• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Организация социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста

Предмет:Социология
Тип:Курсовая
Объем, листов:52
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:пожилого, людей, социальной, возраста, пожилых, старческого, социального, жизни, обслуживания, женщин, работы, выхода, социальных, числа, всех
Процент оригинальности:
82 %
Цена:550 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Теоретические основы социальной работы с гражданами пожилого и

старческого возраста. 7

1. 1 Феномен старости и социогеронтологические теории. 7

1. 2 Типы приспособления личности к старости. 13

1. 3 Содержание социальной работы с пожилыми людьми. 15

2 Особенности организации социальной работы с гражданами пожилого

и старческого возраста. 20

2. 1 Эмпирическое исследование социально – психологического

состояния людей пожилого и старческого возраста. 20

2. 2 Государственная инновационная модель организации

социального обслуживания населения пожилого возраста. 28

2. 3 Деятельность ТЦСОН в рамках социальной работы с

гражданами пожилого и старческого возраста. 34

Заключение. 43

Список использованных источников . 48

Приложение А. 52

Вступление:

Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь её репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне [1, с. 3].

Актуальность исследования особенностей социальной работы с пожилыми людьми обусловлена следующими обстоятельствами: - во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;- во-вторых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;- в-третьих, необходимостью выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Изучением данной проблемы занимались многие отечественные исследователи. Так, М. Н. Руткевич, Г. Г. Силласте, З. Н. Тихонова выявили влияние социального окружения людей, пожилого и старческого возраста, на их отношение в прошлому и будущему. Е. Л. Аврамова, Л. П. Бызов, М. К. Горшков, Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина изучали социальную адаптацию людей пожилого возраста после выхода их на пенсию. Исследования Н. В. Герасимовой, Н. М. Зоркой, Н. В. Паниной выявили основные социально – психологические проблемы людей данного возраста. А. В. Дмитриев, В. Г. Доброхлеб, Б. Д. Дубин, В. Д. Патрушев определили положение людей пожилого и старческого возраста в современном обществе. Е. Г. Бодрова, Л. Б. Волынская, Э. К. Васильева, А. В. Писарев посвятили свои исследования изучению ценностных ориентаций пожилых людей. Однако в анализируемых работах лица пожилого и старческого возраста в качестве самостоятельного объекта не исследовались.

Исходя из выше изложенного, нами и была определена тема нашей дипломной работы «Организация социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста”

Целью работы является изучение организации социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста.

Объектом исследования являются граждане пожилого и старческого возраста.

Предметом исследования являются особенности социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: у большинства людей пожилого и старческого возраста имеются существенные негативные особенности в отношении к жизни, к собственному прошлому, будущему и самооценке. Учёт этих особенностей в социальной работе с людьми пожилого и старческого возраста приведёт к улучшению качества обслуживания данной категории населения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

• описать феномен старости и основные социогеронтологические теории;

• проанализировать изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте;

• выделить типы приспособления личности к старости;

• определить содержание социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста;

• организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на изучение социально – психологического состояния людей пожилого и старческого возраста;

• изучить деятельность ТЦСОН в рамках социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста;

• описать региональную модель организации социального обслуживания населения пожилого возраста.

Методологическую основу исследования составляют акмеологический подход, рассматривающий пожилой возраст как высшую стадию зрелости личности и её социализации, антрополого-культурологический подход, философско-этические учения о нравственности; принципы единства сознания и деятельности, понимание амбивалентной сущности человека, проявляемой в двух её ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности.

Основными методами исследования являлись:

• теоретический анализ литературных источников;

• диагностические методы (анкетирование; тестировании);

• методы количественной и качественной обработки полученных данных.

Научная новизна данного исследования заключается в разработке анкеты, направленной на выявление изменений в психологическом, физическом и социальном положении женщин пожилого и старческого возраста. С помощью данной анкеты могут быть выявлены основные особенности социально – психологического состояния людей пожилого и старческого возраста.

Теоретическая значимость: в ходе исследования нами проанализированы идеи и концепции психологии, геронтологии, социальной педагогики, социологии, акмеологии, социальной психологии и психотерапии в отношении факторов, влияющих на психологические особенности людей пожилого и старческого возраста и выбор адекватных методов социальной работы с ними.

Практическая значимость: данная работа поможет найти ответы на многие вопросы, касающиеся особенностей социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста, как студентам, так и социальным педагогам, психологам и социальным работникам, работающим с данной категорией лиц.

Апробация результатов данного исследования проведена в рамках деятельности социальных работников Центра социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска.

Данная дипломная работа состоит из двух глав, 6 параграфов, введения, заключения и списка использованных источников, в который входит 40 источников. Работа изложена на 51 печатном листе.

Заключение:

Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь её репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Подводя итог нашему теоретическому исследованию, мы можем сделать следующие выводы: старость рассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.

Наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее, было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.

Основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все классификации носят ориентировочный характер, с тем, они необходимы, чтобы составить некоторую базу для конкретной социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Кроме того, клиенты пожилого и старческого возраста хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать. В этих желаниях отражена затаённая потребность пожилых людей в большем внимании к себе, добром, все понимающем взгляде в заботливой умелой руке. Социальная работа - работа трудная, требующая отдачи душевных сил, житейского опыта, но ещё и понимания психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение теорией и методикой социальной работы.

Своё эмпирическое исследование мы провели на базе Территориального Центра социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска. Целью нашего исследования являлось выявление социально – психологического состояния людей пожилого и старческого возраста.

Основными задачами исследования являлись: выявление изменений в психологическом состоянии людей после выхода на пенсию; изучение эмоциональной сферы людей после выхода на пенсию; обработка и апробирование результатов.

В нашем исследовании проведено сравнение некоторых психологических особенностей женщин пожилого и старческого возраста в эмоциональной сфере и в сфере самосознания. В исследовании принимали участие 20 женщин возрасте от 65 до 80 лет, различающиеся по семейному положению, уровню образования, проживающие в городе Витебске.

Надо отметить, что в ходе тестирования мы неоднократно сталкивались с болезненным реагированием женщин на вопросы о будущем. Это выражалось буквально так: «Впереди только старость – какое уж тут будущее». У таких женщин происходит сужение временного горизонта, то есть отдалённое будущее уже в него не включается. Вероятно, это можно объяснить влиянием негативных стереотипов старости на пожилых людей, которые интериоризируют эти стереотипы и соответственно им формируют заниженные ожидания.

Анализ результатов тестирования также свидетельствует о направленности целей женщин пожилого и старческого возраста на настоящее. Они больше ориентируются на текущие бытовые стороны жизни («сделать ремонт в квартире», «отремонтировать дачу»). Респонденты группы довольно редко высказываются о дальних перспективах своей жизни.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что имеются существенные особенности в психическом состоянии у лиц пожилого и старческого возраста. Данные нашего исследования свидетельствуют о склонности женщин к негативным эмоциональным состояниям (тревожности, фрустрации, ригидности, депрессии.

Таким образом, данное исследование показало, что сосредоточение жизненной активности женщин пожилого и старческого возраста на интересах узкого социального пространства (например, собственной семьи) не способствует оптимизации процесса их адаптации к данному периоду жизни.

По полученным результатам,также мы можем сделать следующие выводы: в социальной работе ТЦСОН с гражданами пожилого и старческого возраста можно выделить следующие технологические задачи: выявление среди граждан пожилого возраста тех, кто нуждается в социальной поддержке (используется технология социальной диагностики); определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке (социальное консультирование); привлечение государственных и общественных организаций для совместной деятельности в отношении пожилых граждан (социальное посредничество и социальное партнерство); предоставление различных видов услуг разового или постоянного характера пожилым гражданам, нуждающимся в этом (социальное обслуживание); обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых граждан (социальный патронат); предоставление бесплатной культурно-бытовой, юридической, медицинской и т. п. информации (социальное информирование); оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и в том числе инвалидам (социальное обслуживание на дому); организация натуральной гуманитарной срочной и адресной помощи социального характера (социальная помощь).

В отношении граждан пожилого возраста в Республике Беларусь реализуются традиционные так и инновационные технологии социальной работы. Среди традиционных можно выделить: социальное обслуживание, социальное обеспечение и социальная помощь (адресная и срочная). Таким образом, социальная работа с гражданами пожилого и старческого возраста имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.

Список литературы:

1. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – / Е. И. Холостова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с.

2. Холостова, Е. И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. /Е. И. Холостова. М. : Cоциально-технологический институт, 1999. – 320 с.

3. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: Учебник /Е. И. Холостова. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 400 с.

4. Доброневский, Ю. А. Социальная защита пенсионеров в условиях перехода к рыночным отношениям. Социальное обеспечение /Ю. А. Доброневский, Г. М. Игнатов. // Социально – педагогическая работы – 2009. - №1. - С. 51 – 52.

5. Бурльеф, Ф. К. Старение и старость / Ф. К. Бурльеф, М. : ЭКСМО – Пресс, 2002 – 292 с.

6. Шахматов, Н. Ф. Психическое старение. / Н. Ф. Шахматов - М. : Академический проект, 2006. – 524 с.

7. Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология: Учебное пособие. / Р. С. Яцемирская-М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 526 с.

8. Альперович, В. В. Социальная геронтология /В. В. Альперович. - Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д. Феникс,1997 – 576 с.

9. Елютина, М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. / М. Э. Елютина, Саратов: Саратовский технологический университет, 2005 – 359 с.

10. Холостова, Е. И. , Дементьева, Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. –340 с.

11. Никитенко, В. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. / В. В. Никитенко, - С- Пб. : Питер, - 2005 - 356 с.

12. Дементьева, Н. Ф. , Устинова, Э. В. Формы и методы медико - социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова // Социальная работа. – 2010 - №-4. – С. 45

13. Дубин, Б. В. Жизнь по привычке: быть пожилым в России-90-х годов/ В. Б. Дубин, // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. №6 (44). - С. 18-27.

14. Феофанов, К. А. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии / К. А. Феофанов // Социальная геронтология: Современные исследования. — 2004. - №2. - С. 41 – 48.

15. Дубровская, Т. Ю. Старость как этическая проблема / Т. Ю. Дубровская, - М. : СОЮЗ, - 1995 – 256 с.

16. Тащева, А. И. Проблема старости: социокультурный феномен /А. И. Тащева // Психология старости и старения: Хрестоматия для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М. : «Феникс», 2003 – 350 с.

17. Коротчик, Н. А. Старость как культурно-исторический феномен / Н. А. Коротчик, СПб. : Питер, 2005 – 456 с.

18. Фролов, И. Т. О смысле жизни, смерти и бессмертии человека / И. Т. Фролов, -М. : Прогресс, 1995.

19. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания /Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева, М. : Издательство «Институт прикладной психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006 – 384 с.

20. Краснова, О. В. Социально – психологическое сопровождение выхода на пенсию / О. В. Краснова, М: ЭКСМО –Пресс, 2002 – 460 с.

21. Панина, Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера / Н. В. Панина - М. : «МОДЭК», 2008 – 230 с.

22. Краснова, О. В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию/ О. В. Краснова //Психология зрелости и старения. – 2000,- №4. - С. 5-30.

23. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова, СПб. : Питер, 2004 – 512 с.

24. Писарев, А. В. Пожилые люди в социальной структуре современного мира / А. В. Писарев, М. : Информационное издательство ЦГАОР-ЦСП, 2001 – 215 с.

25. Батуева, З. А. Роль ценностных ориентиров в социализации пожилых и старых людей. Социально-философский аспект. / З. А. Батуева, М. : Камако – Принт, 2004 – 360 с.

26. Волынская, Л. Б. Престижность возраста / Л. Б. Волынская // М. : СОЦИС. - 2000, №7. - С. 34-41.

27. Дмитриев, А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А. В. Дмитриев. - Л. : Наука, 1990 - 103с.

28. Бочаров, В. В. Антропология возраста / В. В. Бочаров - СПб. : Речь, 2001 – 560 с.

29. Ватер, Г. А. Смысл жизни и возраст. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни / Г. А. Ватер - М. : Принт – 2007 – 276 с.

30. Бодрова, Е. К. Пенсия как элемент социальной защиты // Е. К. Бодрова Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены - 1998, №4(36). - С. 27-32.

31. Подколзин, А. А. , Донцов, В. И. Старение, долголетие и биоактивация. / А. А. Подколзин, В. И. Донцов, - М. ЭКСМО - Пресс, 2006 – 460 с.

32. Красальская, Т. В. , Шаталов, А. Т. Философские проблемы геронтологии. / Т. В. Красальская, А. Т. Шаталов, М. : Просвещение, 2007 – 275 с.

33. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл, СПб. : Питер, 2000 – 360 с.

34. Старение и его социальные последствия: материалы 9-й Международного конгресса геронтологов, - Киев, 1972г. / Киевский государственный университет; под ред. С. С. Харриса [и др. ? Киев, 2007. – 262 с. .

35. Висьневска - Рошковска, К. Новая жизнь после шестидесяти. / К. Висьневска - Рошковска, - М. : Академия, 20089 – 230 с.

36. Никитенко, В. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. / В. В. Никитенко, СПб. : Питер, 2005 - 356 с.

37. Бондарева, Ю. С. Социальная адаптация престарелых РБ глазами Белорусских социологов / Ю. С. Бондарева. - Мн. : Вышэйшая школа. - 2002 – 62 с.

38. Рощак, К. М. Психологические особенности личности в пожилом возрасте / К. М. Рощак, - М. : Изд – во психосоциального института, 2000 – 295 с.

39. Пряжников, Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте / Н. С. Пряжников // Мир психологии. - 1999, - №2, - С. 111-122;

40. Биксон, Т. К. , Перло, Л. Н. Жизнь старого и одинокого человека. Лабиринты одиночества. / Т. К. Биксон, Л. Н. Перло, М: Академический проект. - 2009. – 551 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: