• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Перспективы развития социально-экономической сферы малых городов

Предмет:Социология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:112
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:города, городов, малых, уварово, вгоду, малого, городе, области, рублей, город, млн, услуг, всех, тыс, числе
Процент оригинальности:
68 %
Цена:3000 руб.
Содержание:

Введение

Глава 1 Теоретические основы изучения проблем малых городов и повышения их экономической стабильности.

1. 1 Понятие «экономической стабильности».

1. 2 Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе.

1. 3 Основные направления развития малых городов России.

Глава 2 Анализ состояния социально-экономической стабильности города Уварово.

2. 1 Экономическое развитие.

2. 2 Демографическая ситуация и уровень жизни населения.

2. 3 Состояние городского хозяйства.

2. 4 Организация муниципального управления.

Глава 3 Основные направления повышения экономической стабильности города Уварово.

3. 1 Проблемы социально-экономического развития города Уварово.

3. 2 Программа мероприятий по повышению социально-экономической стабильности города Уварово.

3. 3 Оценка эффективности предложенных мер по повышению социально-экономической стабильности города Уварово.

Заключение.

Список литературы.

Вступление:

Актуальность темы. Решение задач социально-экономического развития малых городов, преодоление ими кризисного состояния, повышение социальной защищенности и благосостояния жителей, приближение уровня их жизни к соответствующим показателям по России - первая из основных задач, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти. В наше время более 70% в России составляют малые городские населенные пункты. Многие из них имеют довольно значительный потенциал для своего развития благодаря сохранившемуся историко-культурному наследию, географическому положению, благоприятным климатическим и экологическим условиям, традиционности расселения.

Поддержка развития малых городов экономически эффективна, поскольку дает новые стимулы для социально-экономического возрождения и развития не всегда их, но также и находящихся в зоне их влияния обширных сельских площадей. Все малые города России в той или иной мере сыграли свою роль и нашли собственное место в отечественной истории, они все, так или иначе, переживают сложности новой жизни в момент реформ. В то же время они находятся в различных экономических, социальных, экологических условиях, административном положении и физическом состоянии, что требует дифференцированного подхода к определению путей и методов их преобразования.

Следует отметить, что неоценима роль малых городов в жизни сельского населения. Они являются своего рода “провинциальными столицами”, центрами обслуживания значительных площадей. Наряду с этим, быстрые и умеренные темпы роста характерны преимущественно для тех поселений, которые находятся в зонах влияния крупных и больших городов и на основных коммуникационных осях. Снижение численности населения наблюдается в основном в периферийных городах, расположенных вне основных полюсов и осей развития. Если не принять экстренных мер к их укреплению, прослеживается тенденция к сокращению населения малых городов.

По функциональному предназначению малые города России характеризуются значительной неоднородностью; к их числу относятся: промышленные, агропромышленные, аграрные, туристско-рекреационные, природоохранные города. Подавляющее большинство городов промышленного вида являются административными центрами и выполняют, исключая экономические, функции, напрямую связанные с управлением и обслуживанием площадей и поселений всего района.

Ряд малых российских городов отличается высоким историко-культурным и рекреационным потенциалом, что создает предпосылки для формирования современного вида городских поселений — центров отдыха и туризма — и может послужить стимулом для их социально-экономического возрождения. Функции центров туризма могут выполнять в первую очередь известные исторические города, располагающие ценными памятниками архитектуры.

Актуальность темы исследования связана с тем, что неуклонное укрепление отечественной экономики, усиление ее социальной направленности, ориентация на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина страны выдвигают необходимость повышения устойчивости экономического развития малых городов. Успешное решение этой сложной и многоаспектной проблемы во многом зависит от поиска направлений совершенствования форм и методов управления малыми городами, что обусловливает повышение значения научного обеспечения проводимых в них преобразований.

Вместе с тем, прошедшие за последние годы изменения в экономике России и регионов, на наш взгляд, свидетельствуют о применении неэффективных методов и моделей перехода к рыночным отношениям. При этом основные проблемы связаны с формированием новых механизмов реализации процессов развития малого бизнеса, структурной, договорной, инвестиционной политики и т. п. Особенно актуальным в сложившихся условиях становится вопрос развития малого города, который призван выполнять социально-экономические функции; обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке; создавать новые рабочие места; решать сложный комплекс социально-экономических задач развития территории.

По существу в работе ставится задача создания стратегического управления малым городом, эффективность которого, как показывает теория и подтверждает практика управления, оправдана в условиях нестабильности факторов внешней среды. Оно способствует усилению действия рыночных механизмов по отношению к муниципальным образованиям и выступает основополагающим условием успешного развития, как самих муниципальных образований, так и экономики регионов и страны в целом на современном этапе экономических и социальных преобразований.

С данной точки зрения, будущее малых городов России напрямую зависит от совершенствования механизмов, форм и методов управления развитием малых городов. Выполнение этого положения в определенной степени сдерживается недостаточным теоретическим и методическим обеспечением процесса формирования системы управления малыми городами, отвечающей закономерностям современной рыночной экономики и особенностям конкретного субъекта. Это и определило выбор темы и актуальность исследования.

В целом, их исследования способствовали разработке ряда теоретических и методологических положений создания системы управления малыми городами. Однако многие вопросы совершенствования управления развитием изучены еще недостаточно, что сдерживает эффективность воздействия на процессы качественных изменений. До настоящего времени не сложилась научно обоснованная концепция преобразований, необходимых для более устойчивого развития малых городов, отсутствуют методики оценки эффективности экономического развития малых городов с учетом их специфики. Недостаточно четко отражены экономический и организационный механизмы управления развитием малого города, отвечающие условиям конкретного региона. Отсутствует четкое представление о формах и методах стимулирования развития малого города. Все это и предопределило выбор цели, постановку задач и обоснование направлений проведенного исследования.

Целью исследования является разработка методических положений по разработке мероприятий по повышению устойчивости экономического развития малого города, отвечающих условиям отечественной экономики, а также особенностям конкретного субъекта и его специфике.

В соответствии с указанной целью в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить сущность и особенности развития малого города (на примере города Тамбовской области – Уварово) в условиях современной рыночной экономики;

- выявить факторы, влияющие на развитие малого города;

- проанализировать развитие малых городов в условиях современной жизни;

- установить тенденции и направления развития форм управления малым городом;

- уточнить методические подходы к оценке уровня развития малого города с позиции усиления его роли и влияния в современном обществе;

- обобщить и уточнить критерии и показатели оценки эффективности управления малым городом;

- разработать предложения по совершенствованию форм и методов управления малым городом с целью повышения устойчивости его экономического развития.

Предметом исследования является совокупность вопросов теоретического, методического и практического характера, связанных с совершенствованием форм и методов управления малым городом с целью обеспечения устойчивости его экономического развития.

Объектом исследования выступает комплекс социально-экономических процессов и проблем города Тамбовской области - Уварово.

Теоретическую основу исследования в области экономики и управления, бизнеса и предпринимательства, теории благосостояния и государственного регулирования составили труды таких отечественных и зарубежных ученых-экономистов как Ветров Г. Ю. , Васильев А. А, Виноградов В. В. , Лексин В. Н. , Швецов А. Н. , Рюли Н. , Томпсон А. А. , Стрикленд А. Дж. и др. Исследование опирается на основные положения теории рыночной экономики, макро- и микроэкономики, а также разработки по проблемам формирования и совершенствования экономического механизма управления.

Информационное обеспечение исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам развития малых городов, материалы Росстата, нормативно-справочная литература, аналитический материал Министерства экономики РФ, а также первичная информация по исследуемому муниципальному образованию, полученная автором при проведении исследования.

В процессе проведения исследования были использованы методы логического и системного анализа, ранжирования, экономико-статистического анализа и другие общенаучные методы.

Научная новизна исследования заключается в разработке и уточнении теоретических и методических положений формирования системы управления развитием малого города на основе использования форм и методов управления, адекватных закономерностям современной рыночной экономики, специфике и особенностям социально-экономического положения города, а также комплекса мер, способствующих устойчивому развитию его предприятий и организаций.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию форм и методов управления развитием малого города, а полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы в ходе проводимых в нем преобразований. Теоретические положения, выводы и практические рекомендации, связанные с укреплением роли и места малого города при усилении государственного регулирования, могут быть использованы при разработке целевых программ развития малых городов.

Заключение:

Таким образом, подводя итог роли малых городов, можно отметить, что, пройдя долгий путь исторического развития, малые города утратили свою значимость, свой статус культурного и промышленного центра района. Развитие промышленности и инфраструктуры городов позволит достичь повышения жизненного уровня населения, выйти из критического положения малым городам и вновь приобрести статус культурного и промышленного центра района. Кроме того, имеющееся историческое наследие, напоминающее о традициях и обычаях малых городов в период становления и развития Российского государства, не может быть потеряно, а наоборот, возрождение к нему интереса привлечет внимание людей из больших городов, что также повлияет на возрождение и дальнейшее развитие малых городов. Переход на принципы саморазвития: самоуправления и самофинансирования – главные составляющие системы сохранения и восстановления малых городов нашей страны.

Внутренними условиями развития малых городов являются:

- обеспечение безусловного доверия населения и бизнеса к местной власти на основе формирования благоприятного инвестиционного климата;

- создание прогнозно-аналитической службы стратегического планирования для заблаговременной подготовки требуемой проектной документации и заблаговременного оповещения бизнеса о грядущих изменениях экономической ситуации;

- систематическое проведение территориального маркетинга для своевременного информирования о своем городе потенциальных инвесторов;

- проведение оптимальной земельной, жилищно-коммунальной, социокультурной, молодежной и кадровой политики;

- всемерное повышение социальной активности всех слоев и территориальных групп населения с одновременной настройкой этой активности на формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе и на борьбу с личным, групповым, корпоративным эгоизмом.

Программа ускоренного развития малых городов будет действовать, только если каждый город будут иметь свою программу развития. Схема может быть такова:

- имеющийся потенциал;

- наиболее эффективные для страны направления его использования;

- ущерб для страны от его недоиспользования;

- первый пусковой комплекс мер для развития города и потребности в инвестициях;

- инвестиции, которые может обеспечить сам город;

- расчет срока окупаемости региональных и федеральных средств и примерный график их возврата.

Аналогичная документация должна быть в каждом субъекте Федерации.

Для этого на федеральном уровне необходимо:

• признать, что вопросом местного значения для муниципальных образований является формирование среды жизнедеятельности (градостроительной, экономической, социально-политической и так далее) своего населения, а главной задачей местного самоуправления является настройка поведения всех хозяйствующих субъектов на своей территории (независимо от форм собственности) на ускоренное повышение своего вклада в социально-экономическое развитие страны; отказаться: 1) от приватизации муниципальной собственности как якобы избыточной, ибо она всегда меньше необходимой для формирования среды жизнедеятельности; 2) от сведения природных ресурсов к рукотворным вещам (к недвижимости); 3) от разделения земель, подобно имуществу, на федеральные, субъекта Федерации, муниципальные и частные (правильно говорить о публичных и частных землях с соответствующим механизмом взаимодействия государства и местного самоуправления в сфере земельных и имущественных отношений);

• ввести порядок обязательной разработки муниципальных концепций управления имуществом (своим имуществом муниципалитет управляет; политику в сфере использования имеющегося имущества другими собственниками регулирует с точки зрения оптимальных направлений вклада своей территории в закономерности системной организации Российской Федерации);

• для нейтрализации муниципального и регионального эгоизма ввести обязательное перечисление по прогрессивной шкале штрафов с инвестиционно привлекательных городов в бюджет субъектов России за каждое дополнительное (по сравнению с расчетным уровнем рабочее место и за каждого дополнительного жителя (иначе не прекратить процесс опустынивания территорий с низкой рыночной ценой земли и рабочей силы со всеми нежелательным из этого последствиями).

Реализация всех указанных требований, необходимых для развития малых городов, возможна только на основе четкой технологии взаимодействия городских, региональных и федеральных структур

В первую очередь необходима своего рода инвентаризация имеющихся предприятий на предмет выявления "узких мест", расшивка которых позволит восстановить в два-три года дореформенный уровень экономической активности. Сегодня нет информации для того, чтобы определить, сколько тому или иному городу требуется средств, чтобы увеличить число реально функционирующих рабочих мест. Очень важно руководству каждого города четко представлять, в производстве каких товаров и услуг этот город имеет конкурентные преимущества перед другими. Это позволит наладить четко ориентированный территориальный маркетинг своего города по отношению к потенциальным инвесторам.

Особенно перспективно использовать малейшие возможности для проведения в городе фестивалей, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, дней памяти выдающихся земляков – всего того, что может привлечь в город людей, готовых оставить здесь свои деньги. Всего того, что может привлечь сюда талантливых людей и сыграть побудительную роль в выборе места приложения капитала того или иного инвестора.

Но все это будет мало результативным, если в комплексе работ по оживлению своей экономики будет упущена технология повышения социальной активности населения, снижения социальной напряженности и повышения доверия к власти. Важно понимать, что социальная напряженность, снижающая инвестиционную привлекательность города, мало связана с тяготами жизни. Если люди убеждены в том, что любое другое решение приведет к еще большим тяготам, то они объединяются вокруг такой власти. Технология обеспечения безусловного доверия населения к власти требует специального рассмотрения. Здесь же важно подчеркнуть необходимость создания для этого в каждом городе математических модели комплексной оценки последствий принимаемых решений. С одной стороны, они защищают власть от ее собственных просчетов, а с другой – от разного рода демагогов. Такие модели особенно важны в предвыборное время в тех городах, руководители которых действительно работают во благо своих избирателей. Именно против этих руководителей применяются самые грязные приемы, и нет у местной власти другой защиты, кроме как показать с помощью названных моделей, во что обойдется горожанам отказ от проводимой линии.

Наконец, особое внимание должно быть уделено повышению социальной активности населения, в том числе на выборах. Это и проведение общегородских и микрорайонных праздников, сплачивающих людей, и всемерное стимулирование развития территориального общественного самоуправления на основе принципа эквивалентности. Повышаешь свой вклад в развитие города– получаешь моральное и в той или иной форме материальное вознаграждение. Игнорируешь интересы города – все наоборот.

Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т. п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, – их трудовые ресурсы, – несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно.

Малые города следует развивать как:

1. местные центры, занимающие более скромное, но чрезвычайно важное место в иерархии населенных мест и возглавляющие развитие тяготеющих сельскохозяйственных территорий с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного значения;

2. места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупных предприятий больших городов, легко «вписывающихся» в системы коммунального оборудования этих городов (не требующих специальных ТЭЦ, промышленных водозаборов и очистных станции и т. п. ). Этот весьма перспективный путь «дисперсного» размещения промышленности получил в последнее время развитие в наиболее крупных агломерациях (например, сооружение филиалов в городах Подмосковья крупными московскими предприятиями машиностроения и легкой промышленности). Он сильно облегчается тенденцией к узкой специализации ряда производств, позволяющей упростить и облегчить подготовку для них кадров в малых городах;

3. центры отдыха и туризма, что будет иметь в будущем весьма важное значение.

Как справедливо отмечают В. Лексин и А. Швецов в сборнике «Муниципальная Россия», самой сложной переменой в жизни большинства российских городов может стать приведение самой системы городского расселения в соответствие с новыми факторами градообразования . Система городского расселения при переходе страны на рыночные рельсы подвергается глубокой трансформации и принципиально перекраивает образ жизни многих малых городов.

Трансформация социально-экономической среды в малых городах не только необходима, но и неизбежна. Возможно, именно для малых городов этот процесс будет наиболее трудным и не во всех случаях успешным. Но, видимо, только при стабилизации ситуации в малых городах можно будет с уверенностью говорить о том, что социально-экономические реформы в стране приобретают устойчивый необратимый характер.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 48 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М. : Экзамен, 2012

3. Федеральный закон “О государственной поддержке малого бизнеса в РФ”, ФЗ от 14. 06. 95 г.

4. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ от 02. 03. 2007 г.

5. Постановление Правительства РФ от 28. 06. 1996 N 762 «Об утверждении Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы»

6. Комментарии к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под ред. Ю. А. Тихомирова. — М. : Инфра-М-Норма, 2007.

7. Доклад главы города Уварово городского округа Тамбовской области Кузнецова А. Ю. «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период»

8. Целевая программа «Об утверждении городской целевой программы «Модернизация здравоохранения г. Уварово Тамбовской области на 2011-2012 годы» от 01. 06. 2011 №1065

9. Целевая программа «Об утверждении Городской целевой Программы «Развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании город Уварово Тамбовской области на 2011-2015 годы» от 30. 12. 2010 №2280

10. Целевая программа «Об утверждении городской целевой программы «Развитие транспортной инфраструктуры города Уварово Тамбовской области на 2010-2011годы» от 04. 05. 2010 №687

11. Целевая программа «О городской целевой программе «Жилище г. Уварово на 2011-2015 годы» от 28. 12. 2010 №2229

12. Постановление администрации города «Об утверждении Городской целевой программы «Развитие муниципальной службы города Уварово Тамбовской области на 2010-2013 годы» от 14. 10. 2009 № 1808

13. Анимица Е. Г. Малые и средние города :научно-теоретические аспекты исследования. ? Екатеринбург, 2003.

14. Бочкарев А. Тихий омут стратегического планирования. // Эксперт. – 2009. – №29. – С. 34-35.

15. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. — М. : Гардарики, 2005.

16. Васильев А. А. Муниципальное управление: Конспект лекций. – Н. -Новгород, 2009. – 155 с.

17. Васильев Н. А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. — М. : Приор изд. , 2005.

18. Введение в франчайзинг. / Под ред. С. А. Силинга. – СПб. : СПбДНТП, 2006.

19. Ветров Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. -М. : Фонд «Институт экономики города» 2002

20. Вильямский B. C. , Дедяев В. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. — Ростов-на-Дону. : РТА, 2006.

21. Вильямский B. C. , Ляпунов Б. Р. Экономика и социология труда. — Пятигорск. : ПГТУ, 2005.

22. Виноградов В. Г. , Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение. — М. : 2004.

23. Воронин А. Г. , Лапин В. А. , Широков А. П. Основы управления муниципальным хозяйством. — М. : «Дело», 2007.

24. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист, 2006. -— № 2

25. Лексин В. Н. , Швецов А. Н. Муниципальная Россия. - Москва 2009

26. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы развития. Аналитический доклад. – М. : РАР малого бизнеса, 2009.

27. Музыченко Л. М. Использование экономических методов в муниципальном управлении при переходе к рынку. ? М, 1999.

28. Организация поддержки малого бизнеса Под. ред. В. Ш. Каганова. – М. : Академия менеджмента и рынка, 2009.

29. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А. А. Радугина. – М. : Центр, 2006.

30. Рюли Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха. // Проблемы теории и практики управления. – 2009. ? №6. ? С. 102.

31. Социально-экономическое развитие малых городов России /Г. Ю. Ветров, Д. В. Визгалов, Е. Ю. Елагина, Ю. С. Зайцева, Д. М. Ланцев, Н. И. Шевырова; под редакцией Г. Ю. Ветрова. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2002

32. Томпсон А. А. , Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 576 с.

33. Туленков Н. К. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации. // Проблемы теории и практики управления. – 2008. ? №4. ? С. 28.

34. Уткин Э. А. Антикризисное управление. – М. : Дело, 2008. ? 351 с.

35. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. : Учебник для вузов. – 2-е изд. , доп. – М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»«, 2008. 20

36. Шахмалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России // Проблемы теории и практики управления. ? 2008. ? №9.

37. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. ? 2009. ? №№5-6-7.

38. Шулус А. , Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы противоречия, принципы господдержки) // Российский экономический журнал. ? 2002. ? №11-12.

39. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В. Я. Гонфинкеля, проф. Е. М. Куприянова. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

40. Экономика предприятия: Учебник. / Под ред. проф. О. И. Волкова. – М. : Инфра-М, 2005.

41. Юданов А. Типы конкурентной стратегии: “биологические подходы к классификации компаний”. // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №10. – С. 51-65.

42. Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США // Менеджмент в России и за рубежом. ? 2005. ? №5.

43. Газета “Вольное экономическое общество Москвы”, 09. 08. 07,”Малые города: проблемы и перспективы развития ”

44. Губанов, С. С. Путь развития России: назревшее уточнение / Экономист. – 2010. – № 4

45. Журнал “Региональные исследования” ? №1(3). – 2004. Концепция программы “Малые города” – 2003.

46. Журнал “Сообщение” Д. Визглав. ? 20. 06. 04.

47. www. economy. ru

48. www. g58. tambov. gov. ru

49. www. russia. clow. ru

50. www. smgrf. ru

51. www. tambov. gov. ru

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: