности:
63 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Введение.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ.

1. 1 Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе.

1. 2 Природа детских страхов.

1. 3 Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка.

1. 4 Способы коррекции детских страхов.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Обзор диагностических методик. Анализ результатов исследования. Коррекция детских страхов на примере школьного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вступление:

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек¬тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг¬ностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является зада¬ча поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Объект исследования: аффективная сфера младшего школьника.

Предмет исследования: связь вида страхов детей младшего школьного возраста с методами их коррекции.

Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в младшем школьном возрасте.

Гипотеза:

1. Эффективность снижения уровня различных страхов младших школьников обусловлено воздействием соответствующих методов психокоррекции.

2. Для детей младшего школьного возраста характерны следующие виды страха, как страх больничной палаты и врачей, страх публичного выступления, страх темноты.

Задачи:

Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий.

Изучить психологические причины формирования детских страхов.

Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка.

Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в младшем школьном возрасте.

Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у младших школьников.

Методологической основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А. И. Божович, Л. С. Выготского, А. И. Леонтьева, А. В. Запорожец, Л. А. Петровской, Т. М. Мишиной, А. С. Спиваковской, К. Д. Ушинским, А. Т. Лидерс, К. Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Ч. Спилбергера, Ф. Перлза, Э. Фромма, Дж. Уотсона, Г. С. Салливан, В. Э. Гебзаттель, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический анализ.

В наших исследованиях применялись: методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой, проективная методика изучения страха А. И. Захарова «Мои страхи», опросник для оценки уровня тревожности Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, опросник для выявления страха разлуки П. Бейкер и М. Алворд, а так же проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.

Заключение:

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные пробле¬мы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных школь¬ников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональ¬ных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Список литературы:

1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание. - 1994. - №9. - с. 66- 68.

2. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : АПН СССР, 1987.

3. Божович Л. И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : АСТ, 1995.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М. : Педагогика, 1995. - 181с.

5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб. : Питер, 2001. - 278с.

6. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений обще¬ния младших школьников в игровой группе // Семья в пси¬хологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. , 1998. - 152с.

7. Вард И. Фобия. – М. : Проспект, 2002. – 78с.

8. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М. : Генезис, 2001. - 128с.

9. Волков Б. С. , Волкова Н. В. Психология развития человека. - М. : Академ. Проспект, 2004. - 224с.

10. Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью. - М. : «Феникс», 2006. - 106с.

11. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. Соч. – М. , 1982. – т. 4 – 336 с.

12. Гозман Л. Я. , Алёшина Ю. Е. , Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. – 1991. - №4 - с. 84-92.

13. Громова Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. – М. : УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с. : ил.

14. Гульянц Э. К. , Гриднёва С. В. , Тащеева А. И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы – 1994. – 114 с.

15. Данилина Т. А. , Зедгенидзе В. Я. , Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

16. Диагностика и коррекция психического развития школьника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск. : Университет, 1997. – 237с.

17. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета. - 2001. - №11. - с. 6-7.

18. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : Речь, 2005. – 320с.

19. Зверева О. Л. , Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. : Проспект, 1999. - 308с.

20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Михайлов А. М. Волшебный ис¬точник. СПб. : Питер, 1996. – 116с.

21. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 1997. – 66с.

22. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду. - 2003. - №5 . - с. 34.

23. Коренева Е. Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 75с.

24. Крюкова С. В. , Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. - М. : Генезис, 2003. - 204с.

25. Лебедева Л. Силуэт человека // Школьный психолог. - 2002. -№47. - с. 8-9.

26. Леви В. Л. Приручение страха. – М. : Метафора, 2006. - 192с.

27. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1991. - 223с.

28. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание. - 2004. - №10. -с. 30-32.

29. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. . - М. : Педагогика, 1990. - 272с.

30. Лосева В. К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. - М. : АПО, 1995.

31. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000. - 202с.

32. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. , 1994.

33. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М. : Книголюб, 2005. - 48с.

34. Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999. - №8. - с. 10-12.

35. Панченко С. А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог. - 2002. - №14. - с. 8-9.

36. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - с. 90-91.

37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 384с.

38. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом. - М. : изд-во «Плэйт», 2003. - 58с.

39. Романова Е. С. , Потёмкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М. : Дидакт, 1998. - 94с.

40. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. - М. : «Когито-Центр», 2001. - 63с.

41. Семиотика страха. Сборник статей. – М. : Русский институт: Европа, 2005. - 456с.

42. Снегирёва Т. Детские рисунки глазами психолога // Обруч. - 1996. - №5. - с. 5-6.

43. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М. : ,1988.

44. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание. - 1997. - №5. - с. 65-68.

45. Степанова В. А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду. - 2003. - №4. - с. 46-60.

46. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. – СПб. : Европейский дом, 2000. – 288с.

47. Флэйк – Хобсон К. , Робинсон Б. Е. , Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М. : АСТ- Пресс, 1998. - 314с.

48. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480с.

49. Фридстад М. , Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером. - СПб. : Питер, 2004. - 272с.

50. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г. В. Бурменская. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 264с.

51. Шапиро А. З. Психолого – гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. - 1994. - №4. - с. 45-46.

52. Шванцара Л. Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. - Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1980.

53. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384с.

54. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М. : Издат. дом. «Искатель», 1997. - 94с.

55. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб. : Валерии СПД, М. : ТЦ Сфера, 2002. - 112с

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: