• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Аудитории Интернета как объекта социологического исследования

Предмет:Социология
Тип:Курсовая
Объем, листов:77
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:интернета, аудитория, аудитории, часть, россии, теоретическая, ростов-на-дону, год, содержание, введение, количественный, качественный, интересы, людей
Процент оригинальности:
90 %
Цена:1200 руб.
Содержание:

Введение

1. Теоретическая часть

1. 1. Аудитория Интернета в России

1. 2. Количественный и качественный состав аудитории Интернета

1. 3. Суточная аудитория интернета в РФ в 2008 году выросла на треть

1. 4. Цели и интересы людей, составляющих интернет – аудитории

? подростки и юношеский возраст

? молодежь (в т. ч. студенты)

? средний возраст

2. Практическая часть

2. 1. Техники и методики проведения подобных исследований

2. 2. Основные техники и методики при определении категории «пользователи Интернета»

2. 3. Описание проводимого исследования

2. 4. Результаты исследования

Заключение

Список используемой литературы

Приложение .

Вступление:

В настоящее время киберпространство большими темпами охватывает все сферы жизни и деятельности людей. В связи с этим будет целесообразно провести многоаспектное изучение аудиторий Интернета с учетом изменений структуры этой аудитории.

Для этого следует определить цели исследования.

Первая цель данного исследования – сделать анализ социальной статистики посещения интернета российскими пользователями.

Вторая цель – внести комментарии к социально-демографическому профилю Российской интернет-аудитории (2005-2008 год).

Третья цель – описать методики и техники изучения аудиторий интернет.

Для достижения целей нужно решить следующие задачи.

1. Провести анализ статистики и проанализировать эффективность методик и техник анализа пользования Интернетом;

2. Определить пространственную локализацию пользования Интернетом;

3. Определить, что привлекает людей в Глобальной Сети;

4. Определить основные характеристики интернет-аудитории;

5. Выяснить, могут ли респонденты обходиться без Всемирной паутины;

6. Определить уровень проникновения Интернета;

7. Выявить частоту посещения web-страниц;

Объектом исследования являются пользователи Рунета.

Предметом исследования - значимость Интернета для россиян,

т. е. насколько им важна Всемирная паутина, насколько они зависят от Интернета и что от него хотят, могут ли россияне обойтись без Киберпространства.

Степень научной разработанности темы.

Интернет привлекает различных ученых: психологов, политологов, социологов, экономистов, юристов, философов.

Психологов в первую очередь интересуют проблемы идентичности в условиях анонимности Интернет-деятельности, мотивации различных групп пользователей, влияния опыта использования Интернета на повседневное поведение, проблемы внутригруппового взаимодействия в складывающихся Интернет-сообществах, проблемы Интернет-зависимости.

Политологов в первую очередь интересует роль Интернета в политической коммуникации общества и использование Интернета в политическом PR-e.

Экономистов интересует развитие технологий и показатели электронного бизнеса, рекламы, экономическая эффективность вложений в развитие сайта и сетевых сервисов организации, интернетизацию рабочих мест и обучения персонала.

Юристов в первую очередь волнуют вопросы защиты авторского права в условиях Интернета, создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность юридических и физических лиц в Интернете.

Философов интересуют теоретические вопросы взаимосвязи Интернета и глобализации, Интернета и информационного общества, соотношение в Интернете баланса анонимности (и неприкосновенности частной жизни) и безопасности общества.

Социологов в свою очередь интересуют вопросы общей численности и структуры аудитории (по частоте использования, социально-демографическим признакам), взаимовлияние Интернета и различных социальных подсистем общества (культуры, политики, экономики, образования и т. д. ), место Интернета в обществе, его внутренняя структура, а также многие вопросы на стыке с перечисленными науками.

Таким образом, следует отметить достаточно широкий спектр гуманитарных научных проблем в изучении Интернета.

В первую очередь хочется отметить наиболее значимые источники, которые способствовали написанию данной работы. Сборник «Интернет и российское общество» объединяет работы, посвященные взаимосвязям Интернета и общества, его роли Интернета.

Ценные методические и методологические разработки представлены в сборнике научных статей «Методологические проблемы и практика изучения Интернета» под ред. к. п. н. А. В. Шарикова.

Наиболее свежая эмпирическая информация о развитии аудитории Интернета была почерпнута из аналитических обзоров «Интернет в России» Фонда «Общественное мнение».

Первым к социологическому анализу данного социального феномена обратился Мануэль Кастельс, чья концепция оказала большое влияние на формирование научного знания по этому вопросу. Он описал социальную и экономическую ситуацию в период вхождения человечества в новую эпоху, которую сам он назвал « информационной». В 1992 году Маршал Маклюэн предположил, что Интернет превращает современный мир в аналог некоей глобальной деревни, возвращаясь от сегодняшних отчужденных отношений, к племенному типу отношений между людьми.

Вопрос о возможном переносе социальных отношений, сложившихся в специфических условиях киберпространства в реальную жизнь на новых основаниях затрагивает С. Кизима в своей работе «Интернет в России: влияние на социальную стратификацию».

Ряд работ таких исследователей, как А. Жичкина, Е. Белинская, Ю. Нестеров, посвящены раскрытию психологических аспектов виртуальной коммуникации в различных сетевых сообществах. Общая идейная проработка этих вопросов в новейшей истории была начата в 70-е годы западными футурологами Дж. Гэлбрейтом, Э. Тофлером, П. Дракером и другими.

В России близкие исследования проводятся А. И. Ракитовым, Р. И. Цвылевым, в ряде лабораторий ЦЭМИ РАН. Такие известные социологические организации, как Global Reach, eTForecasts, SpyLOG, Gallup Ltd, Gallup Media, Фонд «Общественное Мнение», агентство Monitoring. ru и другие, регулярно проводят массу исследований аудитории Сети. Ими выявлен и подробно описан факт прироста российской Интернет-аудитории за последние три года в среднем на 10-12% ежеквартально.

Общей особенностью этих исследований является анализ возможных социально-экономических, социально-демографических, гендерных , возрастных и других изменений.

Данная дипломная работа опирается на работы следующих ученых:

Д. В. Иванов (теоретический анализ современных явлений на основе концепции виртуализации общества); А. Е. Шадрин (анализ широкого спектра проблем влияния Интернета на социальные институты общества, особенностей сетевых организаций); А. В. Чугунов, В. А. Ачкасова, Б. З. Докторов (аналитические обзоры развития Интернета в России, исследований аудитории в России, влияние Интернета на современное российское общество); Е. Б. Галицкий22, П. К. Залесский23 (изучение аудитории Интернет в России); В. Е. Лепский, А. Г. Рапуто, С. В. Бондаренко (сетевые сообщества);

Для данной работы важны гипотезы.

Одна из гипотез работы заключается в предположении, что достаточно высока динамика распространения Интернета среди женской части аудитории и большую часть аудитории по-прежнему составляет молодежь. Имеет место быть еще одна гипотеза - основную долю пользователей Интернета составляют лица с высшим образованием, но также увеличивается доля аудитории, имеющей среднее специальное образование.

Есть данные в целом по России о составе пользователей Рунета, но хотелось бы исследовать состав пользователей Интернета, обучающихся в Южном Федеральном Университете.

Структура дипломной работы включает: введение, две главы, состоящие из параграфов, заключение, список использованной литературы и приложение, в котором приведена программа социологического исследования.

Во Введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, предмет, объект, теоретико-методологическая база, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой (теоретической) главе анализируются социальная статистика посещения интернета российскими пользователями, количественный и качественный состав аудитории Интернета; а также рассматриваются цели и интересы людей, составляющих интернет – аудитории, а в частности: подростков и юношеского возраста, молодежи (в т. ч. студентов) и среднего возраста.

Во второй (практической) главе подробно описывается и анализируется исследование «Социологический анализ интернет-аудитории студентов ЮФУ», где приводятся результаты опросов, проведенных автором в 2009 году; а также техники и методики проведения подобных исследований и техники и методики при определении категории «пользователи Интернета».

В Заключении подведены общие итоги исследования.

В Приложение включена наглядная информация по теоретической части, программа социологического исследования и инструментарий проводимого исследования.

Заключение:

В данной работе была рассмотрена аудитория интернет как объект социологических исследований. Опираясь на известные техники и методики, была предложена программа исследования «Социологический анализ студенческой интернет-аудитории Южного Федерального Университета».

В работе была достигнуты цели и решены задачи. Теперь мы знаем отношение россиян к виртуальной сети. Самым популярным местом пользования Интернетом в России является работа (48%), затем следуют дом (32%), место учебы (21%) и, наконец, Интернет-кафе (12%).

С каждым годом возрастает общее число ресурсов Сети, в частности происходит увеличение количества сайтов крупных организаций и числа сайтов небольших компаний.

Максимальные темпы роста наблюдались в категориях “Недвижимость” (29%), “Строительство” (26%), “Путешествия” (25%), “Товары и услуги” (24%), “Работа” (22%), “Техника” (21%) и “Законы” (27%). Опережающими темпами росли также такие тематические ресурсы, как “Связь”, “Наука”, “Банки” и др. Из культурно-развлекательных категорий высокий рост был характерен только для “Кино”: число сайтов по этой категории увеличилось на 21%.

Таким образом, можно заключить, что быстро растущая аудитория сети Интернет - молодая, прогрессивная, высокообразованная и обеспеченная часть общества, являясь потенциальными покупателями, представляет повышенный интерес для большинства рекламодателей.

Проведенные в 2009 году исследования свидетельствуют о продолжающихся изменениях в социально-демографической структуре аудитории российского сегмента Сети. В частности, достаточно высока динамика распространения Интернета среди женской части аудитории. Существенных изменений в возрастной структуре пользователей Интернета не произошло. Большую часть аудитории по-прежнему составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, доля этой возрастной группы охватывает половину всех пользователей российской сети. Как и прежде основную долю пользователей Интернета составляют лица с высшим образованием. Вместе с тем, сохраняется тенденция роста доли аудитории, имеющей среднее специальное образование.

Среди различных групп населения по роду занятий наиболее активно пользуются Интернетом служащие с высшим образованием. На долю этой категории пользователей приходится 27,5% от всей российской аудитории глобальной сети. На втором месте по активности пользования находятся студенты и учащиеся дневных отделений ВУЗов (21,5%). Третье место занимают служащие со средним образованием. Как и пять лет назад, наименее распространен Интернет среди неработающих пенсионеров и неквалифицированных рабочих, их доля составляет 2,6% и 1,7% соответственно.

Таким образом, мы получили портрет российских Интернет-пользователей. Данная тема хоть и изучается различными социологическими центрами, но она не может быть до конца исследована, так как с каждым днем пользователей всемирной паутины становится больше.

Список литературы:

1. Лебедев П. Проблемы и барьеры развития Рунета: экспертные мнения. Социальная реальность №7, 2008 .

2. Еляков А. Д. Информационная свобода человека, 2004, С. 23

3. Абрамов Р. Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества. СоцИс 2002, №3. С. 134

4. Мудрик. Социализация человека, 2005. с. 196

5. Щеглова С. Н. Использование интернет-технологий в преподавании социологических дисциплин. СоцИс 2002, №4. С. 130

6. Галицкий Е. Описательные исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. Социология, 2005

7. Галицкий Е. Социум в коммуникативном измерении, Вестник МГУ, 2005

8. Сборник «Интернет и российское общество»

9. «Методологические проблемы и практика изучения Интернета» под ред. к. п. н. А. В. Шарикова.

10. Хохлов Ю. Е. Стимулы и барьеры на пути развития информационного общества в России // Инофрмационное общество. - 2008. № 1-2, С. 37-46

11. Цапенко И. П. , Шапошник С. Б. Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве // Информационное общество. - 2006. - № 2-3. С. 12-27.

12. ИРИО, октябрь 2008 г. Евростат, 2008 г.

13. Панарина Н. А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях СоцИс. 2004, №4. с. 167

14. www. Spylog. ru. Россия: Интернет-аудитория и Интернет-маркетинг

15. www. monitoring. ru. Реальная аудитория Интернета в России.

16. internet. strana. ru. Исследования интернет-аудитории.

17. www. fom. ru Подростки и Интернет.

18. www. psynet. car-fax. ru. Нестеров. К вопросу о динамике сетевых сообществ.

19. www. gallup. ru. Техники исследования интернет-аудиторй.

20. www. socioline. ru

21. www. romir. ru

22. www. gfk. ru

23. www. eMarketer. ru

24. www. levada. ru

25. www. voxru. net

26. www. comcon-2. ru

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: