• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Воздействие отечественных и зарубежных мультфильмов на формирование личности

Предмет:Психология
Тип:Курсовая
Объем, листов:58
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:Жизнедавец, верный, детектив, хороший, большак, себе, детясли, век, наличие, деталесмена
Процент оригинальности:
66 %
Цена:300 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ . 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностей, и их проявление в зависимости от просмотра мультфильмов у детей . 9

1. 1. Теоретические основы к пониманию ценностей. 9

1. 2. Особенности воздействия отечественных и зарубежных мультфильмов . 16

1. 3. Роль мультфильма в формировании ценностей у детей. 23

Глава 2. Экспериментальное исследование оценки взрослых воздействия отечественных и зарубежных мультфильмов на формирование ценностей у детей и связь с их собственными ценностями. 26

2. 1. Организация исследования и характеристика выборки . 26

2. 2. Методы исследования и использованные методики . 27

2. 3. Результаты исследования и их интерпретация . 38

Заключение. 53

Библиография. 56

Вступление:

Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных средств массовой информации (далее СМИ).

Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т. п. ) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

Теоретическую основу исследования духовно – нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте составили работы, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме. Это труды Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, В. А. Сухомлинский, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Болдырев, А. Н. Леонтьев, И. Ф. Исаева, Р. С. Буре, С. А. Козлова, Л. Волобуева, Е. Авилова и других исследователей.

Многие исследователи, психологи изучали, вопрос о том, как воздействуют, мультфильмы на ребенка это были Д. Джонсон, Н. П. Гришаева, А. Борисовна, И. Я. Медведева, Т. Шишова, П. Лунев, В. Анисимов, и другие.

Мультфильмы, которые мы видим на экране, идут также безразборно, как раньше мы видели рекламу различных алкогольных и наркотических средств. Такую рекламу запретили после различных исследований ученых, т. к. она негативно воздействует на подрастающее поколение.

В настоящее время пора обратить внимание на то, что смотрят наши дети, какие мультфильмы в первую очередь. Не зная, что формирует тот или иной мультфильм, мы можем снова прийти к негативным последствиям, а незнание, как известно, «не освобождает от ответственности».

Важно знать какие ценности формируют те мультфильмы, которые смотрят наши дети. И считаем необходимым эти исследования представлять в начале мультфильма перед его просмотром.

Проблема: какова оценка взрослых воздействия отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века на формирование ценностей у детей и связь с их собственными ценностями.

Научная новизна: В работе предпринята попытка исследовать оценку взрослых отечественным и зарубежным мультфильмам прошлого и настоящего века и связь с их собственными ценностями.

Объект исследования: воздействия отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века на формирование ценностей у детей.

Предмет исследования: оценка взрослых воздействия отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века на формирование ценностей у детей и связь этой оценки с их собственными ценностями.

Цель исследования: изучение оценки взрослых воздействие отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века и связи с их собственными ценностями.

Задачи:

1) На основе анализа литературных данных изучить воздействие отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века;

2) На основе эмпирического исследования изучить оценку взрослых воздействия мультфильмов прошлого и настоящего века, а также рассмотреть связь этой оценки с их собственными ценностями;

3) Рассмотреть имеются ли различия, по-мнению взрослых в формировании ценностей у детей в зависимости от просмотра отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века;

4) Обозначить имеется ли связь оценки мультфильмов с их собственной оценкой и ценностями;

Гипотезы:

1) заключается в предположении о том, что оценка взрослых формирующих ценностей у детей в старых мультфильмах будет выше, чем в новых;

2) предполагается, что система ценностей личности зрителей-взрослых связана с его (зрителей) оценкой отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают: нетрадиционный подход, где воспитание сказкой дает возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо (Л. Б. Фесюкова); психоаналитический подход в эмпирических исследованиях воздействия телевидения (Прихожан А. М. ); ценностный подход (аксиологический) предпологает ориентацию на определенный набор ценностей (В. А. Караковский, Н. Е. Щуркова).

В отечественной психологии выделяется четыре группы методов (по Б. Г. Ананьеву):

1 группа – организационные методы: сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. п. ), лонгитюдный (многократное наблюдение одних и тех же лиц на протяжении длительного времени), комплексный (в исследовании принимают участие представители многих наук, объект изучают разными средствами).

2-я группа – эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью), анализ продуктов деятельности, биографические методы, контент-анализ и др. );

3-я группа – методы обработки данных: количественный (статистический), куда относится различные виды анализа, такие как анализ средних значений параметров, корреляционный, дисперсионный, факторный, дивергентный и конвергентный анализ и проч. , и качественный, который подразумевает подробный содержательный анализ отдельных случаев, а также дифференциацию материала по группам;

4-я группа – интерпретационные методы, включающий генетический (анализ материала путем выделения фаз, последовательностей, стадий) и структурный (установление связей между частями и целым). Сюда относят построение различных типологий, классификаций, психологических профилей и т. п.

В соответствии с систематикой Б. Г. Ананьева в работе использовались следующие группы методов: из числа организационных – сравнительный; из числа эмпирических – клиническая беседа, психодиагностический метод (тесты, анкеты, опросники); методы обработки данных: количественный статистическая обработка данных осуществлялась на основе анализа среднего значения параметров; интерпретационные методы, включающий структурный, генетический методы.

Практическая значимость. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, воспитателей, вынесены на обсуждение на педсовете, родительских собраниях, в первую очередь, детского сада №64.

База исследования. Исследование по теме курсовой работы проводилось базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения №64 г. Березники.

Понятийный аппарат:

Воздействие - определяется как "любое действие, условие или событие, влияющее на движение личности по отношению к цели" (Психологическая энциклопедия. Мир словарей. http://slovari. yandex. ru /dict/azbuka /article /azbuka/ps7-024. htm).

Развитие — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. (Краткий психологический словарь).

Ценности — любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. (Психологический словарь).

Старший дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом (Психологический словарь).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. В работе приведено 5 таблиц. Библиография – 27 источника. Приложения.

Заключение:

На наш взгляд, взрослому человеку, воспитывавшемуся еще при советском строе, хорошо знаком советский мультфильм, понятен его положительный и добрый смысл. В каждом мультфильме добро побеждает зло. Поется песня о дружбе. Лесные звери - милые и добрые. Нет крови, убийств и насилия. Все это и многое другое служило несомненным плюсом в воспитании детей, которые сегодня стали взрослыми. Сегодня мы выросли, насытились западным кино и отлично представляем, что такое триллер или боевик.

К огромному сожалению, нашим детям не с чем сравнивать. На сегодняшний день западные мультипликационные фильмы давно перебрались на российское телевидение и надежно заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться на механических монстрах, вампирах, кровожадных чудовищах, всемогущих роботах, колдунах и злых волшебниках. Что сегодня происходит с системой ценностей в нашем обществе? Ее просто ломают. Что касается молодого поколения - ее просто не строят, а тем, у кого она уже сформирована, не менее сложно, потому, что реальность противоречит их внутреннему состоянию. И тогда человеку вообще непонятно, что делать и на что ориентироваться. Хуже, чем неуверенный, боящийся человек, наверное, нет ничего. Он никогда не сможет свободно думать, он не сможет свободно решать проблемы, стоящие перед ним и обществом, человек, чтобы быть эмоционально и интеллектуально здоровым, должен ориентироваться всего в нескольких простых вещах: что такое добро и зло, что можно, а что нельзя, что такое хорошо, и что такое плохо. Эти три понятийные пары позволят человеку встроиться в систему ценностей, научиться себя регулировать и контролировать.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать, прежде всего, идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести.

Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Гипотезы: о том, что оценка взрослых формирующих ценностей у детей в старых мультфильмах будет выше, чем в новых подтвердилась;

предположение о том, что система ценностей личности зрителей-взрослых связана с его (зрителей) оценкой отечественных и зарубежных мультфильмов прошлого и настоящего века не подтвердилась.

Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

• беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр. );

• личные и общественные примеры (с показом, прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого).

• игры (желательно т. н. дидактические, т. е. одновременно развивающего и воспитывающего характера); образовательные программы (в т. ч. и телевизионные, и компьютерные).

Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать мультфильмы и выбирать из них те, которые доступны детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном.

На наш взгляд, хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания (лишить ребенка мультфильма, если он плохо себя ведет). На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

Относительно перспектив мы видим их в следующем: полученные данные позволяют задуматься о том, что должно стоять во главе системы ценностей. Интересно так же было узнать о том, что несут в себе современные мультфильмы и мультфильмы прошлого века, на наш взгляд эти знания обогащают наши представления о мультфильмах и это существенный вклад в направление психологической работы в целом. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, воспитателей, вынесены на обсуждение на педсовете, родительских собраниях.

Список литературы:

1. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4. ;

2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание. - М. : Просвещение, 1979. (534)

3. Бондаренко, Е. А. Диалог с экраном / Е. А. Бондаренко. – М. : SVR-Аргус, 1994. – 96с.

4. Бондаренко, Е. А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста / Е. А. Бондаренко. – М. : SVR-Аргус, 1994. – 64с.

5. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М. , 1975.

6. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика. 1997. №5.

7. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей / А. Б. Винтман. – М. : Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. – 116с.

8. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб. научн. тр. /отв. ред. В. С. Хелемендик, Л. С. Школьник. – М. : изд. АПНСССР, 1990. – 90 с.

9. Детская практическая психология: Учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2004. – 255 с.

10. Детская психология / В. С. Мухина. -2 изд. – М. : Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000. – 352с.

11. Дроздов, О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена / О. Ю. Дроздов // Социс. – 2001 – №8. С. 42– 68с.

12. Дроздов, О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения / О. Ю. Дроздов // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». №483/2000. – 51с.

13. Интернет в гуманитарном образовании / под. ред. Е. С. Полат. – М. : Владос, 2001. – 272с.

14. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб. : Речь, 2004. – 184с. Мельник, Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. - СПб, 1996. – 196с.

15. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М. , 1975;

16. Монографии, статьи Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. 14. Элькони, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. Б. Элькони, Д. И. Фельдштейна. – М. : ИПП,1995. – 416с.

17. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество / М. М. Назаров. – М. : Аванти плюс, 2004. – 428с.

18. Науменко, Т. В. Социология массовой коммуникации / Т. В. Науменко. – СПб. : Питер, 2005. – 288с.

19. Нравственность. Агрессия. Справедливость / под ред. А. М. Матюшкова. - М. : 1992. – 4с.

20. Психологический словарь // под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : 1996. – 312с.

21. Сила телевидения. Обзор семинара / А. М. Егоров // ПОЛИС. - № 6/1994. – 46с.

22. Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. – Мн. : Харвест, 2005. – 976с.

23. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия,1998. - 314с.

24. Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры / Ю. Н. Усов. - М. : Новая школа, 1993. – 90с.

25. Федотова, Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления / Л. Н. Федотова. – М. : 1996. – 56с.

26. Цехместренко, Т. А. У теленяньки дитя без друга / Т. А. Цехместренко // Психология. – 2006. – №2. 28- 34с.

27. Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1986. – 85с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: