• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:74
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:жизни, ситуации, личности, человека, мира, может, жизненных, поведения, ситуация, экзамена, состояние, студентов, между, является, своей
Процент оригинальности:
99 %
Цена:2500 руб.
Содержание:

Введение

Глава 1. Психологические особенности трудных жизненных ситуаций. 8

1. 1. Понятие трудной жизненной ситуации. 8

1. 2. Представления о трудных жизненных ситуациях

в концепции психологии переживания.

Глава 2. Состояние личности и стратегии поведения человека

в трудных жизненных ситуациях.

2. 1. Эмоциональные состояния личности.

2. 2. Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях

Глава 3. Исследование влияния трудной жизненной ситуации экзамена

на состояние студента.

3. 1. Методика и процедура исследования.

3. 2. Обработка и анализ полученных результатов.

Заключение.

Список литературы.

Указатель таблиц и иллюстраций.

Приложение

Вступление:

В наше время люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями, которые возникают на протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности человека. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, формирующая в определенных пределах стратегию своей жизни.

Для каждой личности в соответствии с ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б. С. Братусь, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С. В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.

Исходя из сказанного, целью работы является выявление влияния трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Осуществить отбор методов и методик, адекватных цели исследования.

3. Исследовать эмоциональное состояние личности студента.

4. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.

Объект исследования – эмоциональная сфера личности студентов.

Предмет исследования - влияние трудной жизненной ситуации экзамена на эмоциональное состояние студентов.

Гипотеза исследования – ситуация экзамена оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние студента, и это влияние носит не только негативный, но и позитивный характер.

Для подтверждения сформулированной гипотезы нами были использованы следующие методы:

1. Методы сбора информации: групповое тестирование (личностный опросник А. Т. Джерсайлда, методика САН, тест УСК).

2. Методы обработки информации: методы математической статистики (Т-критерий Стьюдента).

Новизна работы состоит в том, что в отличие от большинства работ, рассматривающих негативное влияние трудной жизненной ситуации на эмоциональное состояние человека, мы попытались оценить влияние таких ситуаций во всей полноте: и негативное, и позитивное.

Данная дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены психологические особенности трудных жизненных ситуаций, представления о трудных жизненных ситуациях в концепции психологии переживаний. Во второй главе проанализированы эмоциональные состояния личности и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях. В третьей главе показаны ход, процедура и анализ результатов проведенного нами эксперимента по выявлению влияния трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента.

Заключение:

В заключении мы кратко рассмотрим результаты нашей дипломной работы.

Теоретическое изучение понятия «трудная жизненная ситуация» позволяет предположить, что трудная жизненная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет сделать, достичь, и тем, что он действительно может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, вызывает дискомфорт. Влияние внешних воздействий (в том числе и трудных жизненных ситуаций) на поведение человека зависит от его эмоционального состояния, т. е. от того, как ощущает себя на данный момент человек, будет зависеть его реакция на окружающий мир.

В ходе эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что трудная жизненная ситуация экзамена оказывает значимое влияние на состояние личности студента. Ситуация экзамена влияет на снижение уровня субъективного контроля (уровня общей интернальности) у студентов, т. е. студенты экспериментальной группы в меньшей степени склонны брать на себя ответственность за происходящие события, чем контрольной группы. Также в ситуации экзамена на эмоциональное состояние студента влияет то, что студенты в случае успеха в большей степени склонны брать ответственность на себя за свои достижения, а в ситуации неудачи - перекладывать ответственность за события на других людей (например, на преподавателя) или на «судьбу» (неудачный билет).

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у студентов во время экзамена в большей степени выражен враждебный настрой по отношению к окружающим, чем у студентов на занятии, по шкале «расхождение между реальным и идеальным «Я» показатели в экспериментальной группе выше, а по шкале свобода выбора ниже, чем в контрольной группе. А также в группе в ситуации экзамена самочувствие и настроение у студентов снижается, а активность незначительно возрастает, чем у студентов на занятии.

Результаты нашего исследования можно применить в профессиональной деятельности педагогов. Для нормализации эмоционального состояния студентов во время экзамена педагогам можно предложить использовать ту форму проведения экзамена, которая согласована со студентами. На предварительных консультациях необходимо дать студентам информацию об особенностях эмоционального состояния во время экзамена, рекомендовать консультации у психолога для профилактики предэкзаменационного стресса.

На наш взгляд, выводы исследования могут быть использованы и практическими психологами как для выдачи конкретных рекомендаций студенту по результатам диагностики уровня его интернальности – экстернальности, так и в плане просвещения (информация не только негативных аспектах экзамена, но и его стимулирующей, позитивной роли в нормализации эмоционального состояния).

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. – М. : Мысль, 1982. – 256с.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М. : Наука, 1977. – 344с.

3. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности//Человек в системе наук. – М. , 1989. – С. 426-433.

4. Аристотель. Сочинения: В 4т. – Т. 4. – М. : Мысль, 1984. – 830с.

5. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. – М. : МГУ, 1979. – 151с.

6. Бажин Е. Ф. , Голынкина Е. А. , Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. – Том 5. - №3. - 1984. - С. 154-162.

7. Бассин Ф. В. О развитии взглядов на предмет психологии//Вопросы психологии, - №4. – 1971. - С. 101-113.

8. Бернштейн Н. А. О построении движений. – М. : Медгиз, 1947. – 255с.

9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М. : Медицина, 1966. – 349с.

10. Бодалев А. А. Формирование личности – актуальная проблема комплексного психолого– педагогического исследования//Психолого- педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М. , 1980. - С. 6-9.

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. – 464с.

12. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – В кн. : Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М. , 1972. - С. 7-44.

13. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности//Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - №2. – 1981. С. 46-55.

14. Василюк Ф. Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. – М. : Политиздат, 1991. – 341 с.

15. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 5. - С. 104-115.

16. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М. , 1984. – 200с.

17. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М. : МГУ, 1976. – 142 с.

18. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М. :АПН РСФСР, 1956. – 519с.

19. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. – Соч. в 6-ти томах. - Т. 1. - Вопросы теории и истории психологии. - М. , 1982. - 437с.

20. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика – Пресс, 1996. – 536с.

21. Додонов Б. Г. Эмоция как ценность. – М. : Политиздат, 1978. – 272с.

22. Дьяченко М. И. , Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. – 1990. - № 1. - С. 106 - 112.

23. Залевский Г. В Фиксированные формы поведения на уровне индивидуальных и групповых систем // Сибирский психологический журнал. . - 2000. - В. 12. - С. 36 - 43.

24. Изард К. Эмоции человека. – М. : МГУ, 1980. – 439с.

25. Карташов Ю. И. Контроль состояния адаптационных ресурсов человека // Валеология. - 2001. - № 3. – С. 21 - 23.

26. Конопкин О. А. , Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. - 1989. - № 5. - С. 18 - 26.

27. Кузнецов Д. Демобилизующая тревожность / Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог. – 2005. - № 2. – С. 21-44.

28. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс. - М. , 1970. С. 178-209.

29. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М. : МГУ, 1972. – 575с.

30. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. - М. : Наука, 1981. - 276с.

31. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л. , 1983. - 240с.

32. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л. : ЛГУ, 1960. - 526с.

33. Мясищев В. Н. Основы общей и медицинской психологии. - Л. , 1969. - 216с.

34. Наенко Н. И. Психическая напряженность. - М. : Наука, 1976. - 112с.

35. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М. , 1976. - 336с.

36. Немов Р. С. Психология. - В 2-х т. - Т. 1. – М. , 1994. – 576с.

37. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л. : ЛГУ,1989. - 192с.

38. Норвуд Р. Как принимать удары судьбы. – М. : МИРТ, 1995. – 381с.

39. Обуховский К. Психология влечений человека. - М. : Прогресс, 1972. - 247с.

40. Оллпорт П. Личность в психологии. – М. : КСП+; СПб: Ювента, 1998. – 345с.

41. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М. : Наука, 1968. – 254с.

42. Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. – Ростов-на-Дону: ЮРТИ, 2000. – 310с.

43. Психология. Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. , 1990. – 494с.

44. Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : МГПИ, 1986. –132с.

45. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М. : Прогресс, 1979. - 392с.

46. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М. : АН СССР, 1957. – 328 с.

47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М. : Учпедгиз, 1946. - 704с.

48. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М. : АН СССР, 1959. – 354 с.

49. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1976. – 415 с.

50. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л. : ЛГУ, 1990. - 256с.

51. Селиванов В. И. Психология волевой активности. - Рязань, 1974. - 150с.

52. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. : Прогресс, 1979. – 125с.

53. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство. – М. , 1990. – 75с.

54. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М. : Наука, 1966. – 451с.

55. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской. – М. : Прогресс, 1993. – 480 с.

56. Юнг К. Г. Психологические типы. - М. : Госиздат, 1982. - 475с.

57. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. - М. , 1994. - 156с.

58. Ясперс К. Общая психопатология. – М. , 1997. – 319с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: