• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Формирование интереса к культуре родного края в процессе кружковой работы по туризму

Предмет:Туризм и гостиничное дело
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:96
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:урок, тема, лекция, уржума, слушают, ––, учебно, походы, уржум, поход, киров, туризм, урок–, края, музеи
Процент оригинальности:
68 %
Цена:4000 руб.
Содержание:

Глава 1. Формирование интереса к туристско-краеведческой деятельности в работе с учащимися в основной общеобразовательной школе с. Пустополье

1. 1. Проблема формирования интереса к культуре родного края

1. 2. Туристско-краеведческая деятельность как форма внеклассной работы по формированию интереса к родной культуре

Глава 2. Методические аспекты туристско – краеведческой деятельности с учащимися среднего школьного возраста в неполной средней школе с. Пустополье

2. 1. Анализ программ по краеведению

2. 2. Адаптированный вариант программы для кружковой работы

2. 3. Модели занятий в процессе кружковой работы по туристско- краеведческой деятельности.

Заключение

Вступление:

В настоящее время программы общеобразовательных школ включают в себя множество новых предметов, среди которых особое место занимает краеведение. Как региональный компонент стоит рассматривать краеведение совместно с туризмом, в круг интересов которых входит комплексное изучение культуры родного края.

Туристско – краеведческая деятельность – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей и, наконец, формированию познавательного интереса. Наряду с образовательно – воспитательными задачами внеклассная туристско – краеведческая деятельность с детьми среднего школьного возраста решает задачи и общественно – полезного характера. Такая деятельность способствует развитию у учащихся навыков общественной работы. Школьники получают знания по краеведению не только на уроках, но и в процессе посещения кружков, где они могут установить непосредственную связь между теоретическими знаниями и практическими, бывая на экскурсиях, в походах ил даже в путешествиях по родному краю, занимаясь поисково – исследовательской работой, что обычно у детей такой род деятельности зачастую вызывает повышенный интерес. Если в учебном краеведении обязаны участвовать все школьники, то во внеклассном только по желанию. Учебное краеведение проводится в основном в классе (на уроках), внеклассное же опирается на такие формы как вечера, экскурсии, экспедиции, турпоходы.

В данном случае привлечение интереса учащихся среднего школьного возраста к изучению истории культуры своего родного края включает в себя совмещение учебного и внеклассного краеведения через такую форму как туристско – краеведческий кружок. Данная форма внеклассной деятельности не так уж часто встречается в общеобразовательных школах и вовсе отсутствует в общеобразовательных программах. Кроме того, по туристско – краеведческой деятельности имеется недостаточное количество материала, либо он устарел или потерял свою актуальность. Однако можно выделить отдельные издания, которые дают ценный материал для написания работы по туристско – краеведческой деятельности. –

Остапец А. А. в своей книге «Педагогика туристско – краеведческой работы в школе» рассматривает туристско – краеведческую работу в общеобразовательной школе как один из факторов формирования всесторонне развитой личности учащихся. Автор раскрывает педагогические возможности туристско – краеведческой деятельности, обосновывает ее систему и организацию в общеобразовательной школе.

Большую помощь в написании работы оказало издание под редакцией В. В. Титова «Туристско – краеведческие кружки в школе», где автор дает рекомендации по организации и ведению туристско – краеведческих кружков в школе, на что следует обратить внимание и в какой форме лучше проводить отчеты учащихся по самостоятельно исследованной теме.

Не менее интересным представляется брошюра «Методические рекомендации по туристско – краеведческим кружкам в школе», где кратко раскрывается содержание туристско – краеведческой деятельности и предлагаются разновидности туристско – краеведческих кружков. Используя брошюру, можно получить немало информации о комплектовании того или иного туристско – краеведческого кружка и выбрать направление, по которому будет проводиться исследовательская работа.

При написании модели занятий был использован альманах В. А. Ветлужских «Уржумская старина», где даны подробные сведения об истории Уржума и Уржумского района, а также немало информации об истории родного края в статьях Пентиной А. П. и в журнале «Уржумские ведомости».

В связи с актуальностью темы определилась цель работы: раскрыть сущность формирования интереса к культуре родного края в процесе кружковой работы по туризму (на примере работы туристско – краеведческого кружка в основной общеобразовательной школе с. Пустополье).

Цель определила задачи:

1) анализ используемой литературы;

2) рассмотреть проблему формирования интереса к культуре родного края;

3) раскрыть сущность туристско – краеведческой деятельности как формы внеклассной работы;

4) проанализировать «Районную программу по туристско – краеведческой деятельности» и авторскую программу В. А. Ветлужских по краеведению;

5) создание программы туристско – краеведческого кружка и методические рекомендации по проведению таких кружков;

6) разработать модели занятий туристско – краеведческого кружка.

Объектом исследования является процесс обучения и воспитания учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий туристско – краеведческой деятельностью.

Предмет исследования включает учебно – методический комплекс туристско – краеведческого кружка по формированию интереса к культуре родного края.

В процессе работы определилась структура, которая состоит из:

Введения, в котором определена актуальность темы, дан обзор литературы, определены задачи, объект и предмет исследования;

В главе 1 представлены проблемы формирования интереса к культуре родного края, а также раскрывается содержание туристско – краеведческой деятельности как формы внеклассной работы по формированию интереса к культуре родного края;

Глава 2 включает анализ «Районной программы образования школьников средствами туристско – краеведческой деятельности» и анализ авторской программы по краеведению В. А. Ветлужских, а также собственный вариант программы для кружковой работы, методические рекомендации по формам и приемам работ в кружке, и, наконец, модели занятий;

В заключении подведены итоги.

Работу завершает справочный аппарат, состоящий из примечания, библиографического списка и приложения.

Заключение:

Туристско – краеведческая деятельность является одной из форм внеклассной работы в основной общеобразовательной школе. Для того, чтобы сформировать интерес к туристско – краеведческой деятельности у учащихся, нужно давать им не только необходимые знания, но и использовать различные формы и методы, указывать источники, пути приобретения знаний, воспитывать к ним любовь, а также учить самостоятельно добывать эти знания. Важную роль в формировании интереса к культуре родного края занимает учитель, который должен быть заинтересован своей работой, а вместе с тем и вовлекать ребят в свое дело, и в первую очередь ему необходимо выбирать такие предметы исследования, чтобы они у детей могли вызвать любопытство, интерес. Именно интересующий предмет, интересное дело выделяется и на него, главным образом направляется внимание. Положительное решение проблемы приобщения учащихся к изучению культуры родного края средствами краеведения достигается при следующих условиях:

1) когда существует теоретическая и методическая подготовленность учителя и учащихся;

2) когда в основе лежит самостоятельная деятельность учащихся;

3) когда широко используются различные методы исследования.

Анализ «Районной программы образоввания школьников средствами туристско – краеведческой деятельности» и авторской программы В. А. Ветлужских по краеведению показали, что в изучении любого объекта родного края служит не только поисково – исследовательская направленность, но и соблюдение определенной последовательности в их изучении:

1) выбрать темы, определить цели и задачи исследования;

2) разработать, обсудить и принять общий план работы, определить срок их выполнения;

3) определить формы, методы и приемы работы.

Исходя из проведенного анализа программ, а также возможностей школы и интересов учащихся, был составлен собственный вариант программы для основной общеобразовательной школы с. Пустополье Уржумского района. В программе сделана опора на изучение таких тем, исследование которых более приемлемо и допустимо, либо та или иная тема имеет определенный, накопленный ранее, краеведческий материал.

В связи с этим был составлен тематический план туристско – краеведческого кружка, предложены формы итогового контроля по полученным знаниям учащихся, а также составлены методические рекомендации по организации и работе туристско – краеведческих кружков.

В заключении работы представлены модели занятий кружка.

Программа туристско – краеведческого кружка по изучению культуры родного края может быть использована учителями краеведения, руководителями туристско – краеведческих кружков, а также теми, кто заинтересован вопросами краеведческого характера.

Список литературы:

1. Борисова М. Методика историко – краеведческой работы в школе. М. ,1982.

2. Вятская деревня в прошлом и настоящем. Сборник. – Киров,1990.

3. Ветлужских В. Истоки национальной культуры // Уржумская старина. – 1991. - №5 – С. 23.

4. Ветлужских В. А. Программа по краеведению для школ Уржумского района. 7 класс. Уржум, 1995.

5. Власов А. А. Нагорный А. Г. Туризм. – М. , 1977.

6. «Вятка», краеведческий сборник. Киров, 1991.

7. Дьяков Р. А. Емельянов Б. В. Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. М. , 1985.

8. Дорогами славы: методические рекомендации, 1987.

9. Деревни, которых нет // Уржумская старина. – 1991. - №3. – С. 40,41.

10. Зайцева К. Легенды рассказывают // Уржумская старина. – 1991. - №1. – С. 13,14.

11. Земля Вятская. Фотосборник. –Киров,1996.

12. Иванов П. В. Основы школьного краеведения. – Петрозаводск,1977.

13. Изучайте свой край, 1978.

14. Иванова Т. В. Школьное краеведение, 1988.

15. И об Уржуме // Кировская искра. – 1993. - №65. – С. 2.

16. Из истории Уржумских селений // Уржумская старина. – 1998. - №9.

17. Кокорев Ю. М. Туризм – школа воспитания. – Минск: «Полымя», 1982.

18. Курилова В. И. Туризм. – М. , 1988.

19. Квартальнов В. А. Туризм. – М. , 2001.

20. Карпов В. Следы былого величия // Уржумская старина. – 1991. - №3.

21. Кацюба Д. В. Историческое краеведение в школе. –Кемерово. - Ч. 2, 1973.

22. Как составить родословную семьи / Семья. – 1991. - №21.

23. Краеведение – основа воспитательного процесса в школе (примерная программа изучения родного края для учащихся 1 – 11 кл. ). – Уржум, 1993.

24. Кировская искра. – 1993. -№65. – С. 2.

25. Краеведение / Под ред. А. В. Даринского. - М. , 1987.

26. Линчевский Э. Э. Психологический климат туристической группы. – М. , 1981.

27. «Люби и знай свой край». Программа для детей среднего и старшего возраста. – Уржум ЦДО, 1993.

28. Матюшин Г. Историческое краеведение. – М. , 1987.

29. Методические рекомендации к региональному курсу: Краеведение. – Киров,1996.

30. Остапец А. А. Педагогика туристско – краеведческой работы в школе. – М: «Педагогика», 1985.

31. Организация туристско – краеведческой работы в школе, 1990.

32. Помещиков В. И. , Карпов В. Б. Уржум. – Киров, 1987.

33. Пентин А. П. Из далекого прошлого Уржума. – Рукопись, 1981.

34. Пентин А. П. Когда был построен Уржум. – Рукопись, 1983.

35. Пентина Н. Южная часть главной улицы // Уржумская старина. – 1991. -№4. – С. 14 – 16.

36. Рябов П. М. Пустополье // Уржумская старина. – 1998. - № 930.

37. Районная программа образования школьников средствами туристско – краеведческой деятельности Уржумского района на 2001 – 2005 годы.

38. Самоделкина. Экскурсия по Уржуму. – Уржум, 1977.

39. Туризм в школе. М. , 1983.

40. Туристско – краеведческие кружки в школе (методические рекомендации для руководителей). – М: «Просвещение», 1988.

41. Туристско – краеведческие кружки в школе / Под ред. В. В. Титова. - М. , 1988.

42. Улицы, дома, памятники // Уржумская старина. – 1991. - №1. – С. 24.

43. Уржумские ведомости. – 2001. - №3. – С. 9.

44. Хохлов А. Изучение материальных памятников истории и культуры. - Киров, 1993.

45. Церкви и часовни // Уржумская старина. – 1991. -№1. – С. 28,29.

46. Энциклопедия Земли Вятской: Откуда мы родом? - Т. 1,Т. 2, Т. 3, Т. 4, Т. 5, Т. 8.

47. Эммаусский А. В. Очерк истории Вятской Земли в 16 – нач. 18 веков. –Киров. – 1951.

48. Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края 17 – 18 вв. - Киров, 1956.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: