• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Беспризорность как социально-педагогическое явление

Предмет:Статистика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:72
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:ребенка, детей, беспризорности, жизни, личности, несовершеннолетних, воспитания, детской, человека, развития, дети, социальной, общества, поддержки, является
Процент оригинальности:
70 %
Цена:2000 руб.
Содержание:

Введение

Глава I. Феномен беспризорности

1. 1. Развитие идей защиты и поддержки ребенка в истории зарубежной и

отечественной педагогической мысли

1. 2. Беспризорность: понятие, причины современные реалии

Глава II. Основные направления профилактики детской и подростковой беспризорности

2. 1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

2. 2. Педагогические особенности социальной реабилитации беспризорных

детей и подростков в специализированных учреждениях

Заключение

Список литературы

Вступление:

Актуальность темы исследования. Проблема беспризорных детей заслуживает самого серьезного и глубокого осмысления, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: представители органов власти, социальные работники, деятели науки и культуры, церкви, общественных движений.

Необычайно острую, сверхактуальную проблему ставит нам время, жизнь, которой мы живем, действительность, которая нас окружает. Данная проблема вызывает огромный интерес и обеспокоенность в обществе.

Громадный человеческий потенциал корнями уходит в раннее детство. Во всех культурах ребенок всегда рос в семье потому, что именно в семье, в самые первые годы жизни закладывается фундамент мироощущения, духовного и физического развития, социального и интеллектуального роста.

Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. В России это богатство гибнет: что можно ждать от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках, чему их может научить улица, кем они станут, достигнув совершеннолетия Известно, что положение детей в любом государстве — это показатель морально-нравственного здоровья общества.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности, вновь возникшая в российском обществе в 90-ые годы, явление не столь новое, сколько неожиданное. В отличие от прежних периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, большими потерями населения, современная беспризорность - феномен мирного времени. Резкое социальное и экономическое расслоение общества, разрушение прежних социальных ценностей и мотивов поведения незамедлительно отразились на жизнедеятельности незащищенных слоев населения, прежде всего детей.

Современное состояние проблемы детской беспризорности имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более, что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить эффективно действующую систему защиты детей.

Россия сегодня переживает острый социально-культурный кризис. Одним из его проявлений является детская беспризорность. Она базируется не только на нерешенных экономических и социальных проблемах, но и является свидетельством низкой духовной культуры общества и его составляющих: семьи, государственных и общественных структур.

Опасность беспризорности состоит в том, что в этой среде преобладают необратимые процессы в плане духовного развития личности, в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Детская беспризорность способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Беспризорные дети являются угрозой будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования, общей культуры подрастающего поколения. Беспризорность — это социокультурная проблема, которую можно обозначить как вырождение нации.

Детская беспризорность — это явление, связанное с особым социокультурным положением несовершеннолетнего, которое можно назвать экстремальным и маргинальным. Беспризорные дети — это чаще всего изгои семьи, школы, организованного социума, это жертвы отчуждения и отторжения их обществом. Находясь, длительное время в беспризорной среде, представленные самим себе, выживая за счет, средств полученных, как правило, незаконным путем, беспризорные дети вырабатывают свою философию жизни и образуют особую субкультуру, со своим специфическим набором ценностей и норм, вступающих в противоречие с теми ценностями и нормами, которые утверждаются как общее достояние в национальных, цивилизованных рамках.

В субкультуре беспризорник перестраивает свой ценностный мир. Негативные воззрения, нормы и ценности данной субкультуры сравнительно легко усваиваются и закрепляются на всю жизнь и становятся основой для рецидивного преступного поведения. Субкультура предлагает беспризорнику своего рода убежище от мира, отвергнувшего его, она предлагает ему новые правила жизни, правила жестокого мира, где выживает сильнейший.

Беспризорные дети нуждаются в социальной помощи, предполагающей ясное понимание обществом философских, социологических, психологических проблем, которые связаны с ее организацией. Задача социокультурной адаптации беспризорных детей, включение их в социальную жизнь в качестве ее активных и полноправных членов чрезвычайно сложна.

В существующей практике внимание акцентируется, как правило, на отдельных моментах проблемы беспризорности: освещаются причины, описывается асоциальное поведение несовершеннолетних. Отсутствует целостное представление о природе данной проблемы, социокультурных факторах, детерминирующих беспризорность, субкультуре беспризорных детей, о последствиях ее для государства и общества в целом, о формах и методах работы. Это в совокупности приводит к возникновению в массовом сознании количества иррациональных убеждений, равнодушия и отчужденности людей в отношении беспризорных.

Изучением дореволюционного опыта работы с беспризорными и безнадзорными детьми занимались: Н. В. Елфимова, Т. П. Папкова, М. В. Фирсов и другие.

Первые работы, посвященные общим проблемам искоренения детской беспризорности в региональных и общегосударственных масштабах появились в 1920-ых годах. Это исследования М. Н. Гернета, М. И. Маро (Левитиной), П. И. Люблинского, Е. С. Лившиц и других. В работах тех лет представлена и проанализирована полемика по вопросу о причинах беспризорности, многие труды посвящены актуальным вопросам ликвидации беспризорности. Работы 20-ых годов отличаются практической направленностью, так как были написаны медицинскими работниками, юристами, педагогами-практиками. Для авторов данных работ был важен обмен опытом, педагогическими находками, творческий поиск.

В 1930-е годы число публикаций по рассматриваемой проблеме резко сократилось. Это можно объяснить тем, что борьба с беспризорностью перестала быть составной частью повседневной жизни, и поэтому необходимость в оперативном освещении этой проблемы уменьшилась.

Толчком к дальнейшему изучению исследуемого вопроса явилась Великая Отечественная война, которая привела к массовому сиротству в нашей стране. В связи с этим возродился интерес к формам и методам воспитательной работы, применявшихся в детских домах в 20-е годы.

В 1960-е-1970-е годы внимание исследователей к положению и воспитанию беспризорных детей продолжает возрастать. Активно изучается опыт 20-ых годов по преодолению детской беспризорности. Научные работы отличались многоаспектностью, интерес к проблеме проявили не только педагоги, но и врачи, историки, юристы. Это прежде всего исследования Л. М. Зак, В. С. Лельчука, В. И. Погудина и др.

В 1980-х годах, когда наиболее острые задачи борьбы с детской беспризорностью были решены, исследуемая проблема получила отражение лишь в отдельных изданиях, обобщающих деятельность компартии, советов по реализации государственной социальной политики.

Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни России в середине 1980-х в 1990-х годах сделали тему детской беспризорности актуальной, что обусловило появление целого ряда статей и публикаций в периодических изданиях, посвященных состоянию детской беспризорности на современном этапе (А. С. Бланков, С. В. Дармодехин, И. Ф. Кривонос, А. М. Нечаева, Е. Г. Слуцкий и др. ).

Определенная часть работ освещает профилактические мероприятия, направленные на предупреждение появления и распространения детской беспризорности (Б. П. Прудникова, О. П. Рыбалкина). Особо следует отметить работу А. М. Нечаевой «Охрана детей-сирот в России», в которой автор, использовав обширную источниковую базу, довольно полно проанализировала деятельность общественных организаций по борьбе с детской беспризорностью. Другие исследователи показывают положение детей-сирот в современной России, определяют основные причины детской беспризорности и ее признаки.

Возникновение детской беспризорности связано с социально-экономическими причинами и во многом обусловливаются процессами, происходящими в культурной сфере общества. Анализ социокультурной ситуации в стране, кризис культуры и отдельных ее институтов, отвечающих за социализацию и инкультурацию личности ребенка нашел свое отражение в работах — А. В. Гоголевой, Т. А. Гурко, Д. А. Дриля, С. Н. Иконниковой, П. И. Люблинского, А. И. Кравченко, А. М. Нечаевой, О. М. Потаповской, С. В. Позднышева, Ю. Садовской и др.

Ряд авторов обосновали идею о современном кризисе российского детства как особом критическом периоде в историческом развитии детства, когдарасходятся процессы взросления и освоения культуры, которые были слигы воедино в предыдущие эпохи. Это работы Ю. В. Овиновой, В. И. Слободчикова, Б. Д. Эльконина.

