• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Место науки и инноваций в жизни современного общества

ПредметЭкономика
ДисциплинаИнновационная деятельность
Получить полную версию работы
Релевантные словазнания, наука, общества, деятельность, развитие, исследование
Процент оригинальности
74 %
Введение

Знаменитый английский ученый средневековья Роджер Бэкон (1214—1294), доказывая, что знания увеличивают власть человека над природой и приносят ему практическую пользу, высказал мысль: «Знания — сила». Т.е. знания рассматриваются им как экономический ресурс, а получение знаний возможно прежде всего через науку.

Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда уровень материального достатка, производительность труда одних поколений мало, отличались от уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло очень медленно.

Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца XX в. и начала XIX в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

ТеорияОпределение знаний как экономической категории

Знания — это совокупность сведений в различных областях хозяйственной деятельности.

Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности приобретаются разными способами:

1.через приобретение опыта

2.получение образования

3.покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов.

В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и о составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретет новых технологий.

К категории «знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке.

Дадим определения основных понятий, категорий, используемых в теме.

Наука

Наукой называется:

1. система знаний (в том числе в какой-либо области),

2. процесс открытия новых знаний

3. сфера экономики, которая этим занимается.

Цель науки – производство знаний, информации.

Далее термин «наука» будет употребляться во втором и третьем значениях, т.е. как процесс или как сфера открытия новых знаний.

Когда говорят о науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины

«научные исследования»,

«научные исследования и разработки (НИР)»,

«научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)».

Термин НИР наиболее употребим в России, НИОКР — в мире.

В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими. К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5—4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2.5—3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационная, космическая, медицинской техники и фармацевтическая и др.

Наука как специфическая сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков (принципов) по направлениям или группам научных дисциплин.

В зависимости от предмета научного познания и методов, исследования наука подразделяется на три группы, или подсистемы:

естественные,

общественные

технические науки.

Границы между этими подсистемами в определенной мере условны — некоторые отрасли научных знаний находятся на стыке этих наук: бионика, техническая эстетика, экономическая география и т. д. Наряду с продолжающимся процессом дифференциации научных знаний и выделением новых научных дисциплин проходит процесс междисциплинарных комплексных исследований, охватывающий целые комплексы различных научных дисциплин, находящихся в определенных взаимосвязях и взаимозависимостях. Примером тому могут служить исследования в области экологии и охраны окружающей среды, затрагивающие различные области научных знаний, включая биологию, комплекс наук о земле, технические науки, медицину, экономику, математику, юриспруденцию, международные отношения и т. д.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на

фундаментальную

прикладную.

Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы и общества, человеческого мышления.

Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества.

Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.

Фундаментальная наука развивается с определенным опережением по сравнению с прикладной наукой, создавая для последней определенные «теоретические заделы». Между фундаментальными и прикладными науками должно быть определенное соответствие, при котором достигалось бы опережающее развитие фундаментальных исследований и вместе с тем обеспечивалось прикладное использование их результатов.

В процессе поступательного развития науки происходит ее дифференциация, т. е. обособление отдельных отраслей знаний, в отдельные науки, одновременно с этим происходит интеграция наук — их взаимопроникновение и дополнение. Оба эти процесса проходят параллельно, дополняя друг друга, являясь отражением общего процесса разделения труда, результатом которого является ускорение развития науки, приумножение ее роли в развитии общества.

То, что наука необходима для развития производства, торговли, общественного благополучия и избегания мятежей, говорил еще Ф.Бэкон. То, что она наиболее полно расцветает при капитализме и является важнейшей производительной силой, обеспечивающей социальный прогресс, провозглашал К.Маркс. То, что только с ее помощью можно решить острейшие проблемы современности, сейчас говорят почти все.

Для начала необходимо разобраться, какие именно перемены произошли в функциях, структуре и ориентирах современной науки в сравнении с классической наукой индустриального общества.

Здесь налицо двойственные изменения.

1. Под влиянием науки и научно-технологического прогресса во второй половине XX в. начинает формироватьсяновое, постиндустриальное, или информационное общество, основанное на знаниях. В связи с возрастанием влияния на все стороны жизни информационных сетей, и притом в глобальном масштабе, М.Кастельс предложил называть его сетевым обществом.

2. Естественно и обратное воздействие этого общества нанауку. Оно влияет не только на внешние организационные и институциональные формы, но и на внутреннюю структуру и функцию науки, которая в известном смысле также становится сетевой. Невидимые познавательные и видимые коммуникативные сети связывают разные научные дисциплины, организации, проблемные поля и самих ученых.

Под воздействием этих изменений места науки в жизни общества сформировались основные отличия современной науки от классической.

1. Системный междисциплинарный характер научных исследований.

На протяжении нескольких столетий классическая наука, прежде всего естествознание, практически не пересекалась с технологией и промышленным производством. В большинстве европейских государств ее рассматривали как инструмент просвещения и познания, интеллектуальную игру. Вплоть до середины XX в. в кругу европейских и американских ученых бытовала шуточка: наука - это возможность для ученых удовлетворять свою любознательность за счет государства. И это было, в общем, правильно.

Союз научных знаний с технологическими стал оформляться во второй половине ХХв. в эпоху информационно-компьютерных революций. Развитие и функционирование науки начинает осуществляться по новым правилам. Изменяется ее социальный статус.

Важнейшим фактором капиталистического производства наука стала в последней четверти XX века. Она стала превращаться в основу политического, экономического и военного могущества высокоразвитых государств мира. Наука стала отраслью народного хозяйства, а число занятых в ней специалистов оказалось сопоставимым с числом занятых в других отраслях.

К началу XXI в. классическая наука не исчезла. Она сохранила свое значение и основные черты, превратившись в важный, но далеко не единственный компонент новой современной сетевой науки, адекватной складывающемуся постиндустриальному обществу. Появились новые формы ее организации, способы реализации исследовательской деятельности и принципиально новых отношений науки с технологией.

Уже в первой половине XX в. начали появляться так называемые междисциплинарные исследования и междисциплинарные научные знания. Подтверждением этого могут служить молекулярная биология, биохимия и другие дисциплины со сложными комбинаторными наименованиями.

Однако сам термин «междисциплинарные исследования» представляется достаточно неудачным, так как не может существовать научных знаний, находящихся где-то «между» научными дисциплинами. Скорее следовало бы говорить, что в результате интеграции науки и производства и появления обширного класса задач высшей сложности стали проводиться исследования, в которых одновременно применялись знания, относящиеся к различным монодисциплинарным наукам. В конструировании космических кораблей, например, задействованы знания из сферы физики, астрономии, машиностроения, эргономики, химии, биологии, психологии, баллистики, различных разделов математики.

Такие сложные целостные системы, состоящие из взаимодействующих и взаимосвязанных, но разнообразных и разнородных элементов, используются сегодня для решения обширного класса теоретических и практических задач.

Пример 1.

Образной иллюстрацией может служить некое строение, скажем, современное высотное здание. Его фундамент, созданный из гигантских бетонных блоков, несущие металлические конструкции, стенные панели, керамическая облицовка, канализационные и водопроводные трубы, лифты и лифтные шахты, телефонные провода, оптоволоконные кабели, пластиковые и металлические оконные рамы и другие конструкции, межэтажные перекрытия, различные отделочные материалы и прочее, прочее, прочее, - все эти вещи сделаны из различных ингредиентов по разным технологиям и могут использоваться различным образом. Сложенные на строительной площадке, они еще не представляют собой целостности – здания. Для того чтобы она возникла, необходимо создать архитектурный проект, осуществить сложные инженерные расчеты и, наконец, реализовать этот проект и расчеты в чрезвычайно сложном сооружении.

Пример 2.

А вот несколько иллюстраций из других областей человеческой деятельности. Летом 2002 г. в США проводились необычные военные маневры. Они представляли собой нечто вроде генеральной репетиции локальных дистанционных войн ближайшего будущего. Возможно, что первой такой войной должна была бы стать карательная интервенция США в Ираке. Необычность же предполагаемой войны состоит в ее интеллектуальности и высокой технологичности. В боевых действиях участвовали не различные роды войск, а хорошо запрограммированные наземные и воздушные боевые роботы, управляемые компьютерами: самонаводящиеся крылатые ракеты, десятки автономных или управляемых из командного пункта технических устройств. Они хорошо ориентируются на местности, точно фиксируют изменения в боевой обстановке, чутко реагируют на передвижение и ответные действия вооруженных сил противника. Военные роботы могут принимать автономные решения в определенном диапазоне ситуаций либо в сложных случаях передавать информацию на центральный командный пункт и получать необходимые указания от суперкомпьютеров, а также офицеров-операторов.

Пример 3.

Другим примером может служить экология. Экология рассматривает проблемы, относящиеся к воспроизводимым и невоспроизводимым природным ресурсам и полезным ископаемым, географии, геологии, биомедицинским и социальным условиям существования общества, отдельных людей и групп. Она изучает вопросы, связанные с динамикой земной атмосферы, ее химическим составом, почвоведением и плодородием почв, утилизацией производственных отходов и отходов жизнедеятельности человека, чистотой пресноводных бассейнов и рек, загрязнением мирового океана, состоянием лесов как источника атмосферного кислорода и еще с сотней других факторов. Это типичная система научных знаний, ориентированная на решение задачи оптимизации природных и техногенных факторов и условий выживания человека и общества в целом.

Пример 4.

Последняя иллюстрация - это теория искусственного интеллекта (ИИ), опирающаяся на самые разнородные психологические, лингвистические, математические и иные знания, необходимые для создания программных продуктов и аппаратных средств, позволяющих воспроизводить с помощью компьютеров интеллектуальные операции, приближающиеся к стандартам умственной деятельности человека. Системный характер ИИ совершенно очевиден.

Библиографический список
  • 1. Новиков В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков - М.: ИЦ Академия, 2007. - 208 с.
  • 2. Малахова Наталья, Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе / Наталья Малахова, Д.С. Ушаков - Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. - 224 с.
  • 3. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина - М.: Советский спорт, 2006. - 224 с.
  • 4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. Проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 382 с.
  • 5. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Менеджмент, специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С.Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  • 6. Богатин Ю.В., Швандар ВА. Оценка эффективности бизнеса и инноваций: Учебн. пособие для вузов. - Финансы, ЮНИТИ - ДАНА, 1999.
  • 7. Инвестиции и инновации: Словарь- справ, от А до Я / Л.В. Артемова, М.З. Бор, А.Ю. Денисов и др.; Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова.-М.: ДИС, 1998.
  • 8. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  • 9. Мамедов О.Ю. и др. Современная экономика: 100 экзаменационных ответов : Экспресс-справочник для студентов вузов.– М.: ИКЦ МарТ, 2004.
  • 10. Маренков Н.Л. Инноватика: учеб. пособие.– М.: КомКнига, 2005.
  • 11. Попов В.М. и др. Деловое планирование : Методы : Организация : Современная практика : Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 1997.
  • 12. Рубцов Б.Б. Современные фондовые рынки : Учеб. пособие для вузов.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  • 13. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью: учеб. пособие для вузов/Л.Н.Васильева, Е.А.Муравьева. – М.: Кнорус, 2005. – 313 с.
  • 14. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 175 с.
  • 15. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб пособие для вузов/ О.М.Хотяшева. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
Терминология:
  • Место - часть занимаемого пространства, точка, окрестность, множество вселенных, наша планета, пространство существования, содержание человеческой психики.
  • Общество - группа связанных постоянными отношениями индивидов с общепринятым признанием единой политической власти и территории с выбранной моделью социальных отношений и культурной общностью.
  • Современный - соотносится к одному времени с рассматриваемым явлением, существует в настоящем времени и соответствует его уровню.
Соответствующие бесплатные дипломы
Подобные готовые работы
Похожие документы