• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Специфика аналитического жанра в кофессиональных изданиях (на примере православной газеты «Кифа» и исламской газеты «Ас - Салам»)

Предмет:Реклама и PR
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:75
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:изданий, издания, газете, жанров, жизни, церкви, статьи, может, газеты, томчто, свою, газета, кифа, сми, людей
Процент оригинальности:
81 %
Цена:1200 руб.
Содержание:

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Современная религиозная печать России…………………………6

1. 1. Система православных и исламских изданий в России……………………6

1. 2. Проповедь как основа религиозной публицистики………………………15

1. 3. Задачи и функции религиозной прессы…………………………………. . . 22

Глава 2. Характеристика аналитических жанров журналистики………31

2. 1. Понятие и структура аналитических жанров……………………………. . . 31

2. 2. Ведущие жанры аналитики………………………………………………. . . 36

Глава 3. Ведущие жанры аналитики в конфессиональных изданиях (на примере центральных религиозных газет)…………………………………40

3. 1. Особенности аналитических жанров в православной газете «Кифа»…. . . 40

3. 2. Специфика аналитических жанров в исламской газете «Ас-Салам»……52

3. 3. Сравнительная характеристика ведущих аналитических жанров в православном и исламском изданиях…………………………………………. . 61

Заключение …………………………. . …………………………………………65

Список литературы и источников…………………………………………. . . 68

Приложение 1…………………………………………………………………. . . . . 73

Приложение 2……………………………………………………………………. 74

Приложение 3……………………………………………………………………. 75

Вступление:

Актуальность. Сегодня конфессиональная пресса, под которой мы понимаем периодические издания, издаваемые различными религиозными организациями, законно действующими на территории России, не является феноменом. Однако любопытным становится тот факт, что такая пресса ныне видоизменяется сообразно требованиям современного общества. И хотя в конфессиональной прессе по-прежнему остается жесткая позиция по отношению к инакомыслию, она все больше и больше ориентируются на широкий круг читателей: от детей дошкольного возраста до взрослой аудитории. Такая ориентация требует продуманной редакционной стратегии, в основе которой должна лежать идея просвещения, разъяснения, при этом информация должна быть доступной для читателя любого уровня. Ведь религиозные издания ставят перед обществом важные задачи, затрагивающие, прежде всего духовную сферу деятельности человека, направляя внимание на важные факты, проблемы, связанные с его судьбой.

В связи с этим на первый план в таких изданиях должны выходить аналитические материалы. На практике происходит все наоборот: в конфессиональных периодических изданиях аналитических, художественно-публицистических материалов катастрофически не достает, что отражается на их качестве, тираже, типологических особенностях.

Названные причины обуславливают актуальность избранной темы. Это подтверждается и данными опроса, проведенного среди жителей Ханты-Мансийска. Опрос проводился среди возрастной категории от 18 лет и старше на тему «Нужны ли читателям религиозные издания?». Исследование ответов показало, что большинство из читателей «за» развитие конфессиональных изданий.

Новизна работы заключается в том, что впервые принят сравнительный анализ аналитических материалов изданий разных конфессий – исламской и православной.

Цель исследования – выявить специфику аналитических жанров в конфессиональных изданиях (на примере центральных российских изданий – православной газеты «Кифа» и исламской газеты «Ас ? Салам» за 2010 год).

Поставленная цель потребовала решения следующих задач исследования:

• изучение истории отечественной религиозной печати

• изучение теории аналитических жанров;

• определение соотношения жанров в исламской и православной газетах для выявления значимости аналитики в изданиях;

• определение специфики аналитических жанров в конфессиональной прессе.

Объект исследования: исламская газета Духовного Управления Мусульман Дагестана «Ас-Салам» и еженедельная газета Преображенского содружества малых братств «Кифа» за 2010 год. Оба издания распространяются на территории РФ и СНГ.

Предмет исследования: специфика аналитических материалов в религиозной прессе разных конфессий, их характер взаимодействия с аудиторией, степень влияния на нее.

Эмпирическая база. В процессе работы нами использовались номера православной газеты «Кифа» и исламской газеты «Ас-Салам» за 2010 год.

Теоретическая база. Поскольку конфессиональная журналистика находится в стадии формирования, и научная и учебная литература по этому предмету практически отсутствует, то теоретической основой нашего исследования стали научные статьи, опубликованные на епархианальных и других сайтах, а так же, научные доклады, которые были представлены на международных фестивалях религиозных СМИ.

Методы исследования. В работе применялись следующие методы исследования: описательный, статистический (прием количественных подсчетов), сравнительный анализ, а также методы научно познавательные – дедуктивный, индуктивный.

Отдельные положения дипломного исследования апробированы в курсовой работе «Методика работы журналистов конфессиональных изданий», в докладах на семинарских занятиях и в публикации в газете «Город ХМ» 24 марта 2011 года №12 под названием «Наедине с верой», стр. 17 (см. приложение).

Практическая значимость. Данная работа может быть использована в качестве научно – дополнительного материала для студентов-журналистов, изучающих учебные курсы, посвященные проблемам религиозной журналистики.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Заключение:

В последнее время конфессиональная пресса наряду с корпоративными изданиями занимает важное место в отечественной журналистике. Систему православной и мусульманской печати представляют не только религиозные газеты и журналы различного уровня и типа. Множество изданий выпускаются совместными усилиями церковных, исламских общественных, иногда государственных организаций и частных лиц. Это дает основание классифицировать их как религиозно-общественные и религиозно-политические издания, что в свою очередь свидетельствует о возрастающей роли Русской Православной Церкви и Ислама в обществе, о том, что институт религии готов обсуждать все самые острые проблемы общественной жизни. Главной задачей конфессиональных изданий должно стать не только духовное окормление верующих читателей, но и тех, кого относят к людям неверующим, тем, кто хотел бы узнать больше о вероучениях, традициях, обрядах и т. д. И хотя в конфессиональной прессе по-прежнему остается жесткая позиция по отношению к инакомыслию, она все больше и больше ориентируются на широкий круг читателей, что в свою очередь требует продуманной редакционной стратегии, в основе которой должна лежать идея просвещения, разъяснения, при этом информация должна быть доступной для читателя любого уровня.

Говоря о системе религиозной печати России в целом, нужно отметить ее развитие. В связи с этим все больше внимания уделяется качеству материалов. Мы установили, что в православной газете «Кифа» по сравнению с 2009 годом количество материалов аналитического характера возросло вдвое. Их доля не превышает количества информационных жанров, но они более разнообразны, интересны и полемичны. Среди аналитических жанров встречаются несколько видов аналитической статьи. Однако о них можно говорить с определенной долей условности, поскольку, к примеру, такой вид аналитической статьи, как «передовица», находится под влиянием проповеди. Популярным видом аналитической статьи являются агитационная и научно-популярная, реже встречается полемическая статья. На втором месте жанр аналитического интервью, на третьем – беседа и круглый стол, а завершает жанровое разнообразие аналитический отчет.

Разнородность аналитических материалов в исследуемом православном издании позволяет судить о ее концептуальном своеобразии: "Кифа" ориентируется не только на людей, посещающих храм, она интересна и невоцерковленному читателю. Газета стремится говорить с ним на понятном ему языке, намеренно упрощая оригинальный текст, взятый из Писания, своеобразно пересказывая его, но при этом сохраняя его первоначальный смысл. Поэтому в «Кифе» часто можно встретить аналитические материалы, в которых использованы приемы научно - популярной статьи, где автор аргументировано «внушает» определенное отношение к описываемым фактам, явлениям, закономерностям, показывая, что они заслуживают внимания не только специалистов, но и каждого любознательного человека. Та же самая особенность характерна и для исламской газеты «Ас-Салам». Жанр статьи здесь занимает главенствующее место, хотя на втором месте – комментарий, на третьем - интервью. Все материалы чаще агитационного содержания, которые явно преследуют цель – раскрыть истинность понятия и вероучения Ислама для более широкого круга людей. Часто жанр статьи в газете «Ас-Салам» в основном представляет собой субъективный монолог, где ярко выражена личность и позиция автора. Как правило, основная задача религиозного издания состоит не столько в богословском теоретизировании, сколько в завоевании доверия у людей. Слишком сложные богословские публикации могут только оттолкнуть читателя и создать у него впечатление о том, что это «не его общество». В данном исламском издании аналитические публикации стремятся любыми средствами привлечь к себе внимание читателя, и поэтому готовы к диалогу с ним на любые интересные темы. Общение осуществляется на понятном, доступном простому человеку языке. Отличительная особенность исламского издания заключается в том, что здесь преобладают аналитические жанры и при этом журналист, пишущий на религиозные темы, не пытается в лоб доказывать свою правоту: незатейливо, бесхитростно он вовлекает в свое поле читателей, приглашая к размышлению вместе с ним о вещах, казалось бы, земных, но очень важных для всех нас. Отсюда проповеднический характер изложения аналитических жанров исследуемых изданий. Используя элементы проповеди, авторы стремятся воздействовать не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу адресата (широкого круга верующих и неверующих). В журналистских аналитических текстах эта высокая степень экспрессии создаётся за счёт повторов, риторических обращений, восклицательных предложений и возвышенной лексики. На страницах газет «Ас-Салам» и «Кифа» зачастую встречаются, проповеди священнослужителей. Подобный жанр написания текстов претендует на ту степень искренности интонации, которая, пожалуй, недоступна никаким другим светским публикациям.

Но все же, в исламском и православном изданиях «выигрывают» те аналитические материалы, в которых раскрывается судьба человека, связанного с религией. В них герой искренне делится самым сокровенным, раскрывая перед читателем свою душу. Такие публикации можно отнести к типу исповеди, который также характерен для аналитических жанров в конфессиональных изданиях.

Как выяснило наше исследование, специфика аналитических жанров не возможна без учета «этикетности» в подаче религиозной тематики. Этим обуславливается глубокое уважение к вере и религиозным понятиям. Специфической чертой аналитических жанров в конфессиональных изданиях так же является умение дать автором оценку происходящему с позиции верующего человека, который проявляет заботу о своих читателях, пытаясь деликатно наставлять их на истинный путь вероучения. И в этом, на наш взгляд, заключена главная черта, свойственная аналитическим жанрам в газетах «Кифа» и «Ас-Салам».

Список литературы:

Источники

1. Кифа : православ. газ. / Преображенское содружество малых православ. братств. – 2010. - №№ 1-3; 6-9; 13; 14; 16.

2. Ас-Салам : духовно-просветит. газ. / Духовное управление мусульман Дагестана. – 2010. ? №№ 1-3; 5; 9; 15-19.

Общетеоретическая литература

1. Волков, А. И. История византийской проповеди [Электронный ресурс] / А. И. Волков. ? Режим доступа : http://lib. eparhia-saratov. ru/books/ noauthor/preaching/2. html. ? Загл. с экрана.

2. Павленко, К. М. Печать русской православной церкви [Электронный ресурс] / К. М. Павленко. ? Режим доступа : http://www. bestreferat. ru/referat-38803. html. ? Загл. с экрана.

3. Лученко, К. Л. Церковь и общество [Электронный ресурс] / К. Л. Лученко. – Режим доступа : http://tserkov. eparhia. ru/numbers/ churchsociety/?ID=857 . html. ? Загл. с экрана.

4. Костикова, Н. Р. Этика отношений в информационном поле Церкви / Н. Р. Костикова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2002. ? №4. ? С. 54.

5. Кожбахтеев, В. Г. Аналитическая журналистика в России [Электронный ресурс] / В. Г. Кожбахтеев. – Режим доступа : http://www. ca-oasis. info. – Загл. с экрана.

6. Журналистика-Церковь-Просвещение : сб. ст. Вып. 2 / под ред. Г. В. Жиркова / С. -Петербург: С. -Петерб. гос. ун-т, 2002.

7. Баженова, М. Д. Церковная лексика в СМИ [Электронный ресурс] / М. Д. Боженова. – Режим доступа : http://www. gramota. ru/ numbers/churchsociety/ ?ID=857. html. ? Загл. с экрана.

8. Измайлов, А. Ю. Герменевтика [Электронный ресурс] / А. Ю. Измайлов. – Режим доступа : http://www. klikovo. ru/db/book/ msg/1135. html. ? Загл. с экрана.

9. Воронин, В. В. Что такое проповедь [Электронный ресурс] / В. В. Воронин. – Режим доступа : http://ru. wikipedia. org/wiki. ? Загл. с экрана.

31. Моторин, А. А. Словесность и литература: духовные основы русского и западноевропейского подхода к словесному творчеству / А. А. Моторин // Словесность и литература. – М. , 2000. ? 323 с.

32. Буткевич, Т. М. Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа / Т. М. Буткевич // Религия христианства. – Киев. : 2007. – С 135. Василий Великий, святитель. Творения. / сост. Смирнова // Творения. ? М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 704 с.

33. Костикова, Н. Б. Этика отношений в информационном поле Церкви / Н. Б. Костикова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2002. ? №4. – С 54.

34. Крылова, О. А. Лингвистическая стилистика / О. А. Крылова // Лингвистическая стилистика. – М. : Высшая школа, 2006. ? 319 с.

35. Зорин, Н. Н. Стереотипность и творчество в тексте/ Н. Н. Зорин // Межвуз. сб. научн. тр. – Пермь, 2000. – 569 с.

36. Кожина, М. Н. Церковно-религиозный стиль / М. Н. Кожина / Стилистика русского языка – М. : Флинта: Наука, 2008. ? 464 с.

37. Розенталь, Д. Э. Голуб, И. Б. Творчество в тексте / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб // Секреты стилистики ? М. , 1996. ? С. 35-47.

38. Иван, А. А. Истоки риторики / А. А. Иван // Риторика: искусство убеждать : учебное пособие. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с.

39. Прохоров, Е. П. Секреты публицистики / Е. П. Прохоров // Искусство публицистики: размышления и разборы. ? М. , 1994. ? С. 20-25.

40. Корнилова, Е. Н. Своеобразие публицистики античной эпохи / Е. Н. Корнилова // Риторика - искусство убеждать. ? М. , 1998. ? С. 112-113.

43. Волков, А. И. История византийской проповеди [Электронный ресурс] / А. И. Волков. ? Режим доступа : http://lib. eparhia-saratov. ru/books/ noauthor/preaching/2. html. ? Загл. с экрана.

41. Павленко, К. М. Печать русской православной церкви [Электронный ресурс] / К. М. Павленко. ? Режим доступа : http://www. bestreferat. ru/referat-38803. html. ? Загл. с экрана.

42. Костикова, Н. Р. Этика отношений в информационном поле Церкви / Н. Р. Костикова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2002. ? №4. ? С. 54.

43. По материалам пресс-службы Украинской Православной Церкви [Электронный ресурс]. ? Режим доступа : http://www. orthodox. org. ua. ? Загл. с экрана.

44. Журналистика-Церковь-Просвещение : сб. ст. Вып. 2 / под ред. Г. В. Жиркова. ? С. -Петербург: С. -Петерб. гос. ун-т, 2002.

45. Баженова, М. Д. Церковная лексика в СМИ [Электронный ресурс] / М. Д. Боженова. – Режим доступа : http://www. gramota. ru/ numbers/churchsociety/ ?ID=857. html. ? Загл. с экрана.

46. Измайлов, А. Ю. Герменевтика [Электронный ресурс] / А. Ю. Измайлов. – Режим доступа : http://www. klikovo. ru/db /book/msg /1135. html. ? Загл. с экрана.

47. Воронин, В. В. Что такое проповедь [Электронный ресурс] / В. В. Воронин. – Режим доступа : http://ru. wikipedia. org/wiki. ? Загл. с экрана.

48. Моторин, А. А. Словесность и литература: духовные основы русского и западноевропейского подхода к словесному творчеству / А. А. Моторин // Словесность и литература. – М. , 2000. ? 323 с.

49. Буткевич, Т. М. Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа / Т. М. Буткевич // Религия христианства. – К. : 2007. – С 135.

50. Василий Великий, святитель. Творения. / сост. Смирнова // Творения. ? М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 704 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: