• Задать вопрос менеджеру

Экспресс-заказ

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Бесплатно » В »

Возникновение государственности у восточных славян

Возникновение государственности у восточных славян
Процессы классообразования. Строй военной демократии. Образование протогосударств. Образование единого Древнерусского феодального государства.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань).

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, Объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Правовые формы раннефеодальных отношений. Рабовладельческий уклад. Государственный строй. Вече, десятичная система управления. Дворцово-вотчинное управление. Административно-правовые реформы первых князей. Церковная организация и юрисдикция.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внешнеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) уступают место экономическим, основанным на праве собственности.

Фомирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений сюзеренитета-вассалитета, т. е. феодальной зависимости.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостители (в сельской местности).

В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему.

Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вочиннику).

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание - вече. Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты.

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В Х в. княгиней Ольгой была проведена налоговая реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается десятина - налог в пользу церкви, в XII в князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на черное (монашеское) и белое (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобритение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении церковных людей, дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Становление древнерусского права.

Обычное право. Закон русский. Церковные уставы. Договоры Руси с Византией.

Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией, он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и письменной форме. Натболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг. ). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв. ), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

Русская Правда как памятник права.

Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. Редакции. Правовое положение населения. Основные черты частного права. Преступления и наказания. Судопроизводство.

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная.

Источником кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя.

Основная масса населения разделилась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории.

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права- все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает.

Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как обида,т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Объектами преступления были личность и имущество.

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Высшей мерой наказания остается поток и разграбление, назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание включало конфискациюимущества и выдачу преступника (вместе с семьей) головой , т. е. в рабство.

В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона (око за око, зуб за зуб), в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещения ущерба (материального и морального).

Судебный процесс носит ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли ордалии (суд божий), присяга и жребий.

Русские княжества в условиях политической раздробленности.

Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество. Особенности феодальных отношений. Развитие княжеской власти. Институты раннефеодальной монархии.

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многообразны. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел,земля) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потребляющей весь продукт, который она производила. Какой-либо значительный товарный обмен отсутствовал.

Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю. В финансовой области он сопровождался превращения дани в феодальную ренту.

В процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнейшего торгового пути из варяг в греки, объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

В XII-XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующаяей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного отъезда - право менять сюзеренов.

Ростово(Владимиро)-Суздальское княжество, расположенное на северо - востоке Руси, позже стали центром объединения русских земель. В период феодальной раздробленности (после 30-х годов XII в. ) выступало в качестве конкурента Киева.

Социальной опорой князя были образованные города (Владимир, Переяслаль, Ярославль, Москва и др. ). Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита. Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальный съезды, наместники и волостели.

Действовала Дворцово-вотчинная система управления.

Факторы стабильности и развитие государственности.

Сущность и основные черты феодализма.

Новгородское и Псковское государства.

Особенности общественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. Власть князя. Феодальная демократия и самоуправление. Местное управление. Отношения с Псковским государством.

Эти государственные образование сложились на северо-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось через систему вечевых органов. Вече избирало князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно.

Высшими должностными лицами Господина Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. Подоговорам с городом князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладчиков из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушений договоров князь мог быть изгнан.

Развитие права на северо-западе Руси.

Новгородская и Псковская судные грамоты.

От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления : вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, позовники, писцы, межники, подверники .

Псковская судная грамота 1467 г. состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательное и судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений. Под преступлением впервые в русском праве понимается причинение ущерба не только частным лицам, но и государству.

Роль суда усилилась : вызов в суд по повестке и через судебного исполнителя (позовника).

Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали.

Московское княжество в XIII-XV вв.

Развитие феодально-поместных отношений. Колонизация. Образование единого русского государства вокруг Москвы. Государственная централизация. Преобразование политической системы и административных органов. Кормления. Формирование сословно-представительных учреждений. Боярская дума. Особенности государственной централизации.

В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений : дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

Говоря о централизации следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра- Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система суверенно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов.

Укрепляющееся служивое дворянство становится для великого князя опорой в борьбе с феодальной аристократией.

Все три социальные силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада - составили основу сословно-представительной системы правления.

Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы госуправления - приказно-воеводской. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную бюрократию.

Местное управление основывалось на системе кормлений.

Особенности процесса госцентрализации сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные диспотичные тенднции в структуре и политике власти, основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство, централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.

Государственные реформы первой половины XVI в. Усиление централизации. Церковная политика. Правовая регламентация церковного землевладения. Опричнина. Уголовно-правовая политика Ивана IV.

В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действующую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена Избранная дума из доверенных лиц.

Особое место в ситеме госорганов занимали Земские соборы. Их созыв обьявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, Освященный собор (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.

Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Деятельность земских и губных изб контролировались различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с отраслевыми-Разбойным, Стрелецким-появились новые территориальные- Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы. Реорганизация приказной системы, поочередное раукрупление или слияние приказов происходила достаточно часто. Вырабатывался настоящий бюрократический стиль.

ВXVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики стали подчиняться назначенным из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции.

Госцентрализация потребовала проведения ряда реформ в административной областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-водчинской системы.

Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения (Стоглавый собор 1551г. ). Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация белых монастырских, патриарших, митрополичьих и архирейских слобод в городах. Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность.

Решительным политическим актом самодержавной власти стала опритчина (1565-1572гг. ). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на опритчину и земщину. Были сформированыособые вооруженные подразделения (опричники), составляющие ударную силу и репрессивнный механизм опритчины. В этих условиях сложилась особожесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика.

Скачать бесплатно Скачать работу
Антиплагиат онлайн