• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Экскурсионная работа по формированию эстетического вкуса и нравственных устоев учащихся

Предмет:Туризм и гостиничное дело
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:75
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:школа, методика, средний школьный возраст, программа факультатива, автобусная экскурсия
Процент оригинальности:
88 %
Цена:300 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ…………………………………………………. . 9

1. 1 . Роль экскурсии в школьной практике…………………………. . . . 9

1. 2 . Методика проведения экскурсии…………………………………. 17

1. 3 . Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………. . 24

ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ ВИКТОРА И АППОЛИНАРИЯ ВАСНЕЦОВЫХ…………………………………………………………………… 28

2. 1. Анализ программы факультатива по художественному краеведению О. Н. Короченко «Родной, но мало знакомый город» (для VI класса школы-гимназии г. Зуевка). . …………………………………………… 28

2. 2. Система экскурсии по жизни и творчеству братьев Васнецовых…………………………………………………………………………. 30

2. 2. 1. Автобусная экскурсия на тему: «Навстречу загадочному Рябову»……………………………………………………………………………. . . . 30

2. 2. 2. Пешеходная экскурсия на тему: «Милое Рябово, милое…»…. . 37

2. 2. 3. Пешеходная экскурсия на тему: «Знаменитые вятские художники-земляки»……………………………………………………………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вступление:

В последнее время большое внимание уделяется проблеме краеведения. В каждом городе есть своё историческое наследие – произведения великих художественных ценностей. В лучших творениях поэтов, музыкантов, композиторов, живописцев, зодчих народ утверждает своё национальное самосознание, выражает самого себя, осознаёт своё место и роль в историческом процессе. И эти произведения становятся достойным вкладом народа в сокровищницу мировой общечеловеческой культуры. Интерес к краеведению связан с повышением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечении населения к охране памятников истории и культуры.

«Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. д. ». Максим Горький писал: «Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличенным. Мы должны знать нашу землю всю до последнего атома… Всё это необходимо знать для того, чтобы понять и почувствовать: земля наша не только то, на чём мы, люди, живём, но как и то, с чего мы созданы… Краеведение – большое дело… Это работа не только указывает нам путь к обогащению страны, но и, как всякая разумная работа, даёт моральное удовлетворение, способствующее быстрому росту чувства нашего человеческого достоинства, внушает нам веру в творческие силы нашего разума».

Художественное краеведение занимает одно из ведущих мест в общей системе краеведческих наук. В нём заключены огромные возможности для реализации комплексного подхода к воспитанию школьников. Художественному краеведению принадлежит важное место в укреплении связи обучения с жизнью, подготовке учащихся к общественно-полезному труду, оно помогает решать задачи нравственного, эстетического воспитании детей, развитие их творческих способностей и дарований. Это возможно благодаря использованию огромного потенциала отечественной и мировой художественной культуры и искусства, а также красоте окружающих природы и действительности. Задачами художественного краеведения является не только изучение культуры края, фиксация и охрана памятников искусства и этнологии, но и нравственно-эстетическое воспитание личности школьника.

В практических занятиях по художественному краеведению очень большую роль играет экскурсия, которая позволяет детям воочию познакомиться с памятниками культуры и искусства. Экскурсия по художественному краеведению - это целенаправленный, заранее запрограммированный процесс рассказа и показа памятников истории и культуры местного края с целью нравственно-эстетического воспитания личности.

В связи с актуальностью была выбрана тема дипломной работы: «Методика проведения школьных экскурсий в курсе художественного краеведения (на материале творческой биографии братьев Васнецовых)».

Объект исследования – процесс нравственно-эстетического воспитания и обучение художественному краеведению детей среднего школьного возраста на основе экскурсионной формы работы.

Предмет исследования – методический комплекс по проведению экскурсий для детей среднего школьного возраста.

Цель работы – показать влияние экскурсионной работы на обогащение знаний учащихся о значении великих земляков в развитии культуры Вятской губернии, а также на формировании эстетического вкуса и нравственных устоев учащихся.

Задачи

1. Проанализировать краеведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.

2. Систематизировать знания о вятском периоде жизни братьев – художников Васнецовых с целью выявления возможности системного подхода к моделированию и конструированию уроков по художественному краеведению, а именно в экскурсионной форме работы.

3. Раскрыть сущность нравственного и эстетического воспитания, и проиллюстрировать преимущества экскурсии перед другими формами работы в школьной практике.

4. Показать сущность методики проведения экскурсии.

5. Проиллюстрировать особенности проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста.

6. Проанализировать уже созданную авторскую программу факультатива по художественному краеведению для VI классов школы-гимназии г. Зуевки, с целью определения в ней места экскурсий.

7. Создать методический комплекс краеведческих экскурсий на материале творческой биографии братьев Васнецовых.

Анализ краеведческой литературы

Следует отметить, что литературы, посвящённой жизни и творчеству братьев-художников Васнецовых, недостаточно. Но для изучения этой темы очень ценными оказались работы отдельных искусствоведов. Среди них нужно выделить старейшего краеведа Кировской области Олега Виноградова. Его труды посвящены представителям «древних Васнецовых». Он изучал генеалогическое древо братьев Васнецовых, а также исследовал деревни и церкви, с которыми связан род Васнецовых.

Другим краеведом, который занимался исследованием жизни и творчества Аполлинария и Виктора, является Наталья Доронина. Она, в основном, изучает период жизни братьев-художников в отчем доме, в селе Рябово, а также Рябовский фольклор и жизнь села Рябово.

Помимо этого, стоит упомянуть работы Ольги Алексеевны Васнецовой, которая всю свою жизнь посвятила изучению жизни своих предков, но не только Виктора и Аполлинария, у неё есть ряд работ, посвящённых, например, Аркадию, который является почётным гражданином города Вятки.

Для изучения истории Кировского областного художественного музея имени Виктора и Аполлинария Васнецовых очень ценными оказались брошюры, выпущенные этим музеем. Большую ценность для написания дипломной работы представляет книга «Памятники истории и культуры города Кирова», в которой даются небольшие справки по самым знаменательным местам города Кирова.

Авторы - искусствоведы, краеведы, художники, наследники Васнецовых раскрывают различные аспекты жизни и творчества братьев-художников в статьях не только местных, но и центральных газет.

И, наконец, источником для написания работы явились экскурсия и рассказ об истории дома-музея братьев Васнецовых в селе Рябово, которую провёл и рассказал директор музея Владимир Семёнович Исупов.

Анализ психолого-педагогической литературы

Психолого-педагогическая литература представлена авторами: В. Крутецким, Б. Лихачевым, Р. Немовым, Ю. Бабанским.

В книге Бабанского «Избранные педагогические труды» рассматриваются проблемы обучения и воспитания учащихся.

В работе Крутецкого «Психология» анализируются закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоциональная сфера личности, её индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии.

Немов в книге «Психология» исследует возрастные особенности детей, формирование личности школьника, психологические основы и возрастные особенности обучения и воспитания, основы психодиагностики и психологической педагогической деятельности.

Необходимо выделить литературу по нравственному и эстетическому воспитанию. Нужно заметить, что в последнее время мало кто обращается к этой проблеме. Поэтому современной литературы по данному вопросу практически нет. Хотя отдельные работы издаются и сейчас. Например, в «Педагогике» под редакцией Сластенина проблемам нравственного и эстетического воспитания уделено должное внимание. Эти вопросы рассматриваются в рамках одной большой темы «Базовая культура личности».

Помимо этого, выходит журнал «Эстетическое воспитание» под редакцией доцента педагогических наук и зав. лабораторией воспитания нравственно-эстетической культуры Шемшуриной А. И. , где предлагаются новые способы эстетического воспитания, печатаются примерные программы по курсу «Этика», рассматриваются списки текстов для практических работ по этике.

Незаменима в этих вопросах и просто замечательна и увлекательна по своему языку книга Лобстейна «Уроки раздумья». Автор в форме художественного повествования делится своим опытом в области нравственного развития ребёнка.

Анализ методической литературы

Очень хороший методический материал для учителей, организующих экскурсии, содержится в работе Р. Дьяковой «Основы экскурсоведения». В ней автор полно и интересно описывает методику экскурсий, их особенности. Отмечены специфики экскурсий, а также их влияние не воспитание и образование учащихся.

В книге Сичинава «Экскурсионная работа» показана история и развитие экскурсионного дела, его практика, методика подготовки и ведение экскурсий различной тематики. Эта книга написана на основе многолетнего научного опыта.

В работе Матюшина «Историческое краеведение» рассказывается о роли краеведения, характеризуются источники краеведения, освещены основные проблемы и методы использования краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе.

Книга «Основы экскурсионного дела в музеях» рассказывает о материалах исследования по актуальным вопросам психологической и педагогической основ экскурсионной работы, даёт классификацию экскурсий, описывает организацию и планирование экскурсионной работы.

Структура работы – в структурном отношении дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе рассматриваются вопросы эстетического и нравственного воспитания; роль экскурсии в школьной практике; раскрывается проблема требований к экскурсионной методике; рассказывается о технике проведения экскурсии; представлен учёт возрастных особенностей детей среднего школьного возраста при проведении экскурсий.

Во второй главе анализируется программа факультатива по художественному краеведению для VI класса Зуевской школы-гимназии Коротчено Ольги. На основе данной программы был разработан цикл экскурсий для учащихся школы-гимназии г. Зуевки. Тематика экскурсий посвящена вятским художникам, в частности жизни и творчеству братьев Васнецовых. Цикл экскурсий включает в себя автобусную экскурсию «На встречу загадочному Рябову!», пешеходную экскурсию «Милое Рябово, милое…» и пешеходную экскурсию по г. Кирову «Знаменитые вятские художники-земляки».

Заключение:

В ходе работы над дипломом была проанализирована краеведческая, психолого-педагогическая и методическая литература, которая позволила систематизировать знания по теме «Методика проведения школьных экскурсий в курсе художественного краеведения (на материале творческой биографии братьев Васнецовых).

Результатом этого была систематизация знаний о вятском периоде жизни братьев-художников Виктора и Аполлинария Васнецовых, что дало возможность выявить системный подход к конструированию и моделированию уроков по художественному краеведению, а именно в экскурсионной форме работы.

В работе были раскрыты сущность нравственного и эстетического воспитания, которое играет огромную роль в развитии личности школьника. Были проиллюстрированы преимущества экскурсии перед другими формами работы не только в нравственном и эстетическом воспитании, но и в школьной практике вообще. Экскурсия обладает возможностью заменять словесные образы, их схематичность самим объектом, что безусловно способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, а также развитию познавательного интереса и, как следствие, самостоятельной работы школьника в области изучаемого предмета.

Была раскрыта сущность методики проведения экскурсии, которая заключается в организации активной познавательной деятельности экскурсантов, их самостоятельной работы на всем протяжении экскурсии.

Проиллюстрированы особенности проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста, которые заключаются в тщательном отборе материала и избрании приемлемых методических приемов ведения экскурсии.

Была проанализирована авторская программа факультатива по художественному краеведению Короченко О. Н. для VI классов школы-гимназии города Зуевка. Она состоит из 12 тем по различным видам искусства и общекультурного характера развития города и предполагает проведение четырех часовой экскурсии в село Рябово «Рябово - милая сердцу деревня!».

В рамках уже созданной авторской программы была составлена система экскурсий по жизни и творчеству Васнецовых: автобусной и пешеходной экскурсии в село Рябово. А также была предложена дополнительна пешеходная экскурсия по городу Кирову в рамках этого же факультатива или в виде внеклассной работы.

Созданный методический комплекс экскурсий по жизни и творчеству Васнецовых должен способствовать формированию эстетического вкуса и нравственных устоев учащихся, развитию патриотизма и гордости за свою малую родину, развитию интереса к её культурному прошлому.

Разработанный методический комплекс экскурсий был апробирован на учениках 6 класса Рябовской средней школы. Результаты данной апробации оказались положительными. Весь материал экскурсии был воспринят школьниками с большим интересом и вниманием. Отклики ребят на проведённую экскурсию были положительными.

Список литературы:

1. Агапова И. , Давыдова Т. Патриотическое воспитание в школе. – М. , 2002.

2. Бабанский Ю. Избранные педагогические труды. – М. , 1994.

3. Бердинских В. Занимательное краеведение. – Киров, 1996.

4. Васнецовы. Материалы исследования. – Вятка, 1993.

5. Вершинин И. Есть музей в Рябово. // Заветы Ильича. 1981. №103. С. 5.

6. Виктор и Аполлинарий Васнецовы о Вятке. Телевизионный сценарий киноочерка. – Киров, 1974.

7. Виноградов О. Н. Вятский род Васнецовых. – Киров, 1998.

8. Вятка: Краеведческий сборник. Вып. 9. – Киров, 1991.

9. Глызина О. Художник М. А. Демидов. // Спутник агатитора. 1974. № 5. С. 22-24.

10. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьника средствами искусства и действительности. – М. , 1988.

11. Двинянинова Л. Дом, в котором родился и жил в 1857-1928 гг художник Н. Н. Хохряков. // Материалы Свода памятников в истории и культуры РСФСР. 1978.

12. Двинянинова Л. Сын Отечества. // Вятка. 1998. №3. С. 4.

13. Двинянинова М. , Доронина Н. Рябовский фольклор. // Вятка. 1998. №3. С. 41.

14. Доронина Н. Вятский педагог-просветитель Николай Михайлович Васнецов. // Вятка. 1998. №3. С. 43.

15. Доронина Н. Рябовская летопись. – Киров, 2001.

16. Дьякова Р. Основы экскурсоведения. – М. , 1973.

17. Дядькина Л. Экскурсия по Вятке-Кирову как форма активизации учебного процесса (из опыта работы) // Вятская земля в прошлом и настоящем: материалы республиканской IV научно-практической конференции. – Киров, 1995.

18. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы. – М. , 1984.

19. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. – М. , 1986.

20. Иванов П. В. Основы школьного краеведения. – М. , 1977.

21. Ильгов А. Памятник Васнецовым. //Инженерная газета. 1992. №67. С. 4.

22. Историко-этнографический атлас Кировской области. – Киров, 1998.

23. Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых. – М. , 2003.

24. Короченко О. Н. Программа факультатива по художественному краеведению «Родной, но малознакомый город» для VI класса школы-гимназии г. Зуевка. – Киров, 2001.

25. Краев А. Братья Васнецовы. // Нива. 1993. №70. С. 4.

26. Крутецкий В. Психология. – М. ,1980.

27. Лихачев А. А. Бремя молодости. – М. , 1989.

28. Лихачев А. А. Вятский живописец. // Смена. 1987. №6. С. 20-21.

29. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М. , 1985.

30. Лихачев М. На родине художников. // Кировская правда. 1982. №192. С. 3.

31. Лобстейн Ф. Уроки раздумья: Педагогика нравственного развития. – М. , 2000.

32. Лубянина Ю. Александр Михайлович Васнецов и его книга «Песни Северо-Восточной России». // Вятка. 1998. №3. С. 37.

33. Матюшин Г. Историческое краеведение. – М. , 1997.

34. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителя под ред. Борисова. – М. , 1982.

35. Михин Л. Дом-музей в Рябове. // Кировец. 1989. №93. С. 4.

36. Мир путешествий. 1993. №5.

37. Немов Р. Психология. – М. , 1990.

38. Никитина М. История знаменитого дома. // Вятская речь. 1993. №3. С. 2.

39. Основы экскурсионного дела в музеях. – М. , 1997.

40. Памятники истории и культуры города Кирова. – Киров, 1988.

41. Рахимов Т. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6. С. 12-16.

42. Решетников И. Д. Домик в Колпанском переулке. // Комсомольское племя. 1974. № 24. С. 3.

43. Решетников И. Д. Спутники и встречные: воспоминания и очерки. – М. , 1987.

44. Самылов В. Семья художников Васнецовых. // Кировская правда. 1989. №65. С. 5.

45. Сичинава В. Экскурсионная работа. – М. , 1981.

46. Скрябин Л. Я посетил тот уголок земли. // Заветы Ильича. 1982. №102. С. 4.

47. Сластенин А. Педагогика. – М. , 2000.

48. Словарь по этике / под ред. Кона И. С. – М. , 1983.

49. Смирнова М. Н. Доброе знамение для земли Вятской. Открытие в областном центре памятника братьям Васнецовым. // Кировская правда. 1992. №74. С. 1.

50. Сухомлинский Н. Рождение гражданина. – М. , 1979.

51. Хохлов А. Н. Развитие познавательного интереса школьников при изучении материальных памятников истории и культуры. – Киров, 1998.

52. Чапрак И. А. Возрождение культурных традиций как путь обновления воспитания и образования школьника. // Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. – М. , 1994.

53. Шемшурина А. И. Этические вопросы воспитания. // Этическое воспитание. 2000. №2. С. 7-8.

54. Шешина И. Дом на Никитской. // Вятский край. 1993. №110. С. 2.

55. Эстетика: Словарь / под ред. Беляева А. А. – М. , 1989.

56. Этюды об изобразительном искусстве. – М. , 1994.

57. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. – Киров, 1998.

Источники.

1. Исупов В. С. По родному дому Виктора и Аполлинария Васнецовых. // Запись музейной экскурсии по Мемориальному дому-музею от 17. 02. 03

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: