• Задать вопрос менеджеру

Экспресс-заказ

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Бесплатно » О »

Образование Русского государства

Образование Русского государства
С любезного разрешения сайта http://historysibsuti. narod. ru/

Конец ХУ - вторая половина ХУП в. - время оформления и ; укрепления централизованного государства в Росс-ч и его постепенного развития в монархию абсолютистского типа. Важнейшим условием этого длительного процесса было объединение русских земель в единое государство.

Почти два века шел процесс объединения русских земель в единое государство. Со второй половины ХУ в. начался его завершающий этап. Великое княжество Московское, самое крупное в стране, превращается в независимое Русское государство со столицей в Москве, а его князья становятся государями всея Руси (государь означает хозяин). В конце ХУ в. появляется новое название русского государства - Россия. Эти важнейшие качественные изменения произошли в годы правления Ивана III Васильевича (1462 - 1505). и его сына Василия III Ивановича (1505 -1533).

Иван III в возрасте 23 лет стал великим князем, а до этого являлся официальным соправителем своего отца - Василия II Темного. Это был умный, талантливый и целенаправленный политик, властолюбивый, коварный и жестокий государь. Именно при Иване III развитие политического строя Русского государства приняло четкое направление в сторону централизации. Чем это было обусловлено?

Упрочение светского и церковного феодального землевладения, нуждавшегося в крепкой государственной власти для защита своих интересов и дальнейшего закрепощения крестьянства, развитие внутренних экономических связей ставили во весь рост вопрос о централизации страны. Поэтому русская великокняжеская власть в своей централизаторской политике опиралась не столько на города (как в Западной Европе), сколько на основную массу феодалов. Безусловно, в освободительной борьбе немалую роль сыграли и горожане. Образование централизованного государства на Руси в большей степени, чем в других странах, было связано с потребностями обороны и, самое главное, для о освобождения от иноземного ига. Благодаря этому ускоряющему Фактору складывание русского централизованного государства произошло приблизительно одновременно с сословными монархиями в других более развитых экономически странах Европы (Англии, Франции, Пиренейских государствах). Ведущая роль Московского княжества в освободительной борьбе от иноземной зависимости и предопределила его роль как центра Русского государства.

Уже. в середине ХУ в. возникли литературные произведения, идеологически обосновывающие необходимость объединения страны. Понятие русской земли как единства сохранялось вопреки длительному разделению славянской территории Восточной Европы на различные государства.

Устранение феодальной раздробленности обусловило внешнеполитические успехи; в то же время независимости от чужеземной власти обеспечивала возможность подчинения непокорных феодалов. К 1462 г. была ликвидирована большая часть уделов на территории Северо-восточной Руси. При Иване III под сюзеренитет (верховенство) московского князя перешли на разных условиях еще ряд княжеств и земель этого региона.

Значительным событием в истории нашего Отечества и Европы было образование в 70-е гг. ХУ в. единого Русского государства на базе Московского княжества и Новгородской республики,

В процессе объединения русских земель московские князья использовали все доступные им способы (экономические, военные, дипломатические, семейные браки и т. п. ) для разрушения сложившейся системы удельных княжеств и ликвидации городских свобод (Псковской и Новгородской феодальных республик), подчинения их своей власти.

В 1478 г. утратила государственную самостоятельность и была присоединена Новгородская республика со своими огромными и богатейшими территориями на севере Восточной Европы. Однако некоторые прерогативы Великого Новгорода просуществует около 100 лет. В 1485 г. присоединены и земли Тверского великого княжества - давнего соперника Московского великого княжества в борьбе за лидерство на Руси. .

Русское государство складывалось как многонациональное. В 1472 г. в состав Московского государства вошла <Великая Пермь> (верховья Камы, население коми). В 1483 г. были подчинены югорские и вогульские князьки, племена которых проживали по рекам Тобол, Иртыш, Обь. В 1489 г. московские войска взяли Хлынов (Вятку). Началась колонизация этих земель русскими людьми.

Возник новый государственный организм - по терминологии того времени Русь или Россия во главе с единым правителем. К концу ХУ в. она стала самым большим по территории из европейских централизованных государств. Однако она была населена неравномерно, не имела выхода к морям. Это определило направление ее внешней политики и направление колонизации слабозаселенных территорий.

Создание Русского государства сделало возможным окончательное освобождение страны от монголо-татарского ига. Иван III в 1478 г. прекратил плату выхода Орде. Стоянием на Угре в 1480 г. завершилось освобождение Русское земли от монголо-татарского ига. С этого времени московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Вскоре слабеющая Орда распалась на несколько государств (ханств) во главе с правителями не менее алчными, постоянно с юга и востока набеги на русские земли, но уже бессильными повторить опыт опустошительного похода Батыя.

Об укреплении власти великих князей Московских свидетельствует и то, что без их согласия (начиная с Дмитрия Донского) Константинополь не мог назначить митрополита всея Руси. После же падения Константинополя в 1453 г. Русь становится оплотом православия, а ее государи - покровителями православных христиан в мире. С образованием Русского государства православная церковь фактически становится государственной. Разумеется, отношения между государями и церковными иерархами не были безоблачными. Но тенденция постепенного подчинения церкви светской власти достаточно определилась. Более того, церковь становится официальным идеологом самодержавия в России.

Новое государство нуждалось в идеологическом обосновании своего суверенитета, равноправия с другими европейскими державами и законности <самодержавства> его великих князей.

Идею независимости Руси очень четко высказал в послании на Угру ростовский архиепископ Вассан Рыло. По его словам, великому государю всея Руси не подобает повеноваться ордынскому хану (Иван 3 проявил колебания во время <стояния на Угре>), величает Ивана богом утвержденным царем, христолюбивым, благонравным. Отныне в титуле великого князя появляется ссылка на божию милость. В 1487 г. , после присоединения Твери, московский князь официально принял титул великого князя всея Руси, а в 1493 г. принял титул государя всея Руси. Москва переняла из тверских летописей обоснование великокняжеской власти и даже герб: двуглавый орел Твери стал гербом Русского государства.

В 1492 г. митрополит Зосима провозгласил идею о переходе мирового значения Византии (как центра православия) к Руси. Он называл Ивана III новым царем Константином , а Москву -новым Константановградом. Таи зародилась идея о Москве -Третьем Риме, развитая монахом Филофеем и получившая дальнейшее развитие уже в ХУ1 в. , но не ставшая обоснованием внешней политики России, т. к. отражала не политическое, а религиозное мировоззрение.

Выработка политических теорий на Руси в конце ХУ - начале ХУ1 в. сопровождалась острой идейной борьбой (проявившейся в форме церковной ереси) и династическим кризисом.

Центральным вопросом идейной борьбы, вероятно, стал вопрос о границах власти государя всея Руси. Еретики (антитринитарки), отрицавшие троичность бога и сам институт церкви, выступали за единовластие государя, поэтому какое-то время пользовались сочувствием Ивана III. Взгляды еретиков были осуждены на церковном соборе 1490 г.

Их противники, воинствующие церковники, отстаивали особое место церкви в государстве. Возникла теория превосходства духовной власти над светской. Однако для реализации этой идеи у церкви не было сил. Государственная власть опиралась на многочисленный служилый слой, заинтересованный а секуляризации или хотя бы в ограничении церковных земель для расширения поместного фонда. Да и сама церковь искала поддержку со стороны государя в борьбе с еретиками и понимала необходимость, некоторых реформ, особенно в отношении монашества.

По вопросу о путях реформирования реформирования церкви образовалось два течения. Лидер церковных ортодоксов Иосиф Волоцкий со сторонниками призывал ужесточить дисциплину и соблюдать благочиние в монастырях, но и сохранить монастырское землевладение, беспощадно искоренять инакомыслие, допускал вмешательство государства в дела церкви.

В противоположность осифлянам другое внутрицерковное течение - нестяжатели во главе с Нилом Сорским, предлагая укрепить престиж монастырей, требовали нравственного самоусовершенствования монахов путем жесткого аскетизма и внутренней (умной) молитвы. Нестяжатели осуждали приобретение монастырями населенных земель, которые они предлагают передать в управление епископов.

Церковный собор 1503 г. согласился с необходимостью исправления церковного быта и нравов, но не согласился отказаться от монастырского землевладения. Иван III добился лишь ограничения иммунитетных прав церковных феодалов. Церковный собор 1504 г. постановил казнить ранее осужденных еретиков. Несколько человек были сожжены на кострах.

Власть церкви казалась незыблемой. После смерти Ивана III Иосиф Волоцкий со сторонниками стали верной опорой Василия III. Осифляне взяли на себя миссию идеологического обоснования самодержавия. Они раз. лвали идею божественного происхождения великокняжеской власти, которая приравнивалась к власти других европейских государей, правивших милостью божией.

Скачать бесплатно Скачать работу
Антиплагиат онлайн