• Задать вопрос менеджеру

Экспресс-заказ

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Бесплатно » В »

Возникновение христианства

Возникновение христианства
План:

1. Возникновение христианства и разделение двух его ветвей - православия и католицизма.

2. Православие: основы вероучения и эпизоды истории.

3. Католицизм: особенности вероисповедания и культа.

4. Примечания.

5. Список использованной литературы.

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЦИЗМ

Православие и католицизм - два крупнейших направления одной из величайших мировых религий - христианства.

Христианство начало распространяться с 1 в. н. э. на территории Малой Азии, в восточных провинциях Римской империи, первоначально как вероисповедание подневольного еврейского народа, а позднее - и всего зависимого населения: рабов, крестьянства и т. д. . Возникновение христианства было связано с рождением на Земле Спасителя - Сына Божиего Иисуса Христа, воплощенного Бога. После распятия и воскресения Христа проповедью его Учения в разных землях и разным народам занимались 12 апостолов - учеников Христа. Ими же были написаны и книги Нового Завета о жизни, страданиях. Учении, смерти и воскресении Иисуса Христа - Евангелия, что по-гречески означает Благая весть.

После апостолов быстро разраставшейся сетью христианских общин стали управлять их преемники - епископы. Епископы меньших городов подчинялись митрополитам - епископам более крупных городов. Митрополиты в свою очередь подчинялись епископам столичных городов - патриархам. Верховная же власть в Церкви принадлежала Вселенским Соборам. Патриархов же в то время было пять: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохский и Иерусалимский.

Размежевание между православием и католицизмом в христианстве начало проявляться после раздела Римской империи на Западную и Восточную. /395 г. /Основной причиной этого явилось соперни-чесво между константинопольским и римским патриархом, называвшим себя папой, за главенство в христианском мире. По мере усиления экономического могущества римских пап в Западной Европе возрастали и их притязания на роль главы Вселенской Церкви, что, естественно, остальной Церковью было признано незаконным.

Постепенно разногласия усиливались. Так, уже на шестом Вселенском Соборе /680 г. / были осуждены некоторые нововведения Римской Церкви, а именно: принуждение священников и дьяконов к безбрачию, строгие посты в субботы Великого Поста и изображение Иисуса Христа в виде агнца /ягненка/.

Формальное разделение общехристианской Церкви на западную /римско-католическую/ и восточную /греко-православную/ произошло в 1054 г. , когда посланник папы римского в Византии кардинал Гумберт после безрезультатных переговоров с патриархом оставил в храме Св. Софии в Константинополе письмо, отлучающее от церкви патриарха и его сотрудников. Патриарх в свою очередь наложил запрет на кардинала Гумберта.

Окончательно разделение Церквей завершилось после захвата в 1204 г. Константинополя крестоносцами. Дело в том, что в XI -Х!! вв. католическая церковь практически возглавила торгово-колонизационное движение европейцев на Восток под предлогом, якобы, освобождения Иерусалима и его святынь от арабов-мусульман. Однако Четвертый Крестовый поход отправился уже не в Малую Азию, а в Константинополь. Крестоносцы взяли город, разграбили его, осквернили святыни православных храмов и образовали в Константинополе Латинскую империю, которая просуществовала более 50 лет. С тех пор православная и католическая Церкви продолжали жить и развиваться отдельно друг от друга.

ПРАВОСЛАВИЕ: ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И ЭПИЗОДЫ

ИСТОРИИ.

Православные христиане веруют в единого Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Но они, как и все остальные христиане, верят в то, что Бог троичен в лицах, что единый Бог есть Пресвятая Троица: Бог-Отец, Бог Сын - Иисус Христос- и Бог Дух Святой. Православные уверены также, что принадлежат к основанной Самим

Спасителем на земле Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которая сохраняет в чистоте Учение Иисуса Христа.

Православное вероучение базируется на Священном писании -Библии и Священном предании, в которое входят постановления первых семи Вселенских Соборов /1 У - УШ вв. /, творения отцов церкви и некоторые другие материалы. Главным источником православного вероучения является Символ веры - краткое изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на двух первых Вселенских Соборах /325, 381 гг. /. Тот, кто не принимает этих истин, уже не может считаться православным христианином.

Основы православного учения являются боговдохновенными, абсолютно истинными - т. е. вечными, непостижимыми, разумом и соответственно требующими безусловного принятия на веру. Они взывают к высшим духовным началам человеческой натуры.

Основу православной обрядности, как и в католицизме, составляют семь таинств: Крещение, Миропомазание, Причастие /или святая Евхаристия/, Покаяние, Брак, Соборование, Священство /Рукоположение/. Но в отправлении таинств между православием и католичеством есть различия: так, в православии младенца при крещении полностью погружают в кашель, тогда как в католицизме только кропят водой; Миропомазание в православных храмах совершается сразу после крещения священником, а не через несколько лет; миряне и духовные лица в православии причащаются одинаково -квасным хлебом и красным вином.

Главным православным богослужением является литургия /обедня/. Служба в православных храмах идет на национальных языках, но используются также и так называемые мертвые языки - например, церковно-славянский. Богослужение на национальных языках долгое время выгодно отличало православие от католицизма, где вплоть до 1960-1965 гг. служба велась на недоступной для простых мирян, мертвой латыни.

Важной составной частью православного культа являются праздники, главные из которых имеют общехристианское значение: Рождество, Пасха, Крещение. В то же время в православии отсутствуют некоторые праздники, принятые католической церковью уже после отделения, но введены некоторые новые - Сретение, Преображение, Воздвижение креста Господня, не отмечаемые католиками.

К числу неотъемлимых элементов православного культа относятся посты: многодневные /весенний - Великий, летний Петров, осенний - Успенский и зимний - Рождественский/ и однодневные -среда, пятница каждой недели и некоторые другие /сочельник, праздник Воздвижения/.

В отличие от католицизма православным священникам разрешено жениться, но не более одного раза. С обетом безбрачия связано только монашеской служение.

Проникновение христианства в форме православия на русскую землю началось еще с УШ в. Важный шаг в этом направлении был совершен княгиней Ольгой, принявшей в 957 г. Крещение в Константинополе, ставшей первой на Руси христианской из княжеского рода и за свое апостольское служение одной из первых причисленной к лику святых. При внуке Ольги - князе Владимире -православие стало государственной религий Руси. Произошло это в 988 г. и имело не только политическое, но и важнейшее культурное значение. Согласно русским летописям, накануне принятия христианства на Русь прибывали послы различных государств и религиозные миссионеры, стремившиеся уговорить Владимира к принятию своего вероисповедания, среди которых были и

посланцы Рима. На вопрос русского князя : В чем заповедь ваша? послы папы ответили: Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию. Как справедливо отмечают исследователи - ни слова не было сказано о необходимости духовного преображения, перерождения человека во Христе, об очищении духа. В этом, в частности, можно заметить вообще свойственную западному христианству тягу к обмирщенности.

За свою многовековую историю русская православная церковь пережила немало сложностей - сектантства, гонений, внутренней борьбы. Крупнейший церковный раскол произошел в ХУ11 веке. Он был связан с реакцией главным образом низшего духовенства и простого народа на церковно-обрядовую реформу, проведенную патриархом Никоном, Никон, человек образованный, умный, энергичный, но резкий, горячо взялся за дело исправления ошибок, веками допускавшихся в церковных книгах и традициях. Народ взволновался, потому что полагал, что спасать душу можно только по старым книгам. Более всего мирян беспокоил приказ креститься не двумя пальцами,к чему все привыкли, а тремя, согласно старой греческой традиции. Церковный Собор 1666, 1667 гг. признал правомерность реформы, но самого Никона осудил: его лишили сана и заточили в монастырь.

Сегодня православие является господствующей Религией не только в России, но и в Греции, на Кипре, в Румынии, Сербии, Македонии, Украине, Белоруссии, Грузии, в Болгарии.

КАТОЛИЦИЗМ: ОСОБЕННОСТИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

И КУЛЬТА.

Католицизм /всеобщий, вселенский/ признает основные догмы и обряды христианской религии, но в то же время имеет ряд особенностей в вероучении, культе и организации. Источником своего вероучения католицизм признает не только Священное писание, но и Священное предание, то есть традицию. Согласно догматам католицизма, утвержденным уже после разделения церквей, исхождение Святого Духа возможно не только от Бога Отца, как сказано в Символе Веры, но и от Бога Сына. Утвержден также догмат о главенстве и непогрешимости папы римского и догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью, то есть о том, что сама Дева Мария, так же, как позднее и Спаситель, была зачата от Духа Святого. Вообще культ Девы Марии /Мадонны/ чрезвычайно широко и экзальтированно почитается в католицизме, доказательством чему служит догмат о телесном вознесении Богоматери после смерти.

Справляют католики и особые праздники: Тела Христова, Сердца Иисуса, Непорочного зачатия Девы Марии. Католический культ характеризуется пышным , театральным богослужением, которое должно воздействовать на психику верующих и их воображение. Кроме пения в храмах /костелах/используется музыка - орган. Чрезвачайно развито почитание всякого рода реликвий, святых. В отличие от отправления культа в православной церкви таинство Миропомазания /Конфирмация/ в католичестве совершается не ранее 8-летнего возраста, для причастия используется пресный хлеб, причем причащение мирян происходит только хлебом, а духовенства-хлебом и вином.

Для католической церкви вообще свойственна строгая организация и иерархический характер; согласно ее вероучению, папа римский - есть истинный наместник Иисуса Христа на земле, преемник апостола Петра, его власть выше власти Вселенского Собора. Кроме того католицизм проводит резкое разграничение между мирянами и клиром. Выражается оно в ряде установлений, отсутствующих в православии: целибат - обязательное безбрачии духовенства, запрет выхода из духовного звания. Свои привилегии католическое духовенство строит на католическом учении о Сокровищнице переизбытовающей благодати, согласно которому деяния Христа, Божьей Maтери, апостолов и святых, создают запас добрых дел, за счет которых церковь имеет право отпускать грешникам грехи, в том числе - за деньги. Продажа индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов, была чрезвычайно широко распространена в католическом мире в средние века. Кстати, только в католицизме существует догмат о чистилище - промежуточной инстанции между адом и раем, в которой душа грешника может быть отмолена им самим, духовенством или родственниками покойного.

В католицизме нет многодневных постов, укрощение плоти рекомендуется только в среду первой недели Великого поста, в Страстную пятницу, в канун Успения и Рождества.

Особенно значительной роль католической церкви была в эпоху средневековой европейской цивилизации. Церковь являлась крупнейшим феодалом, земельным собственником. Ее расположения и содействия искали самые могущественные империи и королевства Европы. Церковь, по истине, сопровождала человека с рождения до самой смерти. Она могла раздавать интердикты - отлучения от церкви, устраивать судилища, выразившиеся в разгуле инквизиции, продавать церковные должности, казнить и миловать.

Серьезный удар по католицизму был нанесен в период складывания капиталистических отношений. В результате движения реформации /ХУ1 в. /, стремившегося значительно приспособить духовную культуру общества к реальным условиям быта, возникло учение Лютера, воплотившееся в протестантизме и вытеснившее католицизм из многих стран Европы.

Современная католическая церковь - крупнейший религиозно-политический и идеологический институт, центр которого - папское государство Ватикан - находится в Риме. Сегодня католицизм является преобладающей религией во многих странах Европы: в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, в странах Прибалтики, во Франции, в Италии, Португалии, а также на Кубе и в странах Латинской Америки, на территориях Западных Белоруссии и Украины.

В наше время христианские церкви - как православная, так и католическая - под влиянием условий жизни верующих вынуждена идти на уступки и некоторый пересмотр церковных традиций. Так, православная церковь смягчает отношение к постам: на первый план выходит пост духовный, а теленый пост рекомендуется соблюдать по мере сил. Кроме того, ныне церковь не считает греховной работу в дни религиозных праздников.

Примечания:

1. Православная церковь признает только первые семь Вселенских Соборов, не считая более поздних, проводившихся католической церковью без участия восточного духовенства.

2. См. : Лебедев Лев /Протоиерей/ Крещение Руси. -М. , 1987, с. 93.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон Божий для семьи и школы. Сост. свящ. Серафим Слободской. - Коломна, 1993.

2. История Европы. Т. 2 - Средневековая Европа. - М. 1992.

3. Лебедев Лев Крещение Руси. - М. , 1987.

4. Репина Л. П. Римская церковь и распространение христианства. // Средневековая Европа глазами современников и историков. 4. 1, М. , 1994.

5. Федотов Г. Святые Древней Руси. - М. , 1990.

Скачать бесплатно Скачать работу
Антиплагиат онлайн