• Задать вопрос менеджеру

Экспресс-заказ

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Бесплатно » Б »

Быт и нравы провинциальной России

Быт и нравы провинциальной России

( по одному или нескольким произведениям Гоголя )

Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел,

от которых житья нет добрым. . .

На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О,

смех великое дело!

Н. В. Гоголь.

Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность

наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превратились в образы, таинственные для всей России времени Николая I. Любопытно, что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Томбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембуре. Выздоровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: Я их знаю. . . А затем прибавил по- французски, что видел их на представлении гоголевского Ревизора.

Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора - автор раскрывае быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России.

Какова же Россия миниатюре - город, из которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. ? На улицах кабак, нечистота! Возле старого забора, что возле сапожника,. . . наваленно на сорок телег всякого сору. Церковь при богоугодном заведении, На которую назад тому пять лет была ассигнована сумма,. . . начала строиться, но згорела. . . Удручающая картина.

А как живется купечеству да гражданству? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, не чистота и больные все как мухи выздоравливают.

А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство столпов города- тех кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть(заботиться) о благе горожан. Однако конический эффект в пьесе как раз и основывыается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул! Ему вторит судья: Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. Почтмейстер, выслушав поручение: всякое письмо этак немножко распечатать наивно признается: знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то штоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете.

Итак, полностью беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением - вот то, что составляет основу сознания и деятельности хозяев жизни. Но главное Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества - самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога Городничего Чему смеетесь? Над собой смеетесь! актер щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чепорный партер,где сидело немало прототипов Гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина берущих, и половина дающих.

И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - все эти ужастные по своей сути явления - показаны Гоголем повседневными и и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, который пропустил бы то, что плывет в руки.

И вот теперь в городе ревизор инкогнито - неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная козна, средства отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправиш: не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное - не заставишь молчать всех обиженных.

Но все дело в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий елистратишка, промотавший в Петербурге деньжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать - бить на отмашь. И чиновники трепещут. Не распознал фитюльку, пустышку и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство - взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения!

В конце концов события оборачиваются таким образом, что ревизор фельдмаршал уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову. Она уносит Городничего с Городничихой в Петербург, где Антон Антонович собирается зашибить генеральский чин, есть ряпушку и корюшку, А У Анны Андреевны должно быть в комнате такое амбре чтоб нельзя было войти . И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие. . . Несмотря на то, что Городничий только-то пережил панический страх, узнав что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. Ведь теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и угодничество высшим чинам - вот что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире. Поэтому сцена поздравления семьи Городничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия, зависти и чванства.

Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет смешнее черта, смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде. . . Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими.

29 марта 1996 г.

Скачать бесплатно Скачать работу
Антиплагиат онлайн