• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Выбор престижности профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников

Предмет:Психология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:84
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:профессии, человек, старшеклассников, выборки, всей, профессионального, составляет, является, человека, испытуемых, выбор, выбора, самоопределения, жизни, против
Процент оригинальности:
89 %
Цена:500 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6

1. 1. Личность как субъект профессионального самоопределения 6

1. 2. Профессиональное самоопределение 12

1. 3. Факторы профессионального самоопределения 20

ВЫВОДЫ 23

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 24

2. 1. Организация и методы исследования 24

2. 2. Результаты эмпирического исследования профессионального самоопределения 27

ВЫВОДЫ 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Вступление:

Актуальность профориентационной работы возрастает с каждым годом. Развивающиеся экономические отношения требуют от самоопределяющихся выпускников школ (молодежи и всех, кто планирует свое профессиональное развитие) готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознано и самостоятельно.

Профессиональный выбор, особенно у старшеклассников, осуществляется не только как собственное решение человека, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых. Высший уровень профориентации – профессиональное самоопределение. На этом уровне человек готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы. Полноценная, системная профориентация должна быть направлена на постепенное формирование субъекта самоопределения – это ее конечная цель. Идеальные цели, как известно, не всегда достигаются, но их смысл состоит в том, чтобы указывать путь, направление движения.

В основе профориентации должно лежать уважительное отношение к человеку как к субъекту профессионального и личностного самоопределения. И тогда, когда он ориентирован на сложные варианты построения своей карьеры, и даже тогда, когда он стремится строить свою жизнь и карьеру, ориентируясь на большинство людей, т. е. используя уже проверенные варианты построения своего успеха.

Профориентационная проблематика достаточно обширна и в какой-то степени является стержневой при рассмотрении вопросов развития личности. Именно профессиональный труд дает человеку возможность реализовать основные замыслы своей жизни, поэтому он является ведущей деятельностью для многих людей.

Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. С одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптация молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо заранее знать, из чего выбираешь.

Сложность выбора обусловлена и тем, что содержание работы профессионала, как правило, недоступно внешнему наблюдению и передаче в форме «картинки».

Цель: определить уровень профессионального выбора старшеклассников, изучить мотивы выбора профессии школьниками и раскрыть переломы профессионального выбора.

Объект исследования – старшеклассники.

Предмет исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.

Задачи:

1) выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода;

2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;

3) определить факторы, влияющие на выбор профессии;

4) выявление психологических особенностей профессионального о востребованности профессий на рынке труда с представлениями самого рынка труда, тем ближе старшеклассники к выбору профессии.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем объективнее представление старшеклассников о востребованности профессий на рынке труда с представлениями самого рынка труда, тем ближе старшеклассники к выбору профессии.

Методологические основы исследования составили: социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Климов Е. А. ); личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии старшеклассником (Пряжников Н. С. ).

Практическая значимость: полученные данные будут полезны учителям, школьным психологам, социальным педагогам при работе со старшеклассниками.

Теоретическая значимость: на основе анализа литературы в данной работе подробно рассматривается профессиональное самоопределение старшеклассников. Теоретические идеи рассматриваемых ученых о профориентации старшеклассников могут стать основой для ее эмпирического исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложения. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.

Заключение:

Теория и практика профессиональной ориентации имеют почти столетнюю историю. Возникает вопрос, почему не прекращаются научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению.

Во-первых, из-за постоянных изменений, происходящих в обществе и научных достижений в области профориентации. Во-вторых из-за сложности проблемы профессионального самоопределения в силу его многоаспектности и многогранности, что ведет к хроническому отставанию практики от теории и теории от жизни. И в - третьих, это отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалистов будущих профессионалов.

Практика работы общеобразовательных школ показывает, что учителя имеют возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т. д. ); в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.

Поиск новых подходов к решению этих проблем в сегодняшней России обусловлен сложностью переживаемого ею социально-экономического кризиса и нахождением путей выхода из него, когда отторгнуты многие старые нравственные и мировоззренческие принципы, а новые еще только складываются, вызывая подчас немало сомнений.

Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Но еще имеет место серьезное ослабление внимания к вопросам социально - профессионального самоопределения учащихся во всех типах учебных заведений и прежде всего в общеобразовательной школе, слабая связь между системой образования и рынком труда. Все это свидетельствует о том, только согласованная и целенаправленная работа педагогических коллективов школ и других образовательных учреждений положительно сказывается на общем повышении качества психологической и практической подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Известно, что процесс социально-профессионального самоопределения непрерывный, осуществляемый на всех этапах обучения и жизни. Сегодня намечается и еще одна немаловажная тенденция: возрождается интерес к проблеме самореализации, самоопределения со стороны практических работников.

Развитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультативной помощи.

Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы - это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то проблема оценки правильности профессионального выбора приобретает особую сложность.

Итак, фактор общественной престижности продолжает оставаться решающим при выборе профессии. По-прежнему выпускники школ ориентированы на получение ставших уже массовыми профессий менеджеров, экономистов, юристов, бухгалтеров. Хотя, как доказывает проведенное исследование, интересными для выпускников являются профессии, связанные с общением и приносящими полезность окружающим, однако субъективные представления старшеклассников о выбранной ими профессии не соответствуют реальной действительности.

По результатам исследования учителям старших классов средней общеобразовательной школы №6 предлагаются такие рекомендации.

1. Психологам, социальным педагогам оказывать помощь школьникам в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем.

2. Выполнять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодёжью профессий с учетом интересов, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующую развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого – педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и приносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает старшеклассника от соблазнов сегодняшней жизни).

В качестве гипотезы выдвинули предположение: чем объективнее представление старшеклассников о востребованности профессий на рынке труда с представлениями самого рынка труда, тем ближе старшеклассники к выбору профессии.

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М: "АспектПресс", 2004. - 365с.

2. Батаршев А. В. Психология личности и общения. – М. : Владос, 2004. – 246 с.

3. Берг В. Карьера - суперигра. - М. : АО Интерэксперт, 1998. - 272 с.

4. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М. : Мысль, 1990. - 220 с.

5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - Совершенство, 1997. - 297 с.

6. Брушлинский А. В. Психология субъекта профессиональной деятельности. - Москва - Ярославль: ДИА - пресс, 2001 – 263 с.

7. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М. Р. Гинзбург // Мир в психологии и психология в мире - 1995 - № 3 - с. 21-28.

8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

9. Горбатенко Т. М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников // Вопросы психологии - 1988 - №2 - с. 138-141.

10. Дубровина И. В. Практическая психология образования / Под. ред. И. В. Дубровиной. - М. , 1997. - с. 386-387.

11. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. – М. :ИП РАН, 1994. – 318 с.

12. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс, 2000 - № 3. – с. 36-38.

13. Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.

14. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособ. - М. : Из-во МГУ, 1995. – 224 с.

15. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М. : Академия, 2007. – 304 с.

16. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М. : Знание, 1983. - №2. - 95 с.

17. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. Вопросы психологии - 1984. - №4. - с. 5-11.

18. Маслоу А. Мотивация и личность: Перевод с английского. – СПб: Питер, 2006. – 352 с

19. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М. : Академия, 2004. – 368 с.

20. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М. : Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 246 с.

21. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. – М. : Академия, 2008. – 319 с.

22. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. - М. : Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

23. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.

24. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. - М. : МПСИ, Флинта, 1998. - 184 с.

25. Сафин В. Ф. Психологические аспекты самоопределения личности. // Психологический журнал – 1984. - №4 - с. 65-73.

26. Сорокина Н. В. Формирование мотивации профессионального самоопределения. - Тула: ОЛЛИ, 2004. - 90 с.

27. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии. – 2005. - №1. – С. 34-36.

28. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. - М. 1996. – 178 с.

29. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие. - М. : Из-во Моск. психол. -социального ин-та; Воронеж: Из-во НПО МОДЕК, 2005. – 240 с.

30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: