• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Социализация ребенка посредством игровой деятельности дошкольника

Предмет:Социология
Тип:Билеты к экзаменам
Объем, листов:52
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детектив, игра, игровой, уровенный, деталесмена, рол, детясли, группа
Процент оригинальности:
60 %
Цена:350 руб.
Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития социализации ребенка

посредством игровой деятельности дошкольника. 6

1. 1. Социализация ребенка посредством игровой деятельности в

психолого-педагогической литературе. 6

1. 2. Психологические механизмы формирования социализации

ребенка посредством игровой деятельности. 9

1. 3. Особенности развития социализации ребенка в игровой деятельности дошкольника. 13

Глава 2. Пути и средства формирования социализации ребенка

посредством игровой деятельности дошкольника. 22

2. 1. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития социализации ребенка посредством игровой деятельности дошкольника. 22

2. 2. Создание педагогических условий для развития социализации ребенка посредством игровой деятельности дошкольника. 30

2. 3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента. 34

Заключение. 38

Список использованных источников. 40

Приложения. 42

Вступление:

Актуальность исследования. В настоящее время социально-экономические преобразования неизбежно затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших всю сферу образования и непосредственно связанных с объективной потребностью общества в личности, готовой к принятию самостоятельных решений и осмысленному выбору жизненного пути.

В этих условиях принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск оптимальной модели социализации дошкольников, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций ребенка в обществе.

Социализация дошкольников как социально-педагогическое явление – важный процесс установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе совокупности социальных знаний, социально-развивающего общения и социального опыта самореализации, обеспечивающей социальное становление ребенка. Между тем в работе с дошкольниками недооценивается значение игровой деятельности как средства социализации личности. Игра, как подтверждают исследования Спиваковской А. С. и Эльконина Д. Б. , содержит значительные резервы для естественного включения дошкольника в социализирующие ситуации познания, общения, творчества. В этом контексте социализация дошкольника в игровой деятельности приобретает особое значение.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Д. Б. Эльконин опираясь на исследования детской игры, начатые Л. С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он приводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание о социальном происхождении и содержании игры.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение.

Анализ научных трудов, обращенных к проблеме игровой деятельности, дает возможность для понимания игры как действенного средства социализации детей, орудия воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Таким образом, в рамках представленных исследований затронуты отдельные аспекты социализации дошкольников в игровой деятельности, однако проблема остается недостаточно разработанной в теории и практике с позиции социально-педагогического подхода. В работе мы усиливаем акцент на изучение и использование полифункциональных возможностей игровой деятельности как социально-педагогического явления, способствующего социализации дошкольников.

Актуальность и теоретическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы: «Социализация ребенка посредством игровой деятельности дошкольника».

Объект исследования – игровая деятельность дошкольника.

Предмет исследования – социализация ребенка посредством игровой деятельности дошкольника.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель социализации дошкольников посредство игровой деятельности.

Гипотеза исследования. Игровая деятельность повышает эффективность социализации ребенка дошкольного возраста при реализации модели, предусматривающей:

- целевое конструирование социально ориентированного содержания игровой деятельности, активизирующего социальное обучение, самопознание и самореализацию дошкольников;

- педагогическое обеспечение социально-развивающего общения дошкольников, стимулирующее мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

- создание социализирующей среды игровой деятельности, способствующей творческой актуализации социального опыта детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проанализировать современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников.

2. Выделить особенности игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

3. Определить условия социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

4. Выявить и экспериментально проверить особенности игровой деятельности, которые способствуют становлению социализированности детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей, ведущие теоретические положения педагогики о роли игры в социализации личности детей: о социальной психологии (Г. М. Андреева, Л. П. Буева, Л. Д. Горбунова, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, В. А. Ядов); социальной педагогики (Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова и др. ); об игре как ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте и интегральном механизме формирования личности (Н. П. Аникеева, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин и др. ); об идеях средового подхода в образовании (А. В. Мудрик, С. Т. Шацкий и др. ).

Методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы; игра, наблюдение в ходе игровой деятельности; беседа, игровые методы; анализ результатов педагогического эксперимента и др.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения.

Заключение:

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос социализации ребенка посредством игровой деятельности дошкольника.

В первой части исследования мы рассмотрели научно – теоретические основы развития социализации ребенка посредством игровой деятельности дошкольника.

Во второй, практический части исследования, нами был организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы мы выявили уровни сформированности у 18 детей старшей группы навыков игровой деятельности. Результаты показали, что большинство детей находились на среднем уровне. По данным констатирующей диагностики был организован и проведен формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс мероприятий по обогащению детей экспериментальной группы представлений об окружающей жизни.

Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков, но эти изменения не значительные. Данный факт говорит, о том, что исследовательская работа проходила в слишком малые сроки.

Итак, развитие сюжетных-ролевых игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.

Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.

Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между разнообразной деятельностью детей, об использовании эпизодического тематического планирования программного познавательного материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемся сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний на занятиях, развития сюжетных игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.

Таким образом, гипотеза о том, что развитие социализации ребенка посредством игровой деятельности дошкольника будет более успешной при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Список литературы:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М. , 1987

2. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : Педагогика, 1976. – 558 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. Психологии. – 1966. - №6.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, под ред. В. В. Давыдова. – М. , 1991

5. Галигузова Л. Н. Из опыта экспертизы игровой деятельности детей: [Сюжетно-ролевые игры в дошк. учреждении] // Вестник образования. – 1996. – №11. С. 69-73.

6. Галигузова Л. Н. Из опыта экспертизы игровой деятельности детей: [в дошкольном учреждении] // Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. – М. , 1997. – с. 174-179

7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

8. Давыдова В. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. – 2001. - №9. – с. 30-32

9. Федотова Н. Развитие игровой деятельности [в дошкольном учреждении] / Н. Федотова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №5. – с. 25-27

10. Кашлев С. С. Игра как педагогическое средство: педагогика: теория и практика пед. процесса // С. С. Кашлев // Народная асвета. – 2008. - №9. – с. 23-27. – Библиогр. : с. 27

11. Козлова С. В. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2004 . -416 с.

12. Лазуко О. А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150. – Библиогр. : с. 150

13. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры / Избранные психологические произведения. М. , 1983

14. Литвинова Н. В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования // Образование и педагогическая наука. – Мн. , 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – с. 115-124. – Библиогр. : с. 124

15. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10. – С. 62

16. Миллер С. Психология игры. – СПб. : Университетская книга, 1999. – 319 с.

17. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 200 с.

18. Пак Л. Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности / Пак Любовь Геннадьевна. – Оренбург, 2004. – 22 с.

19. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1986. – 112 с.

20. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2004. – 3. – С. 69-71

21. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М. , Изд-во Моск. ун-ва, 1980. – 132 с.

22. Социализация дошкольника через игру / Авт. – сост. Т. В. Пятница. – Мозырь: Белый ветер, 2004. – 67 с.

23. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. , стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.

24. Чутко Н. Я. Игра и учебная деятельность детей / Н. Я. Чутко // Начальная школа: плюс-минус. – 2001ю - №4. – С. 8-11. – Библиогр. : с. 11

25. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Владос, 1999. – 360 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: