• Задать вопрос менеджеру

Экспресс-заказ

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Бесплатно » С »

Статистическое наблюдение в коммерческом праве

Статистическое наблюдение в коммерческом праве
ПЛАН.

Место и роль статистического наблюдения в процессе поступления и обработки информации.

Виды статистического наблюдения.

Способы статистического наблюдения.

Анализ нормативно-правовой базы статнаблюдения.

Выводы.

Список использованной литературы.

Место и роль статистического наблюдения в процессе

поступления и обработки информации.

Получение статистических данных, необходимых для анализа , планирования и управления социально-экономическими процессами, представляет собой сложный многоступенчатый процесс, от уровня научной организации которого решающим образом зависит качество получаемых данных.

Многолетняя практика статистической работы в области коммерческого права выделила в этом процессе следующие основные этапы.

1. Разработка методологии и системы показателей для характеристики отображаемого объекта или процесса.

2. Организационно-методическая подготовка.

3. Сбор данных(наблюдение).

4. Сводка и группировка.

5. Обработка и анализ.

Статистическое наблюдение во многом определяет успех всей работы.

От того, насколько полными и качественными окажутся собранные данные, зависят во многом и те выводы, к которым придет исследователь. Поэтому статистическому наблюдению всегда уделялось и уделяется большое внимание в статистических исследованиях.

Сбор статистических данных(наблюдение) представляет собой процесс получения первичных данных об элементах исследуемой совокупности и их свойствах, которые становятся далее предметом статистической обработки и анализа.

Основой любого статистического наблюдения является первичный статистический материал - фундамент статистического исследования, а задачей статистического наблюдения является получение достоверной информации.

Виды статистического наблюдения .

Об одних явлениях получают сведения, регистрируя факты по мере их возникновения(например, регистрация недвижимости, юридического лица, сделки в присутствии нотариуса, совершение убийств, других преступлений). В других случаях факты регистрируются независимо от того, когда они возникли(например, составление годовой отчетности по труду предприятиями, составление отчетов о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел ).

В соответствии с этим в статистической практике с точки зрения времени регистрации фактов различают текущее (непрерывное) наблюдение - за работой районного отдела милиции, и прерывное, которое в свою очередь можно подразделить на единовременное , если наблюдение происходит от случая к случаю, по мере необходимости , и периодическое, если оно повторяется через определенные равные интервалы времени(через год, 5 лет, 10 лет и т. д. ) - раз в 3 года Госкомстат и МВД проводят совместные исследования о состоянии правонарушений в стране.

Статистическое наблюдение может охватывать все единицы изучаемой совокупности. Но в отдельных случаях представление о всей совокупности можно получить, исследуя лишь её часть.

В соответствии с охватом единиц наблюдаемого объекта различают сплошное и несплошное статистическое наблюдение. При сплошном наблюдении ставится задача получить сведения о всех единицах изучаемой совокупности (например, постановление Госкомстата России Об утверждении государственной статистической отчетности по платным услугам населению. , Отчет о числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности).

Однако в целом ряде случаев вместо сплошного наблюдения с успехом можно применить несплошное(частичное) наблюдение. К несплошному наблюдению прибегают в тех случаях, когда физически невозможно, трудно или нецелесообразно осуществить сплошное наблюдение(например при составлении статистической отчетности о товарах, минующих границу(см. Указание Государственного Таможенного комитета Р. Ф. от 23. 06. 1994 года О упорядочении отбора ГТД, данные из которых используются для формирования таможенной статистики), когда наблюдение влечет за собой порчу или уничтожение наблюдаемой единицы(например при исследовании качества пищевых продуктов, проверке ткани на разрывное усилие и т. д. ), а также тогда, когда ограничение во времени или средствах не позволяет осуществить сплошное наблюдение большого числа единиц изучаемой совокупности - в правовой статистике используется очень редко, в основном только из-за отсутствия времени(например судить об общем уровне преступности в стране по данным нескольких регионов).

Несплошное наблюдение обеспечивает экономию времени и средств на проведение наблюдения за счет уменьшения количества обследуемых единиц ; оно обеспечивает возможность получения необходимых сведений в более короткие сроки и при достаточной точности данных.

Несплошное наблюдение имеет свои разновидности: обследование основного массива, выборочное наблюдение, анкетное наблюдение и типическая монография.

Обследование основного массива заключается в том, что наблюдение ведется за такой частью единиц объекта, которая является преобладающей в объеме исследуемого объекта(например, см. Постановление Госкомстата России от 11. 08. 1994 года Об утверждении государственной статистической отчетности о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов, исследование уровня преступности по возрастной категории 20-30 лет).

При выборочном наблюдении отбор подлежащих обследованию единиц изучаемого явления рыночной экономики организуют по принципу случайного отбора в соответствии со схемами, рассматриваемыми в теории вероятности; при этом исключается субъективность, тенденциозность в подборе единиц, так как каждой единице обследуемого объекта обеспечивается определенная(обычно равная) вероятность попасть в выборку. Отбор единиц из всей совокупности производят по жребию или механическим отбором, при котором обследуемые единицы отбирают в определённой последовательности. Так, например, если при изучении размеров заработной платы 100 предпринимателей регистрировать данные первого, одиннадцатого, двадцать первого и т. д. предпринимателя из алфавитного списка, то получим десятипроцентную выборку с механическим отбором, или взять несколько регионов для определения общего уровня краж в стране.

Сущность анкетного наблюдения заключается в том, что лицам, от которых необходимо получит сведения, рассылают анкеты с просьбой заполнить их и возвратить обратно. Не все получившие анкеты возвращают их, поэтому данные неполные и на их основе нельзя сделать выводов, характеризующих всю массу единиц. Поэтому анкетный способ при изучении явлений коммерческого права имеет ограниченное применение. К нему прибегают в том случае, когда нет другого, более надежного способа получения данных. В правовой статистике такой способ не используется.

Типическая монография характеризуется тем, что в составе изучаемого явления выделяются однородные группы, состоящие из единиц одного типа. В каждой подлежащей обследованию группе подвергают наблюдению одну (иногда две, три) типичную единицу. Установленные при наблюдении единицы величины её признаков рассматривают как типичные(средние) величины для группы в целом. Программа наблюдения при типической монографии обычно бывает достаточно широкой, т. е. охватывает большое число признаков. В правовой статистике возможно использовать для определения уровня преступности по возрастным категориям.

Способы статистического наблюдения.

Различают три способа получения сведений о признаках единиц:

опросный способ наблюдения;

способ непосредственного наблюдения;

документированное наблюдение(используется в правовой статистике).

Опрос - это наблюдение, при котором ответы на изучаемые вопросы записываются со слов опрашиваемого. К опросу, например, прибегают при переписи населения.

Однако, опрос может быть организован по разному. В статистическом наблюдении коммерческого права принято выделять следующие его виды:

Устный(экспедиционный) способ заключается в том, что специально подготовленные работники, которых обычно называют счетчиками, или регистраторами, сами устанавливают учитываемые факты путем непосредственного наблюдения на основании документов или опроса соответствующих лиц и сами заполняют формуляр наблюдения. Это самый лучший и результативный способ - для примера сбор данных о количестве граждан, опосающихся выходить на улицу после 10 часов ночи.

Письменный способ(саморегистрация) подразумевает собой, что соответствующие документы заполняют сами опрашиваемые. Задача счетчиков состоит в раздаче пустых бланков, инструктаже и сборе уже заполненных бланков.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы наблюдения сообщают их корреспонденты. Это относительно дешевый способ, однако он не позволяет получать абсолютно достоверные сведения, поскольку отсутствует возможность их проверки.

Способ непосредственного наблюдения характеризуется тем, что признаки единиц устанавливают лица, производящие регистрацию на основе осмотра, взвешивания, измерения или на основе показаний регистрирующих приборов. Путем непосредственного наблюдения устанавливают длительность выполнения производственных операций, например, длительность простоя автомобиля под загрузкой-разгрузкой, пройденное автомобилем расстояние и т. д.

При документальном способе наблюдения признаки отдельных единиц устанавливают на основе каких-либо документов, и прежде всего на основе документов первичного учета предприятий(путевые листы, наряды на работу, паспорта, оборудование и т. д. ), отделений милиции, судов. Документы первичного учета заполняют на основе непосредственного наблюдения за состоянием преступности - в отделение милиции привели задержанного - он подлежит обязательному занесению в книгу учета.

Необходимо отметить, что научно-технический прогресс, врывающийся в нашу жизнь, не оставил без внимания и статистику. В настоящее время(с января 1995 года) существует специальная компьютерная сеть для получения статистических отчетностей о результатах деятельности судебной системы - количестве осужденных лиц, о составе преступлений и т. д. (см. Инструктивное письмо Министерства Юстиции Российской Федерации от 29. 12. 94 О создании компьютерной сети для получения статотчетности).

Таким образом, проведение статнаблюдения представляет собой сложный многоуровневый процесс, от результатов которого зависит достоверность статинформации. А как же организация статнаблюдения осуществляется на практике?

Анализ нормативно-правовой базы статнаблюдения .

Я хочу провести анализ некоторых нормативно-правовых актов, напрямую связанных с организацией статнаблюдения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

20 октября 1994 года N 01-12/1209

О порядке представления статистической информации по внешнеэкономическим связям. (выдержки)

Информация с мест свидетельствует о том, что с выходом

российского таможенного ведомства на направление работы Таможенная

статистика внешней торговли в региональные таможенные управления и

таможни заметно возросли поступления запросов, содержащих требования

предоставить на основе данных грузовых таможенных деклараций

статистическую информацию об оперативно-коммерческой деятельности

отдельных участников внешнеэкономических связей в привязке к

конкретным внешнеторговым контрактам, заключаемым и выполняемым

этими участниками.

Данная выдержка из этого документа формулирует задачу статнаблюдения (предоставить информацию), объектом наблюдения являются внешнеэкономические связи, а единицей наблюдения является информация об оперативно-коммерческой деятельности отдельных участников внешнеэкономических связей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 1994 года N 1009

г. Москва

Об организации статистического наблюдения

за состоянием продовольственных ресурсов (выдержки)

В целях совершенствования статистического и

информационно-аналитического наблюдения за состоянием

потребительского рынка продовольственных товаров и в соответствии с

Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 1993 г. N 1317

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Государственному комитету Российской Федерации по статистике:

совместно с Министерством экономики Российской Федерации,

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской

Федерации, Комитетом Российской Федерации по торговле,

Государственным таможенным комитетом Российской Федерации,

акционерным обществом Росхлебопродукт, Комитетом Российской

Федерации по рыболовству, органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации организовать начиная с 1 октября 1994 г.

ежемесячное оперативное наблюдение за формированием, движением и

использованием ресурсов зерна (Государственному таможенному комитету

Российской Федерации - ежеквартальное), ежеквартальное - ресурсов

мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сахара,

растительного масла, товарной пищевой рыбной продукции, муки, крупы;

Данное постановление формулирует задачу наблюдения (исследование потребительского рынка продовольственных товаров). Объектом наблюдения является состояние продовольственных ресурсов, а единицами наблюдения - продукты питания - зерно, мясо, молоко, сахар и т. д. Устанавливаются субъекты наблюдения(Госкомстат, Комитетом Российской Федерации по торговле и т. д). Устанавливается программа наблюдения - формирование, движение и использование продовольственных ресурсов. Устанавливает виды наблюдения - по частоте - непрерывное (ежемесячное для зерна) и прерывное переодическое (ежеквартальное - для мяса и молока), по охвату единиц - сплошное (учитываются все единицы данной совокупности). Конкретно не указан способ наблюдения, но из контекста понятно, что это способ документированного наблюдения. Рассмотрим данный документ далее:

По согласованию с Министерством экономики Российской Федерации,

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской

Федерации, Комитетом Российской Федерации по торговле, акционерным

обществом Росхлебопродукт:

разработать систему показателей, характеризующих формирование и

использование ресурсов зерна, мяса и мясопродуктов, молока и

молокопродуктов, сахара, растительного масла, товарной пищевой

рыбной продукции, муки, крупы, и ее методологическое обеспечение;

(Здесь происходит подготовка формуляров, инструментария)

определить порядок сбора и разработки на федеральном и

территориальном уровнях государственной статистической отчетности,

другой информации, характеризующей формирование и использование

ресурсов названных видов продукции. (Здесь указываются формы статотчетности - общегосударственная (федеральная) и внутриведомственная (территориальная))

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской

Федерации, Комитету Российской Федерации по торговле, акционерному

обществу Росхлебопродукт, Комитету Российской Федерации по

рыболовству, другим федеральным органам исполнительной власти и их

органам на местах, предприятиям, организациям, связанным с

производством, хранением и реализацией продовольствия, обеспечить

представление Государственному комитету Российской Федерации по

статистике и его органам на местах необходимой статистической

отчетности. (Как уже было сказано, статотчетность - наиболее часто используемая форма статнаблюдения. Данный пункт устанавливает обязательный порядок предоставления отчетов в Госкомстат)

3. Государственному комитету Российской Федерации по

статистике, Государственной налоговой службе Российской Федерации,

другим федеральным органам исполнительной власти и их органам на

местах, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

осуществлять тесное взаимодействие по установлению полного перечня

предприятий и организаций, независимо от ведомственной

принадлежности и форм собственности, участвующих в формировании и

использовании продовольственных ресурсов и обязанных представлять

государственную статистическую отчетность по данному направлению

своей деятельности. (Перед госорганами ставится задача определения полных списков лиц, составляющих субъекты наблюдения)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 29. 12. 94 N 11С-1-258-94

О создании компьютерной сети для получения статотчетности

Министерство юстиции Российской Федерации проводит

подготовительные работы по вводу в действие компьютерной сети

получения статистической информации о результатах деятельности

судебной системы за отчетный период. Опытная эксплуатация данной

сети начинается со сбора ограниченной оперативной информации.

(Задачей данного статистического наблюдения является получения статистической информации о результатах деятельности судебной системы)

С января 1995 года всем органам юстиции Российской Федерации

необходимо передавать в Минюст России по каналам модемной связи

в срок до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца

оперативную сводную статистическую информацию о работе судов из

утвержденных форм статистической отчетности по прилагаемому перечню

показателей (порядковые номера 1-16). (Устанавливается объект статнаблюдения - информация о работе судов, способ наблюдения - документированный, вид - непрерывный, форма наблюдения - общегосударственная отчетность, существует отсылка на формы статотчетности)

Упомянутая статистическая информация готовится на IBM

совместимом компьютере в виде текстового файла в ASCII кодах

(текстовые редакторы типа Лексикон, Norton Editor, Norton

Comander) на прилагаемом бланке формы оперативной отчетности.

Информация передается по модемной связи с использованием услуг

удаленного доступа на ХОСТ-ЭВМ Научного центра правовой информации в почтовый ящик с именем STAT. Регламент модемной связи определен в соответствующей инструкции, имеющейся у специалистов по правовой информатизации судов и органов юстиции. ( устанавливается инструменты наблюдения)

Порядок и сроки представления всех утвержденных форм

статистической отчетности органов, учреждений юстиции и судов

Российской Федерации, утвержденные приказом Министра Юстиции и

Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 18. 05. 92 N

133/16-3-23, сохраняются. (Отсылка на уже утвержденные сроки предоставления статотчетов)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ФОРМА ОПЕРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ,

ПЕРЕДАВАЕМОЙ ПО КАНАЛАМ МОДЕМНОЙ СВЯЗИ

+---------------------------------------------------------------------------------------+

¦пор. ¦ ¦ ¦ ¦

¦N ¦ Содержание показателя ¦ Адрес показателя ¦Значение ¦

¦пока-¦ ¦ ¦показателя¦

¦зате- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ля ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------------------------------------------------------+ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ ПО СВОДНЫМ ОТЧЕТАМ В ЦЕЛОМ ПО РЕГИОНУ

1 Всего окончено дел Форма 1 раздел А

2 Из них с нарушением сроков Форма 1 раздел А

3 Осуждено лиц Форма 1 раздел А

5 Осуждено к штрафу Форма 1 раздел В

6 Осуждено несовершеннолетних Форма 1 раздел А и т. д

(Данное приложение четко устанавливает форму предоставления статотчетности)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТАТИСТИКЕ

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Госкомстата России

от 24 сентября 1993 г. N 185

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ

СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО КАПИТАЛЬНОМУ

СТРОИТЕЛЬСТВУ

Часть I

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. 1. Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 января 1994

г. и обязательна для применения объединениями, предприятиями,

организациями и учреждениями всех видов экономической деятельности

независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

(Устанавливаются списки единиц, предоставляющих сведения)

1. 2. Совместные предприятия и иностранные фирмы, представляющие

отчеты по форме N 1-ВЭС, а также малые предприятия, представляющие

отчеты по форме N 1-МП, заполняют в этих формах показатели по

капитальному строительству в соответствии с основными положениями,

изложенными в настоящей Инструкции. Предприятия и организации

потребительской кооперации при составлении отчетов по формам N 3-кс

(потребсоюз) также руководствуются настоящей Инструкцией. (Устанавливаются объекты наблюдения - показатели по капитальному строительству, формы статнаблюдения - общегосударственные отчеты, существуют отсылки на формы отчетов)

1. 3. Государственная статистическая отчетность включает все виды

статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты,

единовременные учеты, различного вида переписи, выборочные,

анкетные, социологические, монографические обследования и т. д. ),

формы и программы которых, а также инструкции по их заполнению

утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по

статистике, или по согласованию с ним органами государственной

статистики республик в составе Российской Федерации, краев,

областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

(Указываются используемые виды статнаблюдения)

1. 4. Статистические показатели государственной статистической

отчетности, в том числе составляющие государственную, военную и

коммерческую тайну, представляются органам государственной

статистики и в другие адреса, предусмотренные на бланках форм

государственной статистической отчетности, в соответствии с

установленным порядком бесплатно. (Устанавливается документированный способ предоставления отчета. )

1. 6. Датой представления государственной

статистической отчетности для одногородних предприятий, учреждений,

организаций, объединений и граждан, занимающихся предпринимательской

деятельностью, считается день фактической передачи ее по

принадлежности, а для иногородних - дата отправления, обозначенная в

штемпеле почтового предприятия. (Указывается критический момент статнаблюдения)

Для одногородних предприятий и организаций отправления не

допускаются. Отчитывающиеся организации, расположенные в одном

населенном пункте с органом статистики, отчеты в его адрес

представляют нарочным. (Внутриведомственная форма отчетности)

1. 7. Нарушением сроков представления государственной

статистической отчетности является опоздание, длящееся до одних

суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как

ее непредставление. (Разъяснительная работа)

1. 8. Отчеты по капитальному строительству подписываются

должностными лицами, подпись которых предусмотрена на бланках форм.

(Инструктаж кадров)

В соответствии с Законом органам государственной статистики

Российской Федерации предоставлено право применять к руководителям и

другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и

объединений, независимо от их форм собственности, административные

взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного

до восьмикратного установленного законом размера минимальной

месячной оплаты труда за нарушение порядка представления

государственной статистической отчетности, выразившееся в

непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения

государственных статистических наблюдений, искажений отчетных данных

или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия,

совершенные повторно в течение года после наложения

административного взыскания, - в виде штрафа в размере от

восьмикратного до десятикратного установленного законом размера

минимальной месячной оплаты труда. (Разъяснительная работа)

1. 12. Статистическая отчетность должна представляться по

составу отчитывающейся организации, действующим на конец отчетного

периода. По переданным или принятым в текущем году структурным

подразделениям и объектам строительства все показатели исключаются

или соответственно включаются в отчет с начала текущего года, т. е.

за весь отчетные период, независимо от даты выбытия или принятия

подразделения (объекта). При ликвидации в отчетном периоде

какого-либо структурного подразделения или объекта все данные,

относящиеся к нему, из отчетности не исключаются. (Составление списков единиц, предоставляющих сведения)

1. 13. Статистическая отчетность по капитальному строительству

составляется строго за установленный календарный отчетный период

времени, годовой отчет - за период с 1 января по 31 декабря. (Определяется время проведения статнаблюдения)

1. 14. Данные, отражаемые в графах за соответствующий период

прошлого года, за прошлый год должны быть приведены в структуре

организации на конец отчетного периода (года). В отчетах вновь

созданных в текущем году организаций указанные графы не заполняются.

1. 15. Все показатели по капитальному строительству должны

обязательно отражаться в отчетности в тех единицах измерения,

которые указаны в формах отчетности. (Определение форм предоставления отчетов)

Выводы.

Таким образом статнаблюдение является наиболее важным и необходимым элементом статистического исследования, формы предоставления отчетов детально урегулированы законодательством, что говорит о значимости статистики в общественной жизни. В правовой статистике не используются полностью все инструменты сбора информации, существующие в общей статистике, что обусловлено спецификой права. Правовая статистика является важной отраслью статистики, она дает информацию о состоянии преступности в стране, которая затем может быть принята к сведению и использована надлежащим образом.

Список используемой литературы.

Петрова Е. , Алексеева М. Статистика. М. , 1973 г.

Г. Л. Громыко. Статистика. М. , 1981 г.

Общая теория статистики. Под редакцией А. А. Спирина, О. Э. Башиной.

Лекции по статистике научного руководителя.

Юридические издания: Собрание законодательства Р. Ф. , Финансовая газета и т. д.

Скачать бесплатно Скачать работу
Антиплагиат онлайн