• Задать вопрос менеджеру

Экспресс-заказ

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Бесплатно » Г »

Государство в политической системе общества

Государство в политической системе общества
План работы:

Ведение

I. Понятие о государ-стве. Государство как основной институт общественной систе-мы.

II. Понятие политической системы.

III. Функции госу-дарства.

IV. Исторические типы государства.

V. Место и роль государства в политической системе общества.

VI. Осо-бенности государства как элемента политической систе-мы.

Заключение

Список использованной литерату-ры

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный инсти-тут, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилиза-ции, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в ис-тории общества можно только рассматривая его в контексте дру-гих - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и по-литическая система занимаются представители многих наук - фи-лософии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и ме-ханизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государст-венно-политических режимов, нейтрализации негативных тенден-ций в развитии общества.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политиче-ской системе общества и его роли в ней. Для достижения постав-ленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую ха-рактеристику самих понятий государство и политическая систе-ма, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - дей-ствовавшие в них государственно-политические режи-мы.

Развитие общества и всех его институтов, включая госу-дарство, представляет собой естественно-исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, от-личающие его от других элементов политической системы обще-ства. Поэтому функции государства также рассматриваются в на-стоящей работе, в том числе - в свете известных теории государ-ства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.

В то же время следует иметь в виду, что функции государства не исчерпывают всей специфики госу-дарства как элемента политической системы, в связи с чем во-прос о некоторых особенностях государства дополнительно рас-сматривается и в последнем разделе работы.

Понятие о государстве. Государство как основной

институт общест-венной системы.

Государство в определении современных теоретиков государства и права - это один из способов террито-риально-политической организации общества. Государство опре-деляется также как социальный институт, складывающийся в ре-зультате возникновения и деятельности публичной власти, кото-рая осуществляет руководство основными сферами обществен-ной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

Государство - это лишь одно из общественных явлений, (об-щественных институтов), то есть один элемент, одна сторона об-щественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. К общим признакам го-сударства относятся:

По своей сути государство есть полити-ческая организация общества, обеспечивающая решение его общих дел;

Наличие публичной власти - специального слоя профессиональных управленцев;

Ограничение пределов дей-ствия власти определенной территорией, распределение населе-ния по административно-территориальному принци-пу;

Превращение индивидов в граждан (поддан-ных);

Введение налогов - экономической основы деятельности власти;

Государство появляется вследствие замены кровно-родственных связей рыночными (обменными).

Следовательно, государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию.

Все перечислен-ные свойства государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые призна-ки всякого государства, то такие его свойства, как, например, от-кровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь опре-деленным историческим формам государства (фашизму, государ-ству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны.

Классовый подход в определение го-сударства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Государст-во, по их определению, есть результат борьбы классов, возни-кающих в результате общественного разделения труда, форми-рования семьи и частной собственности, распада кровнородст-венных связей. Самой чистой, классической формой возникно-вения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось непосредственно из классо-вых противоречий. Первостепенное значение классики марксиз-ма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической фор-мации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и по-литических условий существования определенного класса. Отсю-да следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Следует признать, что классовая теория государства, не выдерживает испытания вре-менем. Классовая теория не применима и ко многим современ-ным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Понятие политической системы

Государство - основное, но не един-ственное политическое учреждение общества. Наряду с государ-ством в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д. , которые в совокупности с государством и образуют политическую организацию общества.

Следовательно, под политическими системами в теории го-сударства и права принято понимать совокупность государствен-ных, партийных и общественных органов и организаций, участ-вующих в политической жизни той или иной страны.

В зависи-мости от степени участия в политической жизни различные эле-менты этой системы (органы и организации) принято делить на следующие группы: собственно-политические, несобственно-политические и политические в незначительной степени.

К собственно политическим структурам относятся государство, все политические объединения (партии), отдельные общественные организации. Характерным признаком этой группы объединений является их прямая связь с политикой, их способность активно воздействовать на политику. Непосредственной целью их созда-ния и функционирования является цель политическая, то есть цель так или иначе связанная с властью. Как правило, она заклю-чается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои, классы и струк-туры общества, в осуществлении политических интересов опре-деленных классов и (или) всего общества.

К несобственно-политическим объединениям относятся такие организации и объ-единения, которые возникают и развиваются не в силу политиче-ских причин, а в силу, например, экономических или других при-чин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, не-посредственной целью создания и деятельности которых являет-ся уже не политическая, а какая-либо другая цель - производст-венная, социально-бытовая, культурная и т. п. Организации этой группы могут вести деятельность, которая так или иначе связана с политикой, но они не ставят перед собой задач активного воз-действия в политических целях на государственную власть. Мож-но сказать, что политическая деятельность этих организаций не имеет для них решающего значения.

Однако изложенная выше ситуация не означает, что несобственно-политические объедине-ния играют второстепенную роль в политической системе обще-ства. Напротив, они являются ее полноправными и необходимы-ми элементами.

Организации, имеющие в своем содержании так называемый незначительный политических аспект, возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью (можно сказать - хобби). Это, например, женские клубы, объеди-нения нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, тури-стов и т. п. Политический смысл они приобретают лишь как объек-ты воздействия государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций. Сами же они не являются субъ-ектами политической деятельности - носителями политической власти или соответствующих ей политических отношений.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составляющих элементов политической системы общества - иг-рало и продолжает играть государство. Имея в своем оснащении специальный аппарат управления, принуждения и подавления, государство как бы возвышается над всеми прочими элементами организации общества, координирует и направляет их.

Функции государства

Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой фе-номен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функ-ции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных об-менными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характе-ром общества.

Функции государства объективны. Они не зави-сят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генераль-ной - функцией государства является реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого суще-ствования, как то: природные условия, обеспечение жизнедея-тельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.

Генеральная функция государства реализуется в его внешних и внутренних функциях. К внешним функциям относятся: военная (оборона или агрессия), функция всесторонних внешних сношений. К внутренним функци-ям государства относятся: обеспечение общественного порядка, экономическая функция, культурная, социальная, фискальная и др. .

Необходимо упомянуть о том, что практически все, из-вестные ныне теории происхождения и функций государства в ос-нове своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности, а именно - концепцию государства как воплощения идеи всеобще-го блага, либо концепцию государства как аппарата для осущест-вления насилия одной части общества над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий. Первую из выше названных концепций развивают прежде всего естественно-правовая и орга-ническая теории.

Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах , Д. Дидро, Ж. -Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного общественного договора, положившего конец войне всех против всех. Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разу-ма.

Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство - еди-ное целое, социальный организм, действующий по аналогии с че-ловеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последовате-лей этой теории Г. Спенсера, государство появляется одновре-менно со своими составными частями - людьми и будет сущест-вовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Го-сударственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Воплощением второй концепции - идеи насилия - является прежде всего теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в бо-лее поздней теории, связывающей возникновение частной собст-венности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концеп-ция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного полити-ческого действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побе-жденными.

На наш взгляд, однако, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной дея-тельности, поскольку ей присуще как одно, так и другое. Дело за-ключается только в том, в каком соотношении между собой нахо-дятся потребности государства осуществлять насилие или забо-титься о процветании всего общества.

Главная функция госу-дарства - решение общих дел - реализуется прежде всего в сфе-ре экономики и политики. В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регу-лирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость по-добного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными экономистами. В частности Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономи-ка и рынок - иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а следовательно, и социальных катаклизмов.

Современные исследователи обращают также внимание на тот факт, что по мере экономического развития ци-вилизованного общества роль государства как носителя идеи на-силия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Как замечает, например, российский теоретик госу-дарства и права В. А. Четвернин, по мере формирования постин-дустриального общества организованное насилие все больше от-ходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоци-альная деятельность государства: социальные противоречия ут-рачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых.

Исторические типы госу-дарства

Государство представляет собой социальное явле-ние, ограниченное определенными историческими рамками. По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: 1. деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет); 2. рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская им-перия, древнегреческие полисы - Афины, Спарта); 3. феодаль-ные государственные образования (Азия, Европа, в том числе - Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государст-венно-правовых систем - капитализм со свойственными ему формами организации общества. По теории марксизма известен также такой тип государства, как коммунистический. Его практиче-ское выражение пока можно наблюдать только в образе уже ис-чезнувших, либо еще существующих социалистических госу-дарств - государств переходного периода, строительства основ коммунистического общества.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа государства в зависимости от форм гос-подствующей в них собственности: рабовладельческое, фео-дальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают государства так на-зываемого азиатского способа производства, которые по своим признакам не соответствуют определению классового государст-ва.

Для рабовладельческой социально-экономической форма-ции, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества - бесправных рабов и рабовла-дельцев, в собственности которых находятся все средства произ-водства, включая самих рабов.

Феодальное общество харак-теризуется сосуществованием господствующего класса феода-лов, в руках которых находится основное средство производства - земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сень-оров (феодалов).

Основные классы капиталистического обще-ства - пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производ-ства и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства - капиталистам. Теорию Маркса о капита-листическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Им-периализм, в соответствии с ленинской теорией, посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспе-чивает благоприятные экономические условия для обобществле-ния средств производства и перехода к строительству социализ-ма.

Социалистическое общество, в соответствии с теорией марксизма-ленинизма, это первый этап становления коммунисти-ческой формации, своеобразный переходный период, цель кото-рого - уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он, по мысли классиков марксизма-ленинизма, исключает эксплуатацию человека чело-веком, поскольку средства производства в нем принадлежат тру-дящимся - то есть находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом от каждого - по способно-стям, каждому - по труду.

Следует заметить, что марксистское учение о государстве и его происхождении не лишена противоре-чий. Прежде всего, делая упор на роль классов в возникновении государства, Маркс и Энгельс оставляли как бы за рамками тео-рии ими же самими описанный азиатский способ производства, который по сути дела представляет собой альтернативный клас-совому способ становления государства в бесклассовом общест-ве. Кроме того, в некоторых ранних государствах критерий отно-шения к собственности (средствам производства) не играл суще-ственной роли в процессе социальной дифференциации. Так, на-пример, в Древней Индии общество делилось не на классы, а на касты, которые и определяли положение человека на социальной лестнице, независимо от степени его богатства.

Ленинское учение об империализме - кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации так-же не выдерживает испытания временем. Во-первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы истори-ческого развития и превратить слабое звено в цепи империализ-ма в общество всеобщего благоденствия. Во-вторых, весь пе-риод социализма, по представлениям Ленина, должен быть пе-риодом диктатуры пролетариата, т. е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения всеобщего блага. В-третьих, социализм как форма орга-низации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эво-люционного, а не агрессивно-революционного, пути развития об-щественных отношений.

Наконец, как показывает история, ци-вилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы государств, которые будут сущест-венно отличаться от известного нам социализма.

Рассуждая об исторически существовавших типах государств с присущими им политическими системами, необходимо разграничивать поня-тия исторические типы государства и политическая система го-сударства от таких понятий, как формы организации государст-венной власти (монархия, республика,) и политический режим государства (парламентский, фашистский, тоталитарный и т. п. ): последние могут быть присущи различным типам государства. Истории, например, известны существовавшие в один историче-ский период - демократическая республика Афин и государство аристократической олигархии - Спарта; конституционная монар-хия (Великобритания), парламентская республика (Франция), дик-таторские режимы - фашизм в Германии и государство диктатуры пролетариата (СССР).

Место и роль государства в политической системе

общества

Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует ис-ходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на лю-бом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стре-миться объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других законодательных актах оно стремится оп-ределить себя как сообщество всего народа, объединение, дей-ствующее ради всеобщего блага. В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойст-вия, организации совместной обороны, содействия общему бла-госостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свобо-ды, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Шта-тов Америки.

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах СССР. Так, ст. 1 Конституции СССР 1977 г. провозглашала, что Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенарод-ное государство, выражающее волю и интересы рабочих, кресть-ян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей стра-ны.

Народ при этом зачастую является только социаль-ным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реаль-ными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою соци-альную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящи-ми кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его конституциированная социальная ос-нова, которую составляют все подданные государства, преврати-лась в его реальную основу. Для проведения эффективной дея-тельности, то есть полноценной реализации своих функций госу-дарству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое ме-сто и роль государства в политической системе общества опре-деляется еще и тем, что в его руках находятся огромные матери-альные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно являет-ся монопольным собственником основных средств и орудий про-изводства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитиче-ской деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т. д. , иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необхо-димо для нормального функционирования государства. Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом являет-ся сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Особенности государства как составного элемента политической системы

Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его власт-ная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерога-тивах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на на-личии таких средств воздействия, которыми никакие другие об-щественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чи-новников, армия, суд и т. д.

Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нор-мальное функционирование. Однако в отличие от государствен-ного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адво-катуры и т. п. , функционирующих в интересах всех членов обще-ства.

Среди различных элементов политической системы госу-дарство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздейст-вие на все общественные отношения. Обладая соответствующи-ми полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и ин-дивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достига-ется это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлени-ем этих актов, применением в необходимых случаях мер государ-ственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распо-ряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Одна-ко они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что са-мо государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государст-ва. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударст-венным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль го-сударства в политической системе общества.

Заключение

Таким образом, в различных сферах жиз-ни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Од-нако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только чисто по-литические, но и другие аспекты - такие, например, как организа-ционные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стан-дарты и т. п. ). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно сказать и об отдельных госу-дарственных органах - парламенте, правительстве, конституци-онном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансо-вые и т. п. .

Список использованных источников и литературы:

1. Актуальные проблемы теории права / Гузнов А. Г. , Колесников Е. В. , Костырев В. И. и др. - Уфа, 1995.

2. Власов В. С. Основы государства и права. - Ярославль, 1995.

3. История государства и права / Под ред. Батыра К. И. - М. , 1995.

4. Мартышин О. В. Российская конституция и станов-ление новой политической системы // Государство и право. 1994. № 10. С. 32-38.

5. Спиридонов Л. И. История государства и права. - СПб. , 1995.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, част-ной собственности и государства. // Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. , 2-ое изд. Т. 21.

7. Четвернин В. А. Демократическое конститу-ционное государство: введение в историю. - М. , 1993.

Скачать бесплатно Скачать работу
Антиплагиат онлайн