• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Теория социальной работы с детьми из неблагополучных семей на базе отдела семьи, опеки и попечительства г. Пскова

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:48
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детектив, семейка, семь, работа, прабабка, помощник, деталесмена, членовредитель, группа
Процент оригинальности:
70 %
Цена:400 руб.
Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теория социальной работы с детьми из неблагополучных семей. 9

1. 1. Социальная характеристика клиента. 9

1. 2. Социально-психологический аспект работы с детьми из неблагополучных семей. 11

1. 3. Социально-педагогический аспект работы с детьми из неблагополучных семей. 16

1. 4. Нормативно-правовая база. . . . . . . . . . . . 24

Выводы по главе 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Вступление:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Данная курсовая посвящена теме «Теоретические основы социальной работы с детьми из неблагополучных семей», имеющей большое теоретическое и практическое значение. Актуальность данной проблемы состоит в систематизации и обобщении информации из различных областей знаний по вопросу детского семейного неблагополучия. Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется и тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей. Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семья является базисной (исходной) сферой социализации, которую социальная педагогика рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт. Возникающие в практике социальной работы совершенно новые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе. Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье и отношения самих членов семьи к обществу, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит отношения с окружающими людьми. Отношения в семье влияют не только на карьерный рост, но и на жизненный путь, избираемый человеком. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребёнок, в благополучной или неблагополучной. Раскрывая тему теоретических основ социальной работы с детьми из неблагополучных семей, прежде всего, имеются ввиду не только дети и сами неблагополучные семьи, но и последствия воспитания в таких семьях, а так же модели и методы разрешения негативных ситуаций. Понятие «неблагополучная семья» обрело в современной России острую актуальность: семейное неблагополучие из печального частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. Это не может ни отражаться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в массе семей генерирует неблагополучие в социетальном масштабе. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема детей из неблагополучных семей является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы педагогов, психологов, социологов, правоведов и медиков. Как нельзя лучше теоретические аспекты работы с детьми из неблагополучных семей отражаются в психологии, а в частности в социальной психологии. Изучение особенностей самого ребёнка есть ступень на пути к решению той или иной семейной проблемы. Если принять во внимание тот факт, что всё в нашем мире относительно, то благополучие и неблагополучие будут рассматриваться тоже как явления относительные к каждому конкретному ребёнку. Все дети разные: одни более выносливы, другие – менее; одни ранимые, а другие – нет. Поэтому одной из задач психологии является выявление того, какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами, а изучение типологий семей является так же неотъемлемой частью в данном теоретическом аспекте, что бы понять корень проблемы и специфичность ситуации. Известными авторами в данной сфере являются: Браун Дж. , Кристенсен Д. «Теория и практика семейной психотерапии»; Гозман Л. Я. «Процессы межличностного восприятия в семье»; Дольто Ф. «На стороне ребенка»; Лидерс А. Г. «Психологическое обследование семьи»; Матейчик З. «Родители и дети»; Юн Г. «Дети с отклонениями: Родители о своих детях»; Хоментаускас Г. Т. «Семья глазами ребенка»; Шуман С. Г. , Шуман В. П. «Семейные конфликты: причины, пути устранения».

Как сказал в своё время В. И. Дружинин, для человека семья – главный и основной компонент среды обитания. В ней, «как в коконе, он живёт первую четверть жизни, а построить новую семью пытается всю оставшуюся жизнь». Именно в этом «коконе» происходит формирование личности человека, воспитание в нём гражданских и духовных прав, умение адаптироваться к жизни в постоянно меняющемся мире. Основу теоретических знаний несёт в себе и социальная педагогика, которая раскрывает гуманистические аспекты воспитания; педагогические принципы и технологии развития воспитания ребёнка; факторы, условия и механизмы социализации личности; идеи социальной обусловленности воспитания и развития ребёнка. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, социальная педагогика раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической практики по различным проблемам современной семьи. Решающим фактором, определяющим подобный подход к проблеме является явная спецификация научных интересов различных групп исследователей, целенаправленно изучавших различные аспекты социально-педагогической работы с семьёй: становление и укрепление семьи (А. И. Антонов, И. С. Даниленко, Л. Ц. Иорданова, С. В. Ковалёв и др. ); профессиональное становление социального работника (А. И. Ляшенко, А. М. Панов, В. А. Сластёнин, Е. И. Холостова, Б. Ю. Шапиро и др. ); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С. А. Беличева, В. А. Гурьян, Н. В. Молярова, Н. Т. Молчанова, М. М. Семаго и др. ); психолого-педагогическая помощь семье (А. К. Агишева, Н. В. Поддубный, Ю. С. Моздонова, С. Г. Шуман и др. ); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И. В Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др. ). Проблема социально-педагогической адаптации детей из неблагополучных семей исследуется в настоящее время достаточно активно (Е М. Дурманов, А. Б. Залкинд, И. С. Кон, В. И. Кочетков, И. П. Крохин, B. C. Мухина, В. А. Сысенко и др. ). Неблагополучная семья формирует неблагополучного ребенка. Данная проблема рассматривается в работах В. А. Арамавичюйте, М. И. Буянова, Т. В. Волико-вой, С. Я. Долецкого, А. И. Захарова, А. А. Лиханова, Г. М. Миньковской, А Н. Невского, A. M. Нечаева, Л. Ф. Обуховой, А. Г. Харчева, В. Н. Хованца и др.

В плане рассматриваемой нами проблемы необходимо выделить правовой аспект. Здесь на первый план выходит наличие гражданско-правового сознания, а именно осознание норм и стандартов поведения в семье. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путём определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом. Главной же задачей является защита прав и интересов ребёнка. На протяжении нескольких лет основными проблемами в этой области были нарушения прав несовершеннолетних на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия. Все эти проблемы несут в себе социально-правовой характер. Изучая нормативно-правовую базу по данной теме, стоит опираться на такие законодательные акты как: Конституция РФ ред. 2005г. , в частности статьи 17 и 45; Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. ред. 2003г. , в частности, статьи 56, 57, 60, 69 и 121. ; Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. ; Закон об основных гарантиях прав ребёнка в России; Закон о социальной защите инвалидов в России.

Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определённых уровней существования реальности и её феноменов. Нужно отметить, что каждая из представленных разделов даёт возможность осмысления определённого уровня социальных проблем и проблем клиента, в частности детей из неблагополучных семей. Тем не менее проблематика семейного неблагополучия в современной России не получила пока должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных теории социальной работы с неблагополучной семьёй в различных аспектах ее существования.

Таким образом, актуальность проблемы определила тему нашего исследования: «Теоретические основы социальной работы с детьми из неблагополучных семей».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определение теоретических основ социальной работы с детьми из неблагополучных семей, выявление закономерностей, особенностей моделей социальной помощи

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социальная работа с детьми из неблагополучных семей

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретические основы социальной работы с детьми из неблагополучных семей

В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

1. Анализ литературы по проблеме исследования.

2. Определение понятийного аппарата исследования.

3. Выявление социально-психологического, психолого-педагогического и нормативно-правового аспектов.

4. Определение выводов по проблеме исследования.

5. Графическое оформление результатов исследования.

База исследования: Отдел семьи, опеки и попечительства города Пскова.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) теоретический анализ;

2) анализ документов

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: систематизация материалов по проблеме исследования

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложений.

Таким образом, данная работа, раскрывая теоретическую значимость социальной работы в области защиты детей в неблагополучных семьях, даст осмысленное представление по данной проблеме и предоставит возможность использовать полученные результаты в практике социальной помощи неблагополучным семьям.

Заключение:

Цель нашего исследования - определение теоретических основ социальной работы с детьми из неблагополучных семей, выявление закономерностей, особенностей моделей социальной помощи. Реализация цели осуществлялась через комплекс поставленных задач:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.

Проблема детей из неблагополучных семей является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы педагогов, психологов, социологов, правоведов и медиков. При этом каждая наука имеет свои понятия, которые достаточно специфично описывают семейные явления. Как нельзя лучше теоретические аспекты работы с детьми из неблагополучных семей отражаются в психологии, а в частности в социальной психологии. Одной из задач социальной-психологии является выявление того, какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами; изучение типологий семей является так же неотъемлемой частью в данном теоретическом аспекте, что бы понять корень проблемы и специфичность ситуации. Известными авторами в данной сфере являются: Браун Дж. , Кристенсен Д. «Теория и практика семейной психотерапии»; Гозман Л. Я. «Процессы межличностного восприятия в семье»; Дольто Ф. «На стороне ребенка»; Лидерс А. Г. «Психологическое обследование семьи»; В. М. Целуйко «Психология неблагополучной семьи»; Юн Г. «Дети с отклонениями: Родители о своих детях»; Хоментаускас Г. Т. «Семья глазами ребенка»; Шуман С. Г. , Шуман В. П. «Семейные конфликты: причины, пути устранения».

Основу теоретических знаний несёт в себе и социальная педагогика, которая раскрывает гуманистические аспекты воспитания; педагогические принципы и технологии развития воспитания ребёнка; факторы, условия и механизмы социализации личности; идеи социальной обусловленности воспитания и развития ребёнка. Решающим фактором является явная спецификация научных интересов различных групп исследователей: становление и укрепление семьи (А. И. Антонов, И. С. Даниленко, Л. Ц. Иорданова, С. В. Ковалёв и др. ); профессиональное становление социального работника (А. И. Ляшенко, А. М. Панов, В. А. Сластёнин, Е. И. Холостова, Б. Ю. Шапиро и др. ); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С. А. Беличева, В. А. Гурьян, Н. В. Молярова, Н. Т. Молчанова, М. М. Семаго и др. ); психолого-педагогическая помощь семье (А. К. Агишева, Н. В. Поддубный, Ю. С. Моздонова, С. Г. Шуман и др. ); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И. В Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др. ). Проблема социально-педагогической адаптации детей из неблагополучных семей исследуется в настоящее время достаточно активно (Е М. Дурманов, А. Б. Залкинд, И. С. Кон, В. И. Кочетков, И. П. Крохин, B. C. Мухина, В. А. Сысенко и др. ); Неблагополучная семья формирует неблагополучного ребенка. Данная проблема рассматривается в работах В. А. Арамавичюйте, М. И. Буянова, Т. В. Волико-вой, С. Я. Долецкого, А. И. Захарова, А. А. Лиханова, Г. М. Миньковской, А Н. Невского, A. M. Нечаева, Л. Ф. Обуховой, А. Г. Харчева, В. Н. Хованца и др.

В плане рассматриваемой нами проблемы необходимо выделить правовой аспект. Главной же задачей является защита прав и интересов ребёнка. На протяжении нескольких лет основными проблемами в этой области были нарушения прав несовершеннолетних на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия. Все эти проблемы несут в себе социально-правовой характер. Изучая нормативно-правовую базу по данной теме, стоит опираться на такие законодательные акты как: Конституция РФ ред. 2005г. , в частности статьи 17 и 45; Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. ред. 2003г. , в частности, статьи 56, 57, 60, 69 и 121. ; Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. ; Закон об основных гарантиях прав ребёнка в России; Закон о социальной защите инвалидов в России.

Нужно отметить, что каждая из представленных разделов даёт возможность осмысления определённого уровня социальных проблем и проблем клиента, в частности детей из неблагополучных семей. Тем не менее проблематика семейного неблагополучия в современной России не получила пока должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных теории социальной работы с неблагополучной семьёй в различных аспектах ее существования.

2. Определение понятийного аппарата исследования.

В ходе исследования нами был выявлен понятийный аппарат, который включает в себя следующую терминологию: семья, неблагополучная семья, дети группы риска, безнадзорные дети, беспризорные дети, социальное сиротство, бродяжничество, детская преступность, адаптация, социализация. На основе представленного категориального аппарата ясно вырисывывается социальная характеристика клиента. Данные понятия представлены в различных источниках, включая интернет-сравочники, словари и учебные пособия по проблеме исследования.

3. Выявление социально-психологического, психолого-педагогического и нормативно-правового аспектов.

Социально-психологический аспект. Нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье, являются определяющими по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку. Другими словами, более важным является не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат. Выделяют три типа неблагополучных семей: Педагогически несостоятельная семья, конфликтная семья, асоциальная (асоциально – криминальная) семья. Характеристики типов данных семей социального неблагополучия показывают, что проблемы, в которые они погружены, условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские, психологические, педагогические. В практике редко можно наблюдать только один вид проблем в неблагополучной семье, поскольку они все взаимосвязаны и выступают в комплексе. Можно сделать вывод, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах - все это физически и психически калечит детей.

В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Прежде всего, необходимо применять дифференцированный подход в работе с детьми из таких семей.

Сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности, идейной обусловленности воспитания и развития ребёнка. Главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.

Социально-педагогическая адаптация детей из неблагополучных семей представляет собой совокупность мер, обеспечивающих успешное включение ребенка в социальную жизнь и его позитивный дальнейший личностный рост. При работе с такими детьми должны соблюдаться ряд принципов: учёт специфики работы с дезадаптивными детьми, создание атмосферы доверительности отношений (куда входят анонимность, конфиденциальность, уважение ребёнка как личности, гуманность), диалектность изучения, объективность. Выделено три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательная, психологическая и посредническая. Основные формы работы с неблагополучной семьей – это патронаж, консультирование, тренинг и мониторинг. Социально-педагогическая адаптация детей из неблагополучных семей представляет собой совокупность мер, обеспечивающих успешное включение ребенка в социальную жизнь и его позитивный дальнейший личностный рост.

Нормативно-правовая база. Обращаясь к нормативно-правовой базе можно выделить такие источники правовой защиты детей «группы риска» как «Декларация прав ребёнка» 1959 года и «Конвенция о правах ребёнка» 1988 на международном уровне; на федеральном уровне – это Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, а также такие ФЗ, как «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», «О дополнительных мерах поддержки семей имеющих детей»; на уровне субъектов РФ следует выделить закон «О социальной поддержке многодетных семей». В данных нормативных актах прописаны меры по социальной защите, социальной поддержке и материальной помощи детям в трудной жизненной ситуации. Анализируя эти данные, можно сказать о том, что в настоящее время в России ситуация с соблюдением прав детей остается сложной. Государственные органы не только не способны эффективно защищать права детей, но нередко сами выступают в роли нарушителей прав. Постепенно создаваемая нормативная база защиты прав детей до настоящего времени не оказывает принципиального влияния на изменение ситуации.

Обобщая данные, необходимо выделить такие права ребёнка как: право ребёнка жить и воспитываться в семье, право ребёнка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребёнка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Так же определются формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, говорится о таком институте семейного воспитания этой категории детей - приёмную семью.

Можно выделить три основных направления семейной политики по отношению к детям из неблагополучных семей, которые, на наш взгляд, должны быть отражены в концепции. Это, во-первых, пропаганда семейного благополучия, формирование в общественном сознании представления о ценности хорошей, прочной семьи. Во-вторых, профилактика семейного неблагополучия путем оказания семьям помощи, направленной на обеспечение нормального функционирования семьи как социального института. Третье направление предполагает активное вмешательство государственных органов для защиты интересов членов семьи, если создается угроза их жизни и здоровью вследствие невыполнения последней своих функций.

4. Графическое оформление результатов исследования.

Графическое оформление представлено в виде трёх таблиц. Первая таблица систематизирует факторы социального риска семей, указывая на их междисциплинарность. Вторая таблица - это классификация социальных функций семьи по М. С. Мацковскому, где представлены как общественные, так и индивидуальные функции семьи, которые как нельзя лучше помогают выявить зоны ответственности семьи по отношению к ребёнку. Третья таблица раскрывает сущность, направления и объекты теоретических моделей при работе с детьми из неблагополучных семей.

Таким образом, цель и задачи курсового исследования реализованы.

Список литературы:

1. Конвенция о правах ребёнка от 20. 11. 1989г. // Сборник международных договоров РФ.

2. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г.

3. Семейный кодекс Российской Федерации: Комментарии. – М. ,2002.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 17 декабря 2009 года.

5. Федеральный закон от 29. 12. 06г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06. 1999г. №120-ФЗ. , с изм. и доп. , включая от 22 апреля 2005 г.

7. Алексеева Л. С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. – 1995. - № 2. – 195 с.

8. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М. : Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 112 с.

9. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Социальное здоровье России, 1994. – 258 с.

10. Беляева, М. А. Педагогическое осмысление понятия «репродуктивная культура/ М. А. Беляева //Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. /Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Вып. №5. - М. : «Владос», 2007. - 396с.

11. Буянова, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи : Записки детского психиатра: Книга для родителей / М. И. Буянова. – Москва : Просвещение, 1988. – 207 с.

12. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М. А. Галагузовой. - М. , 2000. - 544 с.

13. Кокухин Н. Дети на обочине // Законность. 1992. - № 11. – 216 с.

14. Курбатова. В. И. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. -576 с.

15. Кочубей А. , Умарова Н. Визит в семью или практика работы с семьями: учебно-методическое пособие. – Псков: ПОИПКРО, 2002. – 118 с.

16. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М. , Издательский Центр «Академия», 2002. – 256 с.

17. Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Кузнецова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2007– 216 с.

18. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. Высш. и сред. Учеб. заведений /С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. ; Под ред. С. А. Смирнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.

19. Холостова Е. И. социальная работа с семьей: Учебное пособие. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2007. – 212 с.

20. Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н. , проф. Е. И. Холостова, д. и. н. , проф. А. С. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 416 с.

21. Интернет-словарь http://www. enc-dic. com/pedagogics/Beznadzornost-Detskaja-133. html

22. http://festival. 1september. ru/articles/502788/

23. http://www. volgograd. ru/theme/jurist/family/

24. http://law. edu. ru/book/book. asp?bookID=123961

25. http://mewo. ru/tumb/18/362/

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: