• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Теоретические аспекты исследования проблемы руководства и лидерства

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:45
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:лидерства, группы, руководства, лидера, руководителя, деятельности, лидерство, лидер, организации, теории, является, руководитель, управления, отношений, которые
Процент оригинальности:
87 %
Цена:450 руб.
Содержание:

Введение 3

1. Теоретические аспекты исследования проблемы руководства и лидерства 5

1. 1. Понятие и функции руководства 5

1. 2. Лидерство как социально-психологический феномен 5

1. 3. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»: различие и сходство 5

2. Проблемы формирования процессов лидерства и руководства в социально-психологических концепциях 5

2. 1. Основные классические и современные западные теории лидерства 5

2. 2. Отечественные теории лидерства 5

2. 3. Классификация теорий и проблемное поле лидерства 5

3. Стили лидерства и руководства 5

3. 1. Теории лидерского поведения и руководства 5

3. 2. Факторы поведения руководителя. Деловой и бюрократический стиль 5

3. 3. Лидерские качества, обуславливающие успех руководителя. Взаимодействие лидеров и руководителей 5

Заключение 5

Список литературы 5

Вступление:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема лидерства и руководства – одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции. Руководство и лидерство - необходимые составляющие эффективного управления организацией, представляющие собой координацию отношений членов социальной группы и реализующие процессы социального влияния в коллективе.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.

Понятия "лидер" и "руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Цель работы – проанализировать проблемные аспекты руководства и лидерства в группах.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

- определить понятие «лидерство» и «руководство», их сходство и различие;

- рассмотреть проблемные аспекты взаимосвязи лидерства и руководства в социально-психологических теориях;

- проанализировать лидерские качества и стили руководства

Объект исследования - руководство и лидерство в группах.

Предмет исследования - особенности лидерства как типа взаимоотношений между руководителем и подчиненными в группах.

Теоретико-методологической базой являются положения и выводы из трудов российских и зарубежных исследователей в области социальной психологии, социологии организации, социологии лидерства, работы, в которых исследуются проблемы влияния лидерского потенциала руководителя на развитие группы.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Заключение:

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Одной из ключевых проблем в социальной психологии является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны

Руководитель и лидер — члены группы, которые занимают ведущее место в официальной и неофициальной внутригрупповой "табели о рангах". При этом традиционно руководителем принято считать такое лицо, на которое извне, чаще всего контролирующей данную организацию инстанцией, возложены право и обязанность налаживания, оценки, внутреннего контроля и управления той официально заданной деятельностью, необходимость реализации которой в решающей степени и обусловливает официальный статус вверенного ему подразделения.

Что касается лидера, то это — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, и на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер.

Существует несколько основных теорий лидерства: подход с позиции личных качеств объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств, поведенческий подход рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным, ситуационный подход утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик. Современные подходы постулируют эффективность адаптивного руководства — руководства, ориентированного на реальность. Оно означает применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией. Это позволяет трактовать лидерство не только как науку, но и как искусство управления

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Выделяют три классических стиля руководства: авторитарный, демократический, попустительский.

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает, что большую социальную систему общества, которая является живым организмом тяжело смоделировать и описать.

Список литературы:

1. Ананченко, М. Ю. Лидерство: преодоление стереотипов/ М. Ю. Ананченко // Преподаватель XXI век. - 2008. - N 4. - С. 49-56.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд. , испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 365 с.

3. Алыфанов, С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. С. 90–96.

4. Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности. - М. : УРАО,2008. - 112 с.

5. Ершов А. А. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы // Экспериментальная и прикладная психология. Л. , 1971. - Вып. 4. - С. 13.

6. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор корпоративного успеха / Даниэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки // Действенное лидерство. Пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

7. Журавлев А. Л. Индивидуальный стиль руководства коллективом. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 553 с.

8. Зиновьев, В. И. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом/ В. И. Зиновьев, И. В. Зиновьева // Менеджмент сегодня. - 2008. - N 6. – С. 324-337 .

9. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М. : Политиздат, 2009. - 279 с.

10. Крестов Б. И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 3. - С. 73-78.

11. Кричевский, Р. Л. Психология лидерства / Р. Л. Кричевский. – М. : Статус, 2007. – 542 с.

12. Кричевский, Р. Л. , Рыжак, М. М. Лидерство как структурный феномен // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. ? М: Аспект Пресс, 2009. С. 268?274.

13. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2009. – 416с.

14. Кудряшова, Е. В. Лидер и лидерство: Исслед. лидерства в соврем. западной общ. -полит. мысли/ Е. В. Кудряшова. - Архангельск : Изд-во Помор. междунар. пед. ун-та, 2008. - 253 c.

15. Лидерство и руководство малых группах [Электронный ресурс] – URL:. http://www. master-class. spb. ru/artleadership/2/8/

16. Минцберг Г. Действуй эффективно Лучшая практика менеджмента. Издательство: ПИТЕР СПб Год: 2011. – С. 288

17. Немов Р. С. Социальная психология: Краткий курс / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2008. – 208с.

18. Новикова, Е. Лидер - это, в первую очередь, высокая ответственность и очень высокие требования к себе/ Е. Новикова [и др. ] // Управление персоналом. - 2008. - N 1 (179). - С. 8-29 :

19. Новик, О. С. К проблеме личности руководителя в зарубежной психологии/ Новик О. С. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - N 81, февраль. - С. 25-30.

20. Определение лидерства российскими учеными [Электронный ресурс] – URL:http://www. univer. omsk. ru/omsk/socstuds/leadership/opred. htm)

21. Основные теории лидерства [Электронный ресурс] – URL:HTTP://WWW. GRANDARS. RU/COLLEGE/PSIHOLOGIYA/TEORII-LIDERSTVA. HTML

22. Парыгин, Б. Д. Лидерство как инструмент интеграции общности / Б. Д. Парыгин // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А. Л. Свенцицкий. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 512 с.

23. Парыгин Б. Д. Социальная психология / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2009. – 616 с.

24. Руководство и лидерство [Электронный ресурс] – URL: http://college. ru/economics/part2/25. htm

25. Сардарян, А. Лидер или руководитель?/ Анна Сардарян, Татьяна Комарова, Валерий Хожемпо // Секретарское дело. - 2007. - N 12. - С. 43-49.

26. Сергеева, О. Б. Лидерство и управление как компетенции руководителей среднего звена/ О. Б. Сергеева // Управление персоналом. - 2009. - N 19. - С. 57-60.

27. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. – М. , 2010. – 351 с.

28. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 416 с.

29. Сухов А. Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Сухов. – 2-е изд. , стер. – М. : Академия, 2009. – 240с.

30. Сыромятников, И. В. Развитие лидерского потенциала руководителей как цель субъектно-ориентированной системы психологического сопровождения/ И. В. Сыромятников, Э. В. Репин // Инновации в образовании. - 2010. - N 3. - С. 86-92. -

31. Туник А. Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теория и практика [Электронный ресурс] – URL: http://magazine. hrm. ru/liderstvo-i-lidery-v-organizacii-o-chem-govorjat-teorija-i-praktika

32. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и др. — М. , 2005. - С. 79.

33. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. I: Сборник статей / Отв. ред. Е. В. Кудряшова. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. университета, 2009. - 136 с.

34. Филонович С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2008. - № 2, - с. 19.

35. Чернышов А. С. , Белянский Ю. В. , Лунев Ю. А. и др. Программа молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам, – Курск, 2007, 54 с.

36. Чередниченко И. П. , Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

Готовые работы:

Рекомендованные документы: