• Задать вопрос менеджеру

Экспресс-заказ

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Бесплатно » П »

Педагогика и школа в истории России

Педагогика и школа в истории России
В VI - IX в. в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей Киев.

Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания.

Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, породил нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

Дети воспитывались в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени.

В дохристианской Руси педагогические воззрения были тесно связаны с языческими анимистическими представлениями о природе. В воспитание вплетались заговоры, заклинания, магия.

Воспитание было процессом включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли сложившиеся ритуалы. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества.

Особую роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. Важной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно.

Народная педагогика вводила подрастающее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий.

Цементирующей силой славянства являлась прежде всего языковая общность. Обучение языку оказывалось одним из главных способов осознания этического единства славянского средневекового мира.

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII - IX в. в. , когда возник новый письменный язык - славянский. Он предназначался для <книжного учения>.

Образование и воспитание оказались важным способом самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за национальную независимость.

Огромную роль в развитии воспитания и образования сыграли христианство и раскол на православие и католицизм.

Киевский период X - XIII в. в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния.

Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со своим алфавитом.

Проблемы познания и обучения разрабатывались древнерусскими мыслителями К. Туровским, В. Мономахом, К. Смолятичем, К. Новгородским.

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить в семье элементарное образование. В семьи бояр приглашались домашние учителя -священники. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ было вызвано потребностями духовенства и увеличением числа грамотных людей.

Первая школа книжного учения открылась при князе Владимире в 988 году. Это предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли.

На протяжении периода X - XIII в. в. школы возникли во многих городах: Киеве, Новгороде, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Галиче и др. На княжеских, церковных и монастырских подворьях создавались училища.

Система начального обучения в Древней Руси выглядела как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты.

На протяжении X - XI в. в. письменность проникла во все слои населения Руси. По уровню образования Киевская Русь не уступала Европе.

В результате нашествия монголо-татар (XIII в. ) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло книжное учение, гибли культурные ценности.

В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи выделяется два этапа: XIV - XVI в. в. и XVII столетие.

Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственность и национальную независимость. Резко упала книжная культура, прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции. Главными центрами культуры, книжности и образованности стали монастыри. Центр просвещения переместился в Новгородскую и Псковскую земли. Здесь

в XIV - XV в. в. были предприняты попытки возрождения школ учения книжного.

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников. Важным свидетельством быта и воспитания на Руси служит <Домострой>.

Заметный вклад в развитие образования и педагогики внесли И. Федоров, Ф. Ртищев, С. Полоцкий, С. Медведев и др.

До конца XVI в. действовала система, при которой регулярная школа попадала в положение необязательной и обучение происходило по преимуществу в семье, являясь по целям и содержанию сословным. Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки наряду с рукоделиями и промыслами. Общий уровень образованности в Московском государстве XV - XVI в. в. оставался весьма низким.

Московское государство нуждалось в европейски образованных людях, обладавших знанием латинского языка. Но традиции греко-латинской учености на Руси были слабы, поэтому возрастала объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования.

Во второй половине XVI в. наметился положительный поворот в организации обучения. Открываются училища грамоты, появляются печатные учебники-азбуки. К концу века образование делается достоянием не только знати и духовенства, но и зажиточных горожан.

В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); 2) византийско-русский (Е. Славиницкий, Ф. Ртищев, К. Истомин); 3) славяно-греко-латинский (И. и С. Лихуды); 4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум). Они были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем получили название западников и славянофилов.

Со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле усиливается. Появляются учебные заведения повышенного образования, распространяется изучение греческого и латинского языков.

В целом на рубеже XVII - XVIII веков в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечалось создание системы регулярных учебных заведений.

XVIII век - переломный в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими факторами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, трансформацией чиновничьего аппарата, созданием новой армии.

Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры.

История школы и педагогической мысли России XVIII века делится на два периода. В течение каждого периода произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке вопросов воспитания и образования.

В начале XVIII века в россии появились государственные школы различных типов. В учебных заведениях обучались на русском языке. Возникновение новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования.

Во второй четверти XVIII века реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища.

В 1725 году в Петербурге был создан важный научно-просветительский центр - академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. Открываются средние учебные заведения закрытого типа для дворян: Корпус кадет, Пажеский корпус.

Важным событием в развитии школьного дела стало открытие в 1755 г. в Москве университета и гимназий.

В Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского регулярного воспитания и обучения. Представители русского Просвещения (В. Татищев, Ф. Прокопович, И. Посошков) разрабатывали проекты реформирования образования.

Особую роль в реформах образования и воспитания сыграл русский ученый-энциклопедист М. Ломоносов (1711 - 1765). Вместе с И. Шуваловым Ломоносов был инициатором учреждения Московского университета и определил его развитие в соответствии с достижениями научной и философской мысли Европы.

Периодом высшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762 - 1796). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования.

Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались повышенным вниманием императрицы. Екатерина стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов.

Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII в. стал коллективный трактат профессоров Московского университета <Способ учения>. В трактате провозглашены важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Приоритетом школьной политики было удовлетворение культурно-_образовательных запросов дворянства.

В историю проектов и реформ екатерининской эпохи выделяются два этапа. На первом (60-е годы) заметно влияние французской педагогической традиции. На втором этапе (80-е годы) - влияние германского педагогического опыта.

В 1763 г. главным советником по вопросам образования был назначен И. И. Бецкой (1704 - 1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. По предложению Бецкого были открыты учебные воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств и Академии наук, институт благородных девиц (Смольный институт), коммерческое училище.

Кроме планов Бецкого были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ, организации государственных гимназий, комиссии об училищах и пр.

Проекты 60-х годов об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств.

В 1786 г. был принят <Устав народным училищам Российской империи>, разработанный Ф. Янковичем, М. Головиным, Ф. Зуевым. Устав утвердил классно-урочную систему, провозгласил воспитание как единое средство общественного блага.

Реформа по уставу 1786 г. была важным этапом в развитии школьного дела.

В первой половине XIX в. в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. Формируется национальная секуляризовання система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым запросам гражданского общества. Основным препятствием для развития школы и педагогической науки являлись крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры.

В 1830 - 1850-х годах в сфере образования и педагогике определились две основные тенденции развития. Одна была проявлением официальной политики, другая отразила демократические устремления общества.

В годы царствования Александра I (1801 - 1825) школьная политика прошла два этапа. На первом (до 1815 г. ) правительство намеревалось провести реформы в духе Просвещения.

В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, в 1802 -1804 г. г. произошла реформа народного образования. Реорганизация национальной системы образования началась с принятия предварительных правил народного просвещения и Устава учебных заведений, подведомственных университетам. Создалось шесть округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения.

В 1816 г. министерство образования возглавил А. Н. Голицын. При нем усилилась клерикализация школьного дела.

В годы царствования Николая I (1825 - 1855) система образования и школьная политика претерпела важные изменения.

Новый Устав (1828 г. ) о начальных и средних школах подтвердил четырехуровневую систему образования, для каждого сословия предназначался свой уровень образования.

Школьная жизнь проходила под строгим контролем начальства и полиции.

В 1849 - 1852 г. г. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы три типа гимназий.

Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. В некоторых появились кафедры педагогики.

В первой половине XIX в. вопросы просвещения и воспитания приобрели заметное общественное звучание. Педагогов и политиков занимала идея народности образования.

В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества. Так трактовали судьбы школы и педагогики государственные деятели М. Муравьев, В. Каразин, М. Сперанский; педагоги В. Измайлов, И. Богданович; писатели А. Ширинский-Шихматов, Н. Карамзин, В. Жуковский.

В середине XIX в. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания.

Западники представляли разнородное общественное явление, но и многое их объединяло. В. Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, К. Кавелин, В. Одонвский, Н. Станкевич и др. приветствовали западно-европейскую

образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию.

Славянофилы тоже не были едиными в своих взглядах, но их объединяли серьезные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были И. Киреевский, А. Хомяков, С. Шевырев.

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ. Это была пора расцвета национальной русской педагогики. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы.

В обществе широко распространяется взгляд на просвещение, как на способ изменения условий жизни. В педагогике обращаются к отдельной личности. Одновременно изучение характера, быта, потребностей народа рассматривалось как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения. О росте интереса к педагогике и школе свидетельствуют факты формирования педагогической журналистики, создания научных педагогических обществ. Появляются специальные педагогические журналы <Журнал для воспитания>, <Русский педагогический вестник>, <Учитель>, <Ясная поляна>, возникли Санкт-Петербургское педагогическое собрание, Комитет грамотности.

Школьные реформы 60-х годов были осуществлены в ряду социальных преобразований. В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов.

Ученый комитет подготовил три проекта (1860, 1862, 1864 г. г. ), которые легли в основу нового устава средних школ. Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Был принят устав по начальному образованию, где предполагалось сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Они были открыты для всех сословий.

К важным школьным реформам 60-х годов следует отнести разрешение на открытие новых частных учебных заведений, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний. Появляются воскресные школы.

Сторонники реформ воспитания и образования не были едины во взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали полемику о школе и воспитании в политическую. К ним относятся Д. Писарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов.

Одним из первых об актуальности реформ воспитания и обучения в 60-е годы заговорил Н. Пирогов (1810 - 1881). Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно был крупным общественным педагогическим деятелем. Будучи попечителем Одесского и Киевского

учебных округов, Пирогов проявил себя сторонником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентируемых программ обучения, за предоставление педагогическим советам значительных прав.

Пирогов выделил два рода воспитания: общечеловеческое и специальное. Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе его взглядов на принципы школьной системы. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного начальной ступени образования. Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень - двухлетняя элементарная школа, на ее основе две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая из них состоит из прогимназии и гимназии.

Крупнейшим представителем русской педагогики XIX в. был К. Д. Ушинский (1824 1870).

Ушинский - основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности.

Первым из русских педагогов он сделал попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологии.

Идея общественного смысла воспитания проявляется у Ушинского в принципе народности. При этом он поднимается над односторонностью славянофильства и западничества. Идея народности означала для него объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания с национальными чертами и творческими проявлениями.

В русской школе принцип народности должен был быть реализован через приоритет родного языка как предмета школьного образования.

Ушинский не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их, как средства управления развитием человека.

Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает две задачи: образовательную и воспитывающую.

Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной.

Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные.

В 60-е годы в педагогике выделилась группа методистов, которые внесли большой вклад в реформирование процесса обучения в школе: Н. Бунаков, Н. Корф, В. Стоюнин, В. Водовозов, К. Сент-Илер, В. Острогорский, Л. Мозалевский.

Среди тех, кто занимался в этот период вопросами воспитания и образования, особая роль принадлежит Л. Толстому. Его просветительская деятельность складывается из нескольких этапов.

Толстовское понимание своеобразия русской начальной школы для крестьян расходилось со взглядами реформаторов-шестидесятников.

Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея <свободного воспитания>. Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале <Ясная поляна>.

Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Функция школы - свободное обучение.

В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

В конце XIX - начале XX в. в. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения к концу XIX в. Земские школы конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования.

Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: Русская школа, Вестник воспитания, Образование.

Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук.

Появляется много новой литературы по вопросам педагогики: труды В. Вахтерова, П. Каптерева, П. Лесгафта и др. ученых. Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран.

Школа и педагогика России на рубеже XIX - XX в. в. были на подъеме. Но их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения. Это наложило отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем.

Либеральные партии и педагогические организации считали необходимым добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений.

В программе РСДРП провозглашались демократические реформы школы, но необходимым условием перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия.

В качестве первого шага в реформировании школы политические партии и педагогические организации предлагали введение всеобщего начального

обучения. Этот вопрос был поставлен Московским и Петербургским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств; обсуждался он на II съезде по техническому и профессиональному образованию.

Последний проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 г. в Думу министром просвещения П. Игнатьевым. Им же был составлен план реформы средней школы.

Появляются нетрадиционные учебно-воспитательные учреждения: <Дом свободного ребенка> К. Вентцеля, <Сетльмент> А. Зеленко и С. Шацкого, новая школа М. Свентицкой, гимназия Е. Кирпичниковой и др. В системе высшего образования к началу XX в. насчитывалось более 60 учебных заведений.

Новым важным явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения. Оно шло в двух направлениях: расширении преподавания ручного труда в начальной школе и учреждении ремесленных и низших технических училищ.

В конце XIX - начале XX в. в. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ.

В педагогической мысли России на рубеже веков можно выделить три главных направления. Первое направление - развитие классической педагогики XIX века (Н. Бунаков, К. Ельницкий, П. Каптерев). Второе -философское осмысление проблем воспитания и развития личности (И. Андреевский, Н. Бердяев, П. Вахтерев, В. Зеньковский, Н. Лосский, В. Розанов, С. Франк и др. ). Третье - идейное движение, сходное с <реформаторской педагогикой> (новым воспитанием) Запада (К. Вентцель, В. Волкович, П. Лесгафт, А. Нечаев, И. Сикорский, Г. Трошин, Ф. Эрисман и пр. ).

П. Каптерев (1849 - 1921) - теоретик и историк воспитания и образования. Он продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии.

Теория Каптерева - о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви и политической борьбы.

В его трудах содержатся мысли о необходимости соблюдать принципы воспитывающего обучения, учитывать психологические особенности детей, сочетать гуманитарное и естественнонаучное образование, налаживать связи в обучении.

При философском осмыслении воспитания в русской мысли заметно влияние позитивизма и неокантианства, а также религиозной философии.

В. Вахтерев (1853 - 1924) - создатель эволюционной педагогики, выступал за биологизацию воспитания и обучения. Педагогика определяласт им как спонтанный биологически предопределенный процесс.

Ряд представителей философско-религиозного педагогического направления отказался от ортодоксального православия. Встав на позиции христианской антропологии, они стремились соединить достижения отечественной культуры и гуманистические традиции православия. Источником этих идей во многом стала философская концепция <богочеловечества> В. Соловьева.

Возникновение экспериментальной педагогики в России относится к 80-90-м г. г. XIX в. В 1901 г. в Петербурге появилась первая лаборатория экспериментальной педагогики, затем аналогичные лаборатории появились еще в девяти городах.

Представители экспериментальной педагогики намеревались создать объективную эмпирическую базу воспитания и обучения, сосредоточившись на изучении психофизического развития детей. Инструментарием служили различные тесты.

Усилиями представителей педагогической психологии и экспериментальной педагогики (М. Барсов, Н. Гундобин, Г. Челпанов, И. Сикорский, А. Нечаев,

В. Чиж и др. ) предпринимались попытки создания новой науки о воспитании и обучении - педологии.

Вначале педологию рассматривали как синоним педагогической психологии, но научный статус ее оставался неопределенным.

Педология выработала ценные рекомендации по воспитанию. Ученые переносили педологические методики из лаборатории в естественные условия учебного процесса.

Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека была осуществлена П. Лесгафтом (1837 - 1909).

Лесгафт выделил в развитии человека пять основных периодов, для каждого из которых существуют определенные правила воспитания.

Лесгафт оставил капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников. В нем уложены целесообразные принципы и условия физического воспитания.

В начале XX в. отечественная педагогика выдвинула новые варианты свободного воспитания (К. Вентцель, С. Шацкий, Н. Чехов и др. ), которые возникли под влиянием толстовства и западных идей.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Родоплеменные и сословные черты воспитания восточных славян.

2. Место народной педагогики в воспитании восточных славян.

3. Общеславянская традиция воспитания и образования в средневековую эпоху.

4. В чем проявлялась взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой Европы?

5. Эволюция воспитания и обучения в Киевской Руси.

6. Литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли.

7. Отличия и преемственность между учением книжным и обучением у мастеров грамоты.

8. Школьное обучение в Русском государстве в XIV - XVI в. в.

9. Учебные заведения и их деятельность в России XVII в. Ю. Петровские школьные реформы.

11 . Новая идеология школьного образования и воспитания в России в первой половине XVIII в.

12. Педагогические взгляды представителей русского Просвещения.

13. Учебные заведения в России второй половины XVIII в. 14. Основные школьные проекты екатерининской эпохи. 15. Устав народных училищ 1786 г.

16. Основные противоречия в развитии школы и педагогической науки России в первой половине XIX в.

17. Главные этапы развития школьного дела в России первой четверти XIX в. , их особенности.

18. Школьная политика в России первой половины XIX в.

19. Представители русской педагогической мысли первой трети XIX в. , их взгляды и деятельность.

20. Педагогические воззрения западников и славянофилов.

21. Школьные реформы 1860 г.

22. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины XIX в.

23. Педагогическая деятельность П. Пирогова.

24. Педагогические взгляды К. Ушинского.

25. Эволюция педагогических взглядов и просветительской деятельности Л. Толстого.

26. Как изменились школа и педагогическая наука России на рубеже XIX -ХХв. в.

27. Политизация школьного вопроса в России.

28. Профессиональное и высшее образование в России на рубеже веков.

29. Главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX в.

30. Развитие отечественной классической педагогики.

31. Философское обоснование русской педагогики.

32. Идеи отечественных представителей экспериментальной педагогики, педологии, свободного воспитания.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVlB. B. M. 1985.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. М. 1995.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М. 1987.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М. 1990.

5. Бим-Бад В. М. Педагогические течения в начале XX в. М. 1994.

6. Белинский В. Г. Избр. пед. соч. М. 1988.

7. Герцев А. И. Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М. 1990.

8. Добролюбов Н. П. Избр. пед. соч. М. 1988.

9. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. М 1987.

10. История педагогики. М. 1988.

Н. Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М. 1982.

12. Ломоносов М. В. О воспитании и обраховании. М. 1991.

13. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с

древнейших времен до конца XVII в. М. 1989. 14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.

- первая половина XIX в. М. 1973. 15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая

половина XIX в. М. 1976. 16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец

XIX - начало XX в. М. 1991.

17. Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М. 1985.

18. Толстой Л. Н. Пед. соч. М. 1989.

19. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М. 1974.

20. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М. 1986. 2Т. Чернышевский Н. Г. Избр. пед. соч. М. 1983.

Скачать бесплатно Скачать работу
Антиплагиат онлайн