В статьях различных периодических изданий распространение получило рассмотрение детской беспризорности как опасного социального явления для настоящего и будущего России. Это работы Ю. П. Азарова, Е. Б. Бреевой, В. И. Матвиенко, А. М. Нечаевой, Н. Ткач.

Анализу понятий беспризорности и безнадзорности, отличительным признакам беспризорности посвящены работы И. А. Каирова, П. И. Люблинского, А. М. Нечаевой, Ф. А. Петрова, В. В. Терехиной.

Характерной чертой научной литературы является отсутствие четких границ между дефинициями «беспризорность» и «безнадзорность». Такая позиция сохраняется у И. Ф. Дементьевой, Э. Б. Мельниковой, Л. Я. Олифренко, Т. И. Шульги.

Ценными для нас в плане данной работы были и публикации психолого-педагогической направленности. Это работы Б. Н. Алмазова, А. В. Гоголевой, И. В. Дубровиной, А. А. Кацеро, А. И. Кравченко, П. Д. Павленок, А. А. Реана, М. Ф. Фирсова и других. В них раскрываются психологические особенности беспризорных детей, вопросы бегства детей из семьи, интернатных учреждений, интеграции беспризорных в систему общественных отношений улицы, криминального мира.

Изучению образа жизни, социальной организации беспризорных в городских условиях было посвящено исследование С. А. Стивенсон.

В целях выработки собственной позиции были проанализированы труды, посвященные изучению субкультуры как содержательно-структурной единицы культуры. Это работы Ш. Айзенштадт, С. Вильяма, К. Гриффина, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, Б. В. Куприянова, С. И. Левиковой, С. Я. Матвеевой, Е. Л. Омельченко, Э. А. Орловой, X. Пилкингтон, Л. М. Шипицыной. Их изучение позволило определить культуру как один из важнейших факторов развития общества и как систему, имеющую многообразие форм. Зачастую эти формы культуры относятся к определенным социальным общностям, группам, пользующимся какой-либо частью культурных ценностей. Эти особые культурные формы по-разному конкретизируются исследователями. Одним из определений таких культурных форм является субкультура.

В контексте данного исследования наиболее важными представляются исследования субкультур, представленные в работах П. С. Гуревича, С. И. Левиковой, Т. П. Мальковой, Е. Л. Омельченко, Т. Б. Щепанской, в которых раскрыто содержание и определено место субкультур в системе культуры.

Особенностью субкультуры беспризорности является то, что она, с одной стороны, связана с миром детства, а с другой, - с криминальным миром. Социокультурные аспекты развития детства нашли свое отражение в работах В. В. Абраменковой, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, Л. Г. Кураевой, Э. А. Ку-руленко, Е. Л. Омельченко, С. Н. Щегловой.

Анализ субкультуры криминального мира дан в работах Ю. К. Александрова, С. В. Косарецкой, В. Ф. Лурье, В. Ф. Пирожкова, Л. М. Прозументова.

Значительное внимание в работе уделено и нормам права. В этой форме культуры, фиксирующей социальные ценности и идеалы, а также общие регуляторы поведения людей, движимое стремление к ним, нашли свое отражение российские традиции восприятия детской беспризорности. Нормы права были полезны нам и в плане конкретизации понятия детской беспризорности.

Анализ современной научной литературы показывает наличие нерешенных вопросов в плане изучения проблемы беспризорных детей. Прежде всего, в силу разобщенности исследований в сфере педагогики, психологии, социологии, юриспруденции. На наш взгляд, с одной стороны, все исследования, по священные детской беспризорности, требуют комплексного обобщения, а с другой стороны, это та тема, которая нуждается в отдельном культурологическом анализе, что дало возможность сформулировать тему исследования: Беспризорность как социально-педагогическое явление

Проблема исследования: каковы особенности беспризорности как социально-педагогического явления?

Цель исследования: изучение основных направлений работы по профилактике детской и подростковой беспризорности

Задачи исследования:

1. Изучить педагогическую, психологическую и социологическую литературу по теме исследования;

2. Раскрыть феномен детской и подростковой беспризорности.

3. Рассмотреть основные направления работы по профилактике детской и подростковой беспризорности

Объект исследования: девиантное поведение детей и подростков

Предмет исследования: беспризорность как социально-педагогическое явление;

Методологические основы исследования

Методы исследования:

Методы исследования:

•анализ теоретических источников;

•синтез и обобщение данных. ;

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении материалов по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в описании основные направлений работы по профилактике и реабилитации детской и подростковой беспризорности

Структура и основное содержание курсовой работы

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность, определены проблема, цель, задачи, объект, предмет, выдвинута гипотеза, обозначены методологические основы, методы, теоретическая и практическая значимость исследования.

В I главе «Феномен беспризорности» рассмотрены развитие идей защиты и поддержки ребенка в истории зарубежной и отечественной педагогической мысли, а также современные реалии беспризорности.

Во главе «Основные направления профилактики и реабилитации детской и подростковой беспризорности» раскрыты профилактика беспризорности несовершеннолетних, а также педагогические особенности социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.

Во II Главе « Основные направления профилактики детской и подростковой беспризорности»

Заключение:

Положение детей в любом государстве — это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют

и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е гг. прошлого столетия.

Беспризорные дети — это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания [1].

Актуальность проблемы беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Ежегодно в РФ выявляется 120 000 детей, которые уходят из дома, бродяжничают, приобщаются

к спиртным напиткам и наркотическим веществам, становятся участниками или жертвами уголовных преступлений. В 2008 г. было привлечено к уголовной ответственности 145 500 несовершеннолетних. На официальном учете в органах внутренних дел состоит 362 400 подростков, из них 6 300 не умеют читать и писать. Чтобы представить истинный масштаб российской беспризорности, надо официальные цифры умножить как минимум на 10, так как регистрируется только каждый пятый, попавший в поле зрения правоохранительных органов, а попадается только каждый второй. Таким образом, статистика в данном случае не показывает истинного положения дел [2].

Детская беспризорность — острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.

Опасность беспризорности состоит в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения совершение преступлений будет считать нормой и образом жизни, что негативно отразится на всем обществе. Нахождение подростка длительное время в беспризорной и криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь [3].

Проблема детской беспризорности является долговременной, поэтому для ее решения необходима кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и подкреплять их духовно-идеологическими составляющими.

Таким образом, до настоящего времени в России не сложилась эффективная скоординированная и субординированная система органов профилактики беспризорности. Это касается как работы государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют о том, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача нахождения таких организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации

Список литературы:

1. Алексеева Л. С. Социальная реабилитация подростков//Социс. 1992.

2. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М. : Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.

3. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр. пер. с англ. -М. : Ин-т соц. работы, 1994.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Владос, 1998.

5. Возвращенное детство / Сборник под ред. О. Г. Свердловской. М. , 2002.

6. Конвенция о правах ребенка. М. , 2000.

7. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол. , 1991/1, с. 8-15.

8. Никифоров Б. Молодежная проституция. - // Защити меня. - 2001. - №4. - С. 13.

9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М. : ИНФРА-М, 1997.

10. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М. : Институт молодежи, 1993.

11. Соловников Т. И. Социально-психическая реабилитация. – М. : Прогресс. 1991.

12. Социальная работа: Теория и практика / Под ред. Л. А. Арутюнян. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995.

13. Чепурных Е. Проблемы подрастающего поколения в меняющемся обществе и пути их решения. - // Защити меня. - 2001. - № 4. - С. 4.

14. Цымбаленко С. Б. , Шариков А. В. , Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. - М: Творческое объединение ЮНПРЕСС, 1999.

1. Конституция Российской Федерации // http://www. consultant. ru

2. Семейный Кодекс РФ// http://www. consultant. ru

3. ФЗ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999 г. // http://www. consultant. ru

4. ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» // http://www. consultant. ru

5. Демина В. С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . - С. 17

6. Озеров В. А. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . - С. 6

7. Рудов А. Беспризорная Россия// http://index. org. ru

8. Федорова Л. Дети в России никому не нужны// http://www. rbcdaily. ru

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: