• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Теоретические основы проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в усло-виях дома ребенка

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:70
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детей, навыков, ребенка, самостоятельно, культурногигиенических, навыка, дети, развития, действия, взрослого, действий, группы, дома, уровень, ребенок
Процент оригинальности:
68 %
Цена:4000 руб.
Содержание:

Введение……………………………………………………………………. . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в усло-виях дома ребенка…………………………………. . . 7

1. 1. Психологические особенности социальной депривации у де-тей, воспитывающихся в условиях дома ребенка…………. . . 7

1. 2. Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка…………………………………………………………. . 11

1. 3. Развитие культурно-гигиенических навыков в онтогенезе ………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

1. 4. Выводы по главе 1……………………………………………. . . 20

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, воспиты-вающихся в условиях дома ребенка…………………………………. . 21

2. 1. Цель, задачи, методика констатирующего исследования……21

2. 2. Анализ результатов констатирующего исследования………. 25

Выводы по главе 2………………………………………………………………. 40

Глава 3. Экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, воспиты-вающихся в условиях дома ребенка…………………………………. . 43

3. 1. Содержание и организация формирующего эксперимента…. . . 43

3. 2. Оценка эффективности экспериментальной работы по формированию культурно-гигиенических навыков……………….

Выводы по главе 3………………………………………………………………. .

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………. . .

Приложение………………………………………………………………………

Вступление:

В настоящее время считается доказанным, что семья является источни-ком и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, кото-рая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он доста-точно быстро обретает новую семью. Согласно статистическим данным в настоящее время в России зарегистрировано более 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5% от числен-ности всего детского населения (больше, чем в послевоенные годы). Только в Архангельской области более 300 детей воспитываются в специализирован-ных домах ребенка. Из них более четверти - в Областном доме ребенка, где сосредоточены наиболее тяжелые дети с поражением центральной нервной системы и врожденными аномалиями и пороками развития из Архангельской области и г. Архангельска.

Серьезная ситуация сохраняется со здоровьем воспитанников домов ребенка. Среди воспитанников высока доля нежеланных детей; рожденных родителями, страдающими алкоголизмом, туберкулезом, сифилисом, психи-ческими заболеваниями. Темпы прироста хронической патологии у таких детей в 2 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Заболе-ваемость детей в домах ребенка имеет тенденцию к росту. В ее структуре ведущее место (80%) занимают болезни нервной системы и органов чувств, наследственные заболевания и врожденные аномалии развития. Исследова-ния Шараповой (2008 год) показали, что 25% - 30% воспитанников домов ребенка – это дети с нарушениями интеллекта.

В вопросе воспитания детей-сирот необходимость коррекционной ра-боты приобретает особое значение, в силу того, что у большинства детей – воспитанников домов ребенка, наблюдающиеся явления ранней социальной депривации и имеющиеся интеллектуальные нарушения, значительно усу-губляют процесс физического и психического развития.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути – это многоуровневое явление, кото-рое отражает влияние неблагоприятных социально-психологических факто-ров, накладывающихся на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом, в том числе и физического.

Основой полноценного физического развития ребенка является его приобщение к основам здорового образа жизни и именно здесь особое значе-ние приобретает освоение основ культуры гигиены. Большую роль в разви-тии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно тогда и закладывает-ся фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни ребенка.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для здоровья, но и для успешной социализации детей-сирот.

Известно, что в период дошкольного возраста дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответст-вии со своими возможностями. Наибольшую значимость она приобретает в работе с детьми, воспитывающимися в специализированных домах ребенка. Игра, как утверждает Д. Брунер, является источником удовольствия для ре-бенка и способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Состояние проблемы игровой деятельности, отсутствие модели организации и руководства различными видами игр не позволяют эффективно использовать игру как средство коррекции и компенсации пер-вичного и вторичного дефектов, физического и психического развития детей с нарушением интеллекта.

Таким образом, недостаточная разработанность темы и важность овла-дения культурно-гигиеническими навыками для физического, умственного и социального развития детей младшего дошкольного возраста с интеллекту-альными нарушениями, позволяют считать исследование актуальным.

Исходя из этого, целью данной работы является разработка и апроба-ция комплекса специальных игр и упражнений, направленных на формиро-вание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, воспи-тывающихся в условиях дома ребенка.

Достижение поставленной цели предусматривает реализацию следую-щих задач:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития культурно-гигиенических навыков у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

2. Выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка и имеющих интеллекту-альные нарушения в процессе наблюдения.

3. Разработать комплекс специальных игр и упражнений, направлен-ных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести экспериментальное обучение воспитанников.

5. Оценить эффективность примененного комплекса игр и упражне-ний при формировании культурно-гигиенических навыков.

Объект исследования – культурно-гигиенические навыки и навыки са-мообслуживания детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

Предмет исследования – комплекс специальных игр и упражнений, на-правленных на формирование культурно-гигиенических навыков в процессе коррекционно-педагогического воздействия.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей, воспитываю-щихся в условиях дома ребенка, будут наблюдаться специфические особен-ности культурно-гигиенических навыков, проявляющиеся в неаккуратности при совершении действий по самообслуживанию, нарушении их последова-тельности, неумении замечать неполадки в своем внешнем виде и устранять их. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошколь-ников возможно в процессе коррекционно-педагогического воздействия по-средством разработки и реализации комплекса специальных игр и упражне-ний.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы ис-пользовалась совокупность методов исследования: изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследова-ния; анализ медицинской и педагогической документации; беседа с воспи-танниками, воспитателем и дефектологом учреждения; целенаправленное на-блюдение за детьми в процессе их деятельности; проведение констатирую-щего, контрольного исследования и обучающего эксперимента.

Практическая значимость заключается в возможности внедрения пред-ложенного комплекса игр и упражнений для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребенка и других учреждений.

Заключение:

В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание вос-питанию у детей культурно-гигиенических навыков. Методика соответст-вующей работы воспитателей определяется программными требованиями, возрастными и психофизическими особенностями воспитанников дома ре-бенка.

К числу основных условий успешного формирования культурно - ги-гиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помеще-ния с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех ре-жимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Нельзя забы-вать, что для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи, поэтому необхо-димо выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко опре-делить место расположения предметов, игрушек, порядок их уборки и хране-ния. Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п.

Режим дня, организованный в доме ребенка, способствует не только формированию культурно-гигиенических навыков, но и воспитанию органи-зованности и дисциплинированности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену дея-тельности, тем самым, предохраняя нервную систему детей от переутомле-ния.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под постоянным руководством персонала, поэтому необходимо обеспечение пол-ной согласованности в требованиях у всех работников группы. Особенно ва-жен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения дейст-вий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользо-ваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

Подготовкой к формированию навыков по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению.

Главными методами обучения воспитанников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, при-мер, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.

Необходимо отметить, что показ любого действия должен сопровож-даться пояснением и даваться таким образом, чтобы были выделены отдель-ные операции – сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый дей-ствует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрос-лый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя вы-полнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Так-же следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных спосо-бов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала рас-править, а потом вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол. Жела-тельно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направ-ляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, по-чему нужно поступать именно так.

Не нужно забывать и о том, что в дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль иг-рает личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А. С. Ма-каренко. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример са-мих детей.

Необходимо помнить и о последовательности в обучении. Так, дейст-вия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. По-степенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень са-мостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закрепле-нии. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой ут-рате.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является по-вторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформиро-ван.

Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков, особен-но в младшем дошкольном возрасте, принадлежит игровым приемам, таким как дидактические игры, потешки, короткие стихотворения. Большое влия-ние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подби-рает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т. п. ), т. к. именно игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Посредством игры воспитатель закрепляет у детей навыки, которые выраба-тываются в повседневной жизни, а ребенок в свою очередь лучше запомина-ет и устанавливает причинно - следственные связи, получает возможность глубже понять окружающий мир.

Очень важен и прием поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но одновременно не нужно этим и злоупотреблять. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закрепле-нии. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой ут-рате.

В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Не-обходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематично-сти, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания де-тям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они ле-жат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – тру-да по самообслуживанию. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работа-ет уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отноше-ние к себе на отношение к предметам: начинает следить не только за чисто-той своих рук, лица, но и своих вещей, за порядком в группе.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. И если сначала действие по-буждалось мотивом, лежащим вне его сознания, а например, в требовании взрослого, то потом мотивом становится сама потребность выполнить дейст-вие. Итак, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стиму-лируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превра-щаются в привычки-действия, выполнение которых стало потребностью. Не-обходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настой-чивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положитель-ное отношение к действиям, которые в последующем должны стать привыч-ками.

Список литературы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